МАСТЕРСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Лекция № 5 ( 2 часа )
МАСТЕРСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность, различия между Я и Ты.
Л. Фейербах
Сущность педагогического общения и его функции.
Стили педагогического общения.
Система педагогического общения и технология его организации.
Технология разрешения конфликта.
Сущность педагогического общения и его функции.
Общение важнейшая составная часть бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей, обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.
Педагогическое общение это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.
Стили педагогического общения.
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми это категория социальная и нравственная,
В общении выделяются две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение учителя к классу, ученику может быть устойчиво-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.
В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства. Различают несколько стилей педагогического руководства.
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает к активному участию в обсуждении хода работы. У учеников появляется уверенность в себе. Развивается самоуправление. Нагрузки оптимально распределяются в классе с учетом склонностей и способностей каждого; поощряется активность, развивается инициатива. Основные способ» общения у такого учителя: просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявлять активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.
Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми ~ сложный процесс, связанный с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности учителя, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции общения, как передача информации.
Система педагогического общения и технология его организации.
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого, можно выделить соответствующие этапы профессионально - педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением., анализ осуществленной системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность.
Прогностический этап общения моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общение. Нередко удачно спланированная система общения на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения.
Инициатива учителя в организации общения обеспечивается:
четкостью организации начального контакта с классом;
оперативным переходом от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому и личностному общению;
оперативным достижением социально-психологического единства с классом;
введением личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
преодолением воздействия стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся;
организацией целостного контакта со всем классом;
постановкой задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
сокращением запрещающих педагогических требований и расширением позитивно ориентирующих педагогических требований;
внешним Видом учителя (опрятность, подтянутость,
собранность, активность, доброжелательность, обаяние);
реализацией речевых и невербальных средств взаимодействия; активным включением мимики, микромимики, контакта взглядом и т.п.;
умением "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружественность;
постановкой ярких, притягательных целей деятельности и показом путей их достижения;
пониманием ситуативной внутренней настроенности учащихся и передачей учащимся этого понимания.
Управление общением. На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Учителю необходимо поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. На этом этапе педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонениях от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.
Основные принципы общения с ребенком:
Безусловное принятие ребенка исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом. "Уважать - душевно признавать достоинства человека" (В.И.Даль).
Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
Предоставление права на свободу выбора.
Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций.
Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения.
Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка).
Уметь:
- по внешним признакам определять состояние ребенка;
- поддерживать мимикой, лозой высказывание собеседника; •
выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника;
владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность);
управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестом; уменьшать монологическую речевую деятельность введением диалога.
Уметь управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций, "свечение" (В.Л. Леви) излучение тепла, любви, доброжелательности).
Технология разрешения конфликта.
Диалогическое общение строится на взаимопонимании и взаимном уважении субъектов учебно-воспитательного процесса. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встает перед проблемой: как разрешить конфликт с учеником, с коллегами?
Одним из компонентов педагогической культуры учителя являются культура поведения в конфликтной ситуации, владение технологией разрешения конфликтов, В.И.Андреев, автор популярной книги по конфликтологии, дает ряд рекомендаций по разрешению конфликта. Его советы в сочетании с рекомендациями Ю.Б. Гйппенрейтер и Д.Карнеги позволили нам разработать технологическую цепочку разрешения конфликта. Раскроем ряд понятий.
Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.
Конфликт проблема (противоречие) + конфликтная ситуация + участники + инцидент
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникших противоречий. При взаимодействии людей всегда существуют противоречия (противоречие - это рассогласование):
мотивов, потребностей, ценностных ориентации;
взглядов, убеждений;
понимания, интерпретации информации;
ожиданий, позиций;
оценок и самооценок;
знаний, умений, способностей;
эмоциональных психических состояний;
целей, средств, способов осуществления деятельности.
В педагогическом процессе возникают конфликты между учителями и детьми, производственные, деловые конфликты между коллегами. Конфликты могут быть конструктивные, направленные на развитие коллектива и улучшение качества работы, и деструктивные, направленные на удовлетворение только личных амбиций, притязаний, самоутверждение за счет других.
Инцидент это действие или совокупность действий, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между участниками конфликта. Существуют пустые конфликты, когда проявление грубости, раздражения со стороны собеседника обижает партнера. Следует помнить, что проявление негативных эмоций может быть результатом плохого самочувствия. Так, 70 процентов детей с кишечно-желудочными заболеваниями обычно проявляют резкость и раздражительность в общении. Проявление заботы, внимания к человеку быстрее снимает конфликт, чем обида. При содержательных конфликтах (столкновение оценок, потребностей и т.д.) необходимо грамотное их разрешение.
Разрешение конфликта это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию их взаимоотношений.
Рекомендуемая литература
Андреев Б.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1993.
Амикметс К.П., Метса АЛ. Поговорим... Поспорим...-Л., 1991.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.
Безруких М.Я. и др. Я, или Правила поведения для всех. - М., 1991.
Воспитателю о личностном общении: Психология общения. М., 1992.
Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться: Кн. Для учащихся. М., 1991.
Гиппенрейтер Ю.Б. Школа общения с ребенком // Семья и школа. 1989. № 9-12; 1990. № \Л. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М.,1987
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.. 1987.
Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1993.
Коротаева Е. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., 1997.
Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М., 1986.
Сафонов В.И. Этика общения. - М., 1991.
Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е,А. Новые технологии воспитательного процесса. М.,1993.
6
МАСТЕРСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ