ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Лекция № 4 ( 2 часа )
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Хорошо быть лестницей для детей, которым хочется в хмурый день дорасти до солнца.
В. Куприянов
Сущность педагогического взаимодействия.
Принципы педагогического взаимодействия.
Методы, приемы, средства воспитания.
Классификация методов педагогического взаимодействия.
Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.
1.Сущность педагогического взаимодействия.
Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых разнообразных событий, многочисленных ситуаций. И от того, какова позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспитания.
Педагогическое воздействие в учебно-воспитательном процессе позволяет достаточно эффективно достигать поставленных целей. Педагог при этом демонстрирует необходимые образцы, алгоритм, которому надо следовать. Ребенок должен его запомнить и повторить. Например, на уроке учитель объясняет, как решать новый тип задач, приводит определенную последовательность действий. Если ученик уже самостоятельно сможет это воспроизвести, то он достигает успеха.
Таким образом, главной единицей учебно - воспитательного процесса становится педагогическое взаимодействие, которое предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.
Взаимодействие это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.
2.Принципы педагогического взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п. ), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роди диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А.Белухин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:
• гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);
• творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);
• опережающий характер педагогической деятельности (педагог работает для будущего);
• равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
• психотерапевтический характер взаимодействия;
• эмоциональную вовлеченность (переживание опыта).
3.Методы, приемы, средства воспитания.
Российская педагогическая энциклопедия (М., 1993г.) определяет методы воспитания как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных, задач2.
Методы воздействия и методы взаимодействия это конкретные пути выстраивания субъект - объектных или субъект - субъектных отношений в процессе воспитания. В повседневной воспитательной практике чаще, всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно - воспитательный процесс это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций.
Педагогическая ситуация это определенное состояние педагогической системы в конкретный промежуток времени. Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цеди воспитания, его позиции, профессионального владения всем спектром методов и приемов, а также алгоритмом решения педагогических задач. Методы тесно связаны с методическими приемами.
Прием - это способ педагогических действий в определенных условиях (= понятию «операция»)1. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микро-группы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и т.п.) методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности или др. Взаимосвязи методов и приемов подвижны, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.
Средства воспитания применяются в единстве с методами и методическими приемами. К ним относят материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности.
4Классификация методов педагогического взаимодействия.
Методы убеждения
Сознание развивается у человека естественным путем только в совместной деятельности с другими людьми, то есть необходимо СО-знание. Организация работы информацией подразумевает ее восприятие, анализ, моделирование возможных последствий и апробацию Полуниных результатов в практической деятельности. Метод убеждения это путь воздействия на сознание. Он может быть осуществлен в различных формах: внушение, повествование, диалог, лекция и т.п. Педагог должен помнить главное правило: "Развивая детей, развиваюсь сам!". Вот почему важна опора на расширение воображения в сочетании с объяснением (удивлять и предупреждать). Д. А.Белухин обращает внимание на необходимость побуждения к положительному отношению осознания чего-либо, подкрепленная словесными воздействиями типа ободрения или одобрения.
Методы упражнения
Следующая группа методов способствует формированию единства сознания и поведения. В основе упражнение (приучение) такой метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Необходимо добиваться, чтобы выполнение требований, упражнений становилось нужным для самoгo ребенка. Только тогда произойдет развитие его личности.
Педагогическое требование предполагает постановку воспитанника в ситуацию выполнения определённых действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий детей, их поступков, поведения в целом путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику.
Без продуманных, обоснованных требований педагога немыслима организация совместной деятельности школьников. Опытный педагог идет к детям с развернутой программой действий, и его требования есть средство реализации этой программы в делах и поступках воспитанников.
Методы самооценки
Поощрение и наказание метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их не-желательные действия и поступки. Содержание поощрения и наказания состоит во внесения; корректив в отдельные права и обязанности учащихся как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности.
5.Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.
Характеристика педагогической системы.
1. Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.
2.Дайте оценку уровня развития педагогической системы.
3.Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?
Выявление объектов и субъектов воспитания.
Определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).
Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
Характеристика взаимоотношений субъектов.
1.Определите стили отношений, руководства, общения педагога.
2.Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.
3.Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
Формулирование педагогических проблем и педагогических задач.
1.Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.
2.Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.
3. Конкретизируйте задачу, которую следует решить.
Алгоритм решения педагогической задачи
Выдвижение гипотезы.
Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.
Прогнозирование их результативности.
Рассмотрение различных вариантов действий педагога.
Выбор оптимального варианта действий педагога.
1. Выбор методов педагогического воздействия.
2.Определение соответствующих методических приемов.
3. Выбор организационных форм.
4.Подбор, способствующих решению задачи.
Детализация: продумывание оперативной структуры действий педагога.
Анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
Рекомендуемая литература
БелухияД.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Воронеж, 1997.
Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Рувинского. М., 1989.
Натанэон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972. :
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 1991.
Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.
Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. Е. Шиянов. -' М., 1997.
ПитюковВ.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М., 1997.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996.
Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. дня учителя. М,, 1991.
СидоркинА.М. Методы воспитания // Магистр -11992.
№ 1.
Теория и практика воспитания: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В.Еремкинои. Рязанъ, 1997.
Щуркова НЕ., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
5
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ