ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ
Лекция № 7 ( 2 часа )
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ
Творчество это поиск и открытие
личностных жизненных перспектив.
Н.Ф. Вишнякова
Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому.
Д.Бернал
1.Основные понятия и характеристика педагогического творчества.
2.Инновационная деятельность и педагогический опыт как условия формирования педагогического творчества.
1.Основные понятия и характеристика педагогического творчества.
Педагогика творчества наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспитательного процесса. Отличительной чертой педагогики творчества являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой Я-концепции педагога и воспитанника.
В современных условиях творческий педагог это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Все эти качества так или иначе характеризуют готовность учителя к организации профессиональной творческой деятельности.
Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:
осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;
потребности в творческом взаимодействии с учащимися;
наличия знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.
Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирующая высокоэрудированного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогического творчества, как и творчества в целом, являются:
создание нового или существенное усовершенствование известного;
оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Разработать технологию творчества, учитывая тот факт, что в творчестве большую роль играют вдохновение, интуиция, сиюминутное ощущение бытия, а также то, что творчество имеет ярко выраженную личностную окраску, практически невозможно. По нашему мнению уместнее проанализировать структуру творческого процесса и охарактеризовать каждый из этапов. Творческий процесс, по мнению Ф.В.Лазарева, включает следующую структуру:
проявление более или менее сознательно сформулированной проблемы;
поиск решения проблемы;
возникновение решения в виде некоторого нового образа;
процесс перевода содержания нового образа в объективную форму культуры (опредмечивание и социализация продукта творчества).
2.Инновационная деятельность и педагогический опыт как условия формирования педагогического творчества.
Передовой педагогический опыт - эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени. Исследователи, изучающие передовой опыт, различают его по масштабу, новизне и качеству. По масштабу выделяют единичный и типичный, индивидуальный, групповой и массовый; по новизне новаторский, творческий, репродуктивный; по качеству передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Все эти признаки находятся во взаимосвязи.
Ярким примером педагогического творчества является профессиональная деятельность Василия Александровича Сухомлинского (19181970). Спектр проблем, которые его интересовали, очень широк: гармоническое единство обучения и воспитания, образованности и воспитанности, превращение знаний в убеждения; гармоническое развитие умственных способностей детей в процессе их обучения; нравственная полноценность личности в богатстве и многогранности источников нравственного развития, в единстве его условий, предпосылок, методов; постоянное обогащение интеллектуальной жизни школьного коллектива и семьи как залог успешного учения; факторы, определяющие качество урока (широта кругозора и общая эрудиция учителя, его профессиональные знания и методическая подготовка, интеллектуальная жизнь семьи и школьного коллектива, внеклассная работа и др.); единство педагогических убеждений учителей и родителей; гармоническое сочетание всех видов деятельности, осуществляемых директором школы, и многое другое.
Передовой педагогический опыт требует знания технологии его изучения, обобщения и описания при использовании комплексной методики научно-педагогического исследования. При обобщении передового педагогического опыта исследователь изучает содержание, методику, условия, процессы, качество и результаты работы конкретных учителей. Как правило во внимание принимаются следующие основные компоненты: конкретные цели и задачи учебно-воспитательной работы, которые решаются автором; пути достижения конкретных результатов обучения и воспитания; развивающая технология (действия, операции учителей, учащихся и других участников педагогического процесса); новизна и творчество; условия творчества авторов опыта; обусловленность деятельности личностными качествами авторов, условиями школы и района; основная идея опыта; реальные пути и средства передачи, освоения и внедрения данного опыта.
При отборе передового педагогического опыта необходимо учитывать следующие критерии: актуальность, общественную и практическую значимость; исследовательский подход; главную идею опыта; учет своего опыта, местных особенностей, условий; эффективность опыта. Главная особенность любого опыта интеграция науки и практики. При этом выделяются три группы источников его изучения: зафиксированный письменно, устные формы освещения опыта, непосредственная педагогическая деятельность
Методы изучения передового педагогического опыта разнообразны. К их числу относятся наблюдение и само наблюдение, эксперимент, анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, библиографический метод (анализ событий, фактов, хронология жизненного пути), методы психолого-педагогической диагностики (беседы, тесты, опросники, интервью, социометрия, экспертные оценки). Одним из наиболее распространенных методов изучения педагогическою опыта является непосредственное наблюдение системы уроков, форм и методов воспитательной работы, стиля общения учителей и учащихся, управленческих действий. Он позволяет объективно оценить успешность решения учебно-воспитательных задач: как учащиеся усваивают материал, в какой мере проявляется их активность, как расширяется образовательный кругозор и др.
Различного рода беседы (с руководителями школ, учителями, учащимися, родителями) способствуют выяснению того, каким путем шел педагог в совершенствовании своей практики, чем он мотивирует применение того или иного метода, как осуществляет проверку эффективности работы и т. д. В ходе изучения опыта работы широко используется изучение документации школы и творческой лаборатории учителя: планы работы, протоколы педсоветов, журналы, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, подборки контрольных и самостоятельных работ, раздаточный материал, оборудование учебного кабинета, работы учащихся и др.
Завершающим этапом научного рассмотрения педагогического опыта является его обобщение и описание, то есть выведение конкретной общей идеи, которую следует творчески внедрять в другой опыт. Передовой педагогический опыт оформляется в специально разработанных карточках учета с включением следующих пунктов: кто внес предложение (идею); кто его разработал; суть предложения; кто его осуществляет; результаты внедрения в практику; отзывы учителей, проверяющих эффективность опыта; заключение компетентных лиц, а также органа, правомочного рекомендовать опыт к творческому пользованию или массовому внедрению.
Несомненно, что педагогический опыт должен включать в себя и приобретение новых знаний, и переживание результатов своей деятельности, и творческое решение проблем. А так как существуют различные формы творчествa, которые проявляются в деятельности, то существует и опыт выполнения этой деятельности, а значит существует и опыт творчества. Для успешного изучения я обобщения опыта педагога-новатора необходимо соблюдать следующую последовательность:
поиск образцов работы учителей, воспитателей, руководителей;
выявление критериев отбора передового педагогического опыта;
выбор методики изучения передового педагогического опыта;
сбор разнородной информации;
обработка собранных данных, имеющихся материалов;
выявление общей идеи внедрения опыта;
оформление передового педагогического опыта;
составление портрета учителя-мастера.
Анализ опыта, как правило, должен фиксироваться в аналитическом описании. При этом выявляются и описываются составные части опыта, элементы системы работы педагога, определяются их функция, возможности, цели, результативность, условия эффективности функционирования. Как правило, описанию подлежат:
алгоритм действий в решении педагогических задач;
принцип, разработанный автором;
метод педагогической деятельности;
приемы работы автора опыта;
средство, разработанное автором опыта;
педагогический комплекс;
формы педагогической деятельности;
другие виды педагогического творчества.
Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Oписанная технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности. Формирование творческой личности школьника наиболее эффективно при использовании, например, технологий коллективной творческой деятельности, внедренных известными педагогами И.П. Ивановым и В.А. Караковским.
Рекомендуемая литература
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Уч. пособие / МГПУ им. В. И. Ленина. М., 1993.
Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995.
Грицевский ИМ. Грицевская С.Э. От учебника к творческому замыслу урока: Книга для учителя. М., 1990.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М , 1987.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.
Караковский В.А. Воспитай гражданина, М., 1987.
Каспржак А. Учительское мастерство, или непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1992. №9.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1992.
Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М,, 1994.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Рязань, 1995. Гл. 6.
Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987.
Поташник М.М., Загвязинский В. И. Оптимизация или творчество// Народное образование. 1990. №3.
Раченко И. П. НОТ учителя. - М., 1989.
Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором
школы. М., 1973. :
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.,1985.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ