ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ

Лекция № 7 ( 2 часа )

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ

Творчество — это поиск и открытие

личностных жизненных перспектив.

Н.Ф. Вишнякова

Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому.

Д.Бернал

1.Основные понятия и характеристика педагогического творчества.

2.Инновационная деятельность и педагогический опыт как условия формирования педагогического творчества.

1.Основные понятия и характеристика педагогического творчества.

Педагогика творчества — наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспитательного процесса. Отличительной чертой педагогики творчества являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой Я-концепции педагога и воспитанника.

В современных условиях творческий педагог — это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Все эти качества так или иначе характеризуют готовность учителя к организации профессиональной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:

—осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

—потребности в творческом взаимодействии с учащимися;

—наличия знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.

Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирующая высокоэрудированного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогического творчества, как и творчества в целом, являются:

—создание нового или существенное усовершенствование известного;

—оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

—взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Разработать технологию творчества, учитывая тот факт, что в творчестве большую роль играют вдохновение, интуиция, сиюминутное ощущение бытия, а также то, что творчество имеет ярко выраженную личностную окраску, практически невозможно. По нашему мнению уместнее проанализировать структуру творческого процесса и охарактеризовать каждый из этапов. Творческий процесс, по мнению Ф.В.Лазарева, включает следующую структуру:

—проявление более или менее сознательно сформулированной проблемы;

—поиск решения проблемы;

—возникновение решения в виде некоторого нового образа;

—процесс перевода содержания нового образа в объективную форму культуры (опредмечивание и социализация продукта творчества).

2.Инновационная деятельность и педагогический опыт как условия формирования педагогического творчества.

Передовой педагогический опыт - эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени. Исследователи, изучающие передовой опыт, различают его по масштабу, новизне и качеству. По масштабу выделяют единичный и типичный, индивидуальный, групповой и массовый; по новизне — новаторский, творческий, репродуктивный; по качеству — передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Все эти признаки находятся во взаимосвязи.

Ярким примером педагогического творчества является профессиональная деятельность Василия Александровича Сухомлинского (1918—1970). Спектр проблем, которые его интересовали, очень широк: гармоническое единство обучения и воспитания, образованности и воспитанности, превращение знаний в убеждения; гармоническое развитие умственных способностей детей в процессе их обучения; нравственная полноценность личности в богатстве и многогранности источников нравственного развития, в единстве его условий, предпосылок, методов; постоянное обогащение интеллектуальной жизни школьного коллектива и семьи как залог успешного учения; факторы, определяющие качество урока (широта кругозора и общая эрудиция учителя, его профессиональные знания и методическая подготовка, интеллектуальная жизнь семьи и школьного коллектива, внеклассная работа и др.); единство педагогических убеждений учителей и родителей; гармоническое сочетание всех видов деятельности, осуществляемых директором школы, и многое другое.

Передовой педагогический опыт требует знания технологии его изучения, обобщения и описания при использовании комплексной методики научно-педагогического исследования. При обобщении передового педагогического опыта исследователь изучает содержание, методику, условия, процессы, качество и результаты работы конкретных учителей. Как правило во внимание принимаются следующие основные компоненты: конкретные цели и задачи учебно-воспитательной работы, которые решаются автором; пути достижения конкретных результатов обучения и воспитания; развивающая технология (действия, операции учителей, учащихся и других участников педагогического процесса); новизна и творчество; условия творчества авторов опыта; обусловленность деятельности личностными качествами авторов, условиями школы и района; основная идея опыта; реальные пути и средства передачи, освоения и внедрения данного опыта.

При отборе передового педагогического опыта необходимо учитывать следующие критерии: актуальность, общественную и практическую значимость; исследовательский подход; главную идею опыта; учет своего опыта, местных особенностей, условий; эффективность опыта. Главная особенность любого опыта — интеграция науки и практики. При этом выделяются три группы источников его изучения: зафиксированный письменно, устные формы освещения опыта, непосредственная педагогическая деятельность

Методы изучения передового педагогического опыта разнообразны. К их числу относятся наблюдение и само наблюдение, эксперимент, анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, библиографический метод (анализ событий, фактов, хронология жизненного пути), методы психолого-педагогической диагностики (беседы, тесты, опросники, интервью, социометрия, экспертные оценки). Одним из наиболее распространенных методов изучения педагогическою опыта является непосредственное наблюдение системы уроков, форм и методов воспитательной работы, стиля общения учителей и учащихся, управленческих действий. Он позволяет объективно оценить успешность решения учебно-воспитательных задач: как учащиеся усваивают материал, в какой мере проявляется их активность, как расширяется образовательный кругозор и др.

Различного рода беседы (с руководителями школ, учителями, учащимися, родителями) способствуют выяснению того, каким путем шел педагог в совершенствовании своей практики, чем он мотивирует применение того или иного метода, как осуществляет проверку эффективности работы и т. д. В ходе изучения опыта работы широко используется изучение документации школы и творческой лаборатории учителя: планы работы, протоколы педсоветов, журналы, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, подборки контрольных и самостоятельных работ, раздаточный материал, оборудование учебного кабинета, работы учащихся и др.

Завершающим этапом научного рассмотрения педагогического опыта является его обобщение и описание, то есть выведение конкретной общей идеи, которую следует творчески внедрять в другой опыт. Передовой педагогический опыт оформляется в специально разработанных карточках учета с включением следующих пунктов: кто внес предложение (идею); кто его разработал; суть предложения; кто его осуществляет; результаты внедрения в практику; отзывы учителей, проверяющих эффективность опыта; заключение компетентных лиц, а также органа, правомочного рекомендовать опыт к творческому пользованию или массовому внедрению.

Несомненно, что педагогический опыт должен включать в себя и приобретение новых знаний, и переживание результатов своей деятельности, и творческое решение проблем. А так как существуют различные формы творчествa, которые проявляются в деятельности, то существует и опыт выполнения этой деятельности, а значит существует и опыт творчества. Для успешного изучения я обобщения опыта педагога-новатора необходимо соблюдать следующую последовательность:

—поиск образцов работы учителей, воспитателей, руководителей;

—выявление критериев отбора передового педагогического опыта;

выбор методики изучения передового педагогического опыта;

сбор разнородной информации;

—обработка собранных данных, имеющихся материалов;

выявление общей идеи внедрения опыта;

оформление передового педагогического опыта;

—составление портрета учителя-мастера.

Анализ опыта, как правило, должен фиксироваться в аналитическом описании. При этом выявляются и описываются составные части опыта, элементы системы работы педагога, определяются их функция, возможности, цели, результативность, условия эффективности функционирования. Как правило, описанию подлежат:

алгоритм действий в решении педагогических задач;

принцип, разработанный автором;

метод педагогической деятельности;

приемы работы автора опыта;

средство, разработанное автором опыта;

педагогический комплекс;

формы педагогической деятельности;

другие виды педагогического творчества.

Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Oписанная технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности. Формирование творческой личности школьника наиболее эффективно при использовании, например, технологий коллективной творческой деятельности, внедренных известными педагогами И.П. Ивановым и В.А. Караковским.

Рекомендуемая литература

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань, 1988.

Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Уч. пособие / МГПУ им. В. И. Ленина. — М., 1993.

Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. — Минск, 1995.

Грицевский ИМ. Грицевская С.Э. От учебника — к творческому замыслу урока: Книга для учителя. — М., 1990.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М , 1987.

Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

Караковский В.А. Стать человеком. — М., 1993.

Караковский В.А. Воспитай гражданина, — М., 1987.

Каспржак А. Учительское мастерство, или непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1992. №9.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1992.

Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. — М,, 1994.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Рязань, 1995. Гл. 6.

Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. — М., 1993.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987.

Поташник М.М., Загвязинский В. И. Оптимизация или творчество// Народное образование. 1990. №3.

Раченко И. П. НОТ учителя. - М., 1989.

Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М., 1997.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором
школы. — М., 1973. :

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М.,1985.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ