Детское телевидение как средство формирования личности


Детское телевидение как средство формирования личности школьникаЭта статья рассказывает о роли российского телевещания в социализации детей школьного возраста. На основе анализа современных показателей по преобладанию идеологических направлений в телевещании российских mass media помогает определить причины и практические решения проблемы воспитания детей школьного возраста. Данная статья предназначена для педагогов, родителей и учащихся. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов при подготовке медиа-плана местного (школьного) телевидения, плана воспитательной работы школы, работы с родителями, социальных институтов города.

Сегодня мы живем в новом, информационном обществе, которое отличают новые условия и ритм жизни, ценности и социальные заказы. Так случилось, что медиасредства во многом определяют нашу повседневную жизнь и, хотим мы этого или нет, постепенно внедряются во все сферы и становятся приоритетными и в образовании, и в профессиональной деятельности, и в личной жизни, и в социализации...

Первое - социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению.

Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило с помощью семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку. Сегодня родители передоверили эти функции воспитателям в детском садике, тренеру, школе, религиозным организациям и самим детям. В современном обществе особое место в процессе социализации личности отведено телевидению и Интернету.

Какую роль телевидению отводят школьники? Десятиклассники нашей школы отметили информационную функцию (100%), социально - проблемную (50%), развлекательно-компенсаторную (30%), нормативную (10%). Как видим, по их мнению, телевидение не пропагандирует нормы, образцы поведения в обществе, систему социальных ценностей. Возможно, ответ в том, что смотрят на ТВ современные школьники? Мы предложили учащимся 5-11 классов (72 учащихся) выбрать передачи, которые ими чаще всего просматриваются на следующих федеральных каналах: Первый, Россия, НТВ, ТНТ, СТС.

Полученные данные подтверждают, что новости смотрят около 76% школьников, кино, развлекательные шоу, мультфильмы от 93% до 97%. Гораздо ниже (на 55-58%) количество просмотров передач документального характера (39%) и познавательно-развлекательных передач (35%). Какие познавательно-развлекательные программы предлагают вышеуказанные федеральные каналы? Посмотрим программу передач: СТС - «Галилео», «Самый умный», «Ералаш», мультфильмы (2,5 часа эфирного времени - 33% от числа всех программ канала), Первый – только в субботу «Умники и умницы», Дисней-клуб (16%).

Итак, от общего числа ТВ-программ федеральных каналов детям можно смотреть примерно 5-7%. Почему? Оказалось все просто, принятый Госдумой "Закон о рекламе предписывает: "Детские, образовательные и религиозные передачи не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой ". Следовательно, коммерческому телевидению не выгодно детское телевещание. А может не выгодно нести социальную ответственность за содержание передач, не выгодно вместе с другими социальными институтами участвовать в воспитании подрастающего поколения? В обществе есть устоявшееся мнение, что система воспитания в российском обществе включает в себя родителей, воспитателей, школу, религиозные организации, телевидение и Интернет. Мнение есть, но ничего не делается для того, чтобы система воспитания заработала. Почему?

Могут ли вообще средства массовой коммуникации быть «воспитателями»? Какова нормативная, интегративная, социально-проблемная функции ТВ в социализации школьника? Все тем же десятиклассникам школы было предложено сформулировать, какой должна быть воспитательно - образовательная деятельность ТВ и какая направленность существует сегодня.

Во-первых, по мнению учащихся (90%), телевидение может стать ядром комплекса воспитательно-образовательной системы государства: школа, семья, общественные организации, детское ТВ. При условии, что его деятельность должна быть ориентирована на сферы, где задачи воспитания и образования будут решаться с помощью телевизионного искусства. С максимальной пользой ТВ должно подкреплять, полученные в школе знания, стимулировать детское творчество и образное мышление, демонстрировать примеры культурного поведения, нравственные ценности.

Во-вторых, телевидение сегодня асоциально (70%), произошла замена агентов социализации: семья и школа прививают одну систему ценностей, в основе которой гуманность, трудолюбие, толерантность. А ТВ – другую: стяжательство, алчность, безнравственность, этическую бесконтрольность, переходящую в безудержную вседозволенность, агрессию, пренебрежение человеческой личностью, брань, скандалы, демонстрацию всех видов непристойностей, всевозможные формы насилия и демонизма. Герои ток-шоу и кино отвергают нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира. Школьники называет героями нашего времени на ТВ Прохорова, Жириновского(20%), Доктора Хауса (20%), безнравственных героев телепроектов (50%), Человека-паука(10%). Кто из них может быть примером нравственной ответственности, кто поддержит духовное здоровье народа, этический иммунитет, которые позволяли бы нам успешно сопротивляться воздействию темных соблазнов, противостоять агрессии, безнравственности, вандализму?

Каким должен быть герой нашего времени на ТВ и в жизни? Десятиклассники считают, что он должен быть патриотом, с активной жизненной позицией (30%), ответственным и честным (20%), умным и красивым(20%), образованной и культурной личностью (50%).

• Мультфильмы – 20

• «Галилео» - 12

• «Самый умный» - 8

• «Ералаш»- 7

• «Закрытая школа» - 5

• «Универ» - 6

• «Реальные пацаны» -5

• «Сваты» - 4

• «Воронины» – 3

• Улетное видео - 4

• СУП – 3

• Дорожные войны - 2

• «Наша Раша» - 3

• «Детка» - 9

• «Восьмидесятые» - 6

• «Вопрос на засыпку» - 4

• АБВГДейка – 2

• Не смотрят детские передачи-12

Мы попросили обучающихся 5-6 классов (44 человека) назвать телепередачи, которые они регулярно смотрят, для того чтобы выяснить, кто влияет на формирование их личности.

Анализируя данные, приходим к выводу, во-первых, детскими являются передачи: «Ералаш», «Самый умный», «Галилео», АБВГДейка, мультфильмы (зарубежного производства), трудно назвать хоть одного героя этих передач, который мог бы положительно повлиять на ребенка или стать для него примером. Во-вторых, родительский контроль отсутствует, несмотря на возрастные знаки в углу телеэкрана, детям не прививается зрительская культура, вкус, не формируется их система ценностей («Улетное видео», «Наша Раша» и др). В-третьих, дети смотрят все подряд, потому что на федеральных каналах практически нет передач для детей школьного возраста или есть такие, как «Умники и умницы», «Самый умный», но они не для широкого круга зрителей. Что смотреть тем, кто хорошо рисует, режет по дереву или кости, поет и танцует, увлекается коллекционированием, спортом (где можно узнать о детском спорте?)? Нет ни одной развивающей программы для детей-инвалидов. Хотя детские каналы есть: Бибигон, Карусель, Детский, Детский мир, Теленяня, Мультимания - все спутниковые, они доступны лишь 11% (из 44 опрошенных). Как мы выяснили, в концепции каждого канала на первом месте стоит развлечение, на втором – образование (73%-27%).

Бесспорно, на детском телеэкране ощущается огромный дефицит передач, созданных на базе собственного, российского социокультурного опыта. Сериалы и программы в большинстве своем аналог или продукт зарубежного производства. На чем воспитывать героев времени? Как семье, школе и общественным институтам без телевидения решать общую задачу: ориентирование подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, родного языка и национальных традиций? Должна же быть общая идеология. Просим школьников сформулировать идеологическую направленность российского телевидения:

• Освещение внутренней политики - 30%

• Пропаганда зарубежной культуры (американизация) -20%

• Пропаганда потребительского образа жизни-10%

• Развлечение-20%

• Идеологии нет-20%

Для сравнения: в советское время детское телевидение было органично вписано в целостную образовательно-воспитательную систему, ее элементы плодотворно взаимодействовали, и каждое звено выполняло собственные задачи во исполнение единой цели - воспитания молодых советских граждан. Какой должна быть сегодня идеологическая направленность ТВ? Десятиклассники в первую очередь называют культурно-просветительскую, пропагандирующую культуру общежития в многонациональном и многоконфессиональном обществе, и воспитательно-образовательную, затем информационную, развлекательную, с обязательной цензурой (70%). По их мнению, телевидение для детей должно помочь в формировании здоровой, интеллектуальной, с активной жизненной позицией личности (40%), с широким кругозором (20%), должно рассказать детям «что такое хорошо и что такое плохо» (40%).

Итак, на лицо необходимость восстановления системного подхода к детскому вещанию в стране, когда во главу угла ставятся вопросы воспитания молодых граждан России, а не частные, корпоративные интересы.

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одним из наиболее важных в современном мире. Вот почему так необходимо привлечь внимание государства к вопросам воспитания подрастающего поколения: роли телевещания в формировании личности ребенка.

Детское ТВ - это среда не просто информационная, но культуросозидающая, с помощью которой дети смогут построить собственные картины мира, поймут, в чем их предназначение. Дети не должны видеть сюжетов, акцентирующих внимание на безверие, безнадежность и ненависть. Только свет, добро и справедливость, честь, достоинство и благородство всегда должны вести вперед, в светлое будущее.

Библиография

1. Бачинин В. А. Детство и детское ТВ в социальном контексте/В. А. Бачинин, Социологические исследования.–2009.–№10. – С.119 – 125.

2. Когатько А. Г. Отечественное телевидение для детской аудитории/Когатько А. Г., И. Потапов. Детское телевидение довели до унизительного положения/Известия. 2005 , 22 декабря

3. Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85.

4. Федотова Л. Н. Социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001. 214с.

5. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. – М.: МГУ, 2007. – 2 с.