Классный час: «А если просто идет человек?»
Классный час: «А если просто идет человек?»
Цель: Формирование ценностных ориентаций учащихся
Задачи: 1. Формировать у учащихся нравственные качества;
2. Ознакомить учащихся с понятием «эмпатия»;
3. Прививать чувство ответственности за свои поступки;
4. Формировать задатки к самоопределению.
Данный классный час проходит в форме беседы, за основу которой взят рассказ Л. Андреева «В подвале». В ходе занятия у учащихся формируются навыки ведения диалога; учащиеся практикуются в высказывании своей точки зрения, а также в ее обосновании. Кроме того, базируясь на основе литературного произведения, занятие позволяет повысить мотивацию школьников к изучению литературы.
Ход занятия
I Вступительное слово учителя
- Далеко вперед сегодня шагнула наука, и в нашу жизнь ворвалось огромное количество новых приспособлений, упрощающих ее. Сегодня мы можем делать все по щелчку. А всё ли? Будто перелистывая пальцем на сенсорном экране приложения, перелистываем мы страницы своей жизни. Всё стало удобнее. Люди многое приобрели с технологическим прогрессом, но многое и потеряли… Многое и самое важное. Искренность. Эмпатию.
- Какое определение вы можете дать слову «искренность»?
- Что такое «эмпатия»?
Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
- Как вы считаете, нужно ли сегодня нам это качество?
-Мы перестали искренне удивляться, искренне радоваться, искренне ценить, искренне любить и сопереживать. Поменялись ценностные ориентиры. Заблудившись в веке технического прогресса, в веке материальных приоритетов, мы теряем себя.
- Дома вы читали рассказ Л. Андреева «В подвале». Что подразумевает под собой такое название?
- Кто может оказаться «В подвале»? Застрахован ли каждый из нас от попадания «В подвал»?
- Почему в начале описания главного героя автор долго не дает ему имя, используя личное местоимение?
- Только ли Хижняков виноват в том, что оказался «в подвале» - «на дне жизни»?
- Вызывает ли у вас чувства переживания герой?
- Что или кто мог бы помочь ему выжить?
Необходимые цитаты для обсуждения на данном этапе:
«Раз он увидел во сне что-то веселое и
Засмеялся, но звук получился странный, похожий на подавленное рыдание, и
Было страшно его слушать: где-то в безвестной глубине смеется, не то плачет
Душа, в то время когда тело неподвижно, как у мертвого.»
« И тогда наступало для него самое ужасное: беспощадно
Светлое сознание, что пришел новый день и скоро ему нужно вставать, чтобы
Бороться за жизнь без надежды на победу.
Нужно жить».
«А день развертывался - широкий, неудержимый, властно зовущий к жизни,
И весь мир начинал двигаться, говорить, работать и думать»
«.У него была жена когда-то, давно, и умерла. Еще дальше в прошлом у
Него были братья и сестры, а еще дальше - нечто смутное и красивое, что он
Называл матерью. И все они умерли, а может быть, кто-нибудь и жив, Но так
Затерян в бесконечном мире, как будто бы умер».
- Рассказ состоит из двух частей. В первой части центральной фигурой является Хижняков, олицетворяющий собой смерть. Во второй части – новорожденный ребенок, что соответственно отражает жизнь. Как вы думаете почему автор прибег к такому контрасту?
- Что объединяет Наталью Владимировну и Хижнякова? Постигнет ли участь Хижнякова Наталью Владимировну? Как правильно ей нужно поступить? (Жить ради ребенка)
Необходимые цитаты для обсуждения на данном этапе:
«Она шла, и ветер злобно вился вокруг нее и, когда она взошла на мост,
Хищно бросился к ней на грудь и железными когтями впился в холодное лицо.
Побежденный, он с шумом падал с моста, кружился по снежной глади реки и
Снова взмывал вверх, закрывая дорогу трепещущими холодными крыльями».
«Глубоко снизу на нее взглянул черный матовый глаз - клочок незамерзшей
Воды,- и был его взгляд загадочен и страшен». (Какой смысл несет в себе данное олицетворение?)
«Она устало сидела на лавке, откинув голову
Назад, и черные глаза ее, сделавшиеся огромными от болезни и страданий,
Светились спокойным блеском, а на бледных губах блуждала Горделивая улыбка Матери».
«Пальцы его на миг ощутили
Прикосновение чего-то живого, пушистого, как бархат, и такого нежного и
Слабого, что пальцы сделались как будто чужими и тоже нежными».
«И так, вытянув шеи, бессознательно озаряясь улыбкой странного счастья, стояли они,
Вор, проститутка и одинокий, погибший человек, и эта маленькая жизнь,
Слабая, как огонек в степи, смутно звала их куда-то и что-то обещала,
Красивое, светлое и бессмертное. И гордо глядела на них счастливая мать, а
Вверху, от низкого потолка, тяжелой каменной громадой подымался дом, и в
Высоких комнатах его бродили богатые, скучающие люди».
«Пришла ночь. Пришла она черная, злая, как все ночи, и тьмой
Раскинулась по далеким снежным полям, и в страхе застыли одинокие ветви
Деревьев, те, что первые приветствуют восходящее солнце. Слабым огнем
Светильников боролись с ней люди, но, сильная и злая, она опоясывала
Одинокие огни безысходным кругом и мраком наполняла человеческие сердца. И Во многих сердцах потушила она Слабые тлеющие искры».
Подведение итогов: Мы обсудили сегодня маленький рассказ с очень глубокими проблемами, которые по сей день, к сожалению, находят свое отражение в нашей жизни. Чтобы не оказаться в «подвале» и не позволить оказаться там нашим близким людям, мы с вами должны сохранять в себе самые главные человеческие качества. А акончить нашу беседу мне бы хотелось словами стихотворения Э. Асадова, которое призывает нас оставаться человечными и не безразличными ко всем людям:
Падает снег, падает снег -
Тысячи белых ежат...
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека - обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда -
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И "Скорая помощь" тоже.
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска -
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!