ГИГИЕНА – ОСНОВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНЫ

Р ДЕНСАУЛЫ САТАУ МИНИСТРЛІГІ

С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАЫ

АЗА ЛТТЫ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

Кенесариев У.И.

ЛЕКЦИЯ

ВВОДНАЯ. ГИГИЕНА – ОСНОВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНЫ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ.

Алматы, 2008 год

Утверждены на заседании кафедры общей гигиены и экологии Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2008 г.

Утверждены заведующим кафедрой,

д.м.н., профессором _____________________ Кенесариевым У.И.

Утверждены на заседании кафедры общей гигиены и экологии Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2009 г.

Утверждены заведующим кафедрой,

д.м.н., профессором _____________________ Кенесариевым У.И.

Утверждены на заседании кафедры общей гигиены и экологии Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2010 г.

Утверждены заведующим кафедрой,

д.м.н., профессором _____________________ Кенесариевым У.И.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Определение гигиены как науки.
  2. Цель гигиены.
  3. Объект изучения гигиены и задачи.
  4. Методы гигиены.
  5. Санитарное законодательство.
  6. Особенности гигиены аптек и фармацевтической промышленности.
  7. История развития гигиены.
  8. Перспективы развития гигиены в РК.

  1. Определение гигиены как науки.

Термин «гигиена» происходит от греческого слова хигиейнос, что означает «приносящий здоровье» (Слайд №1). Согласно древнегреческой мифологии, у бога врачевания Асклепия (в древнеримских мифах – Эскулап) была дочь Гигиейя, помогавшая отцу в его делах. Гигиейя занималась предупреждением заболеваний и древние греки считали ее богиней здоровья. От имени богини и происходит само название гигиены – основной профилактической науки в медицине.

Забота о здоровье человека – основная задача всей медицины и ее решение достигается двумя путями (Слайд №2):

  1. Профилактическим (укрепление здоровья и предупреждение заболеваний). Пример: эндемический зоб – профилактика – йодирование соли. Рахит – недостаток витамина Д.
  2. Восстановительным (лечение болезни).

При этом профилактический путь является наиболее эффективным и должен быть первоочередным, что подчеркивает значение гигиены в системе медицинских наук.

Существует много определений гигиены как науки. Так, выдающийся отечественный гигиенист Ф.Ф. Эрисман в начале ХХ века писал, что гигиена – это наука, которая путем экспериментов и статистики приобретает знания для улучшения общественного здоровья.

В толковом словаре русского языка В.В. Даля (1898) говорится: Гигиена – искусство или знание сохранять здоровье, оберегать его от вреда (Слайд №3)

В современном понимании гигиеной называется наука, изучающая закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, высокой умственной и физической работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний (или реализация которых обеспечит сохранение и укрепление здоровья человека).

  1. Цель гигиены.

В середине XIX века английский ученый Эдвард Паркс сказал (Слайд №4), что цель гигиены – «… сделать развитие человека более совершенным, жизнь – более сильной, увядание – наименее быстрым, смерть – наиболее отдаленной». Это выражение вполне соответствует современному представлению о цели гигиены – сохранение и укрепление здоровья человека.

3. Объект изучения гигиены.

Объектом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая его среда. В данном случае под окружающей средой понимается не только природа, но и среда обитания человека в течение всей его жизни, в том числе во время труда и отдыха. Под окружающей средой понимается и общество с его производительными силами и производственными отношениями, а также все обилие разнообразных факторов, связанных с этими процессами.

Вне окружающей среды жизнь живых организмов, в том числе и человека, невозможна. Важным фактором, способствующим жизни, является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Еще в 1863 году физиолог И.М. Сеченов говорил: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Но эта же самая среда, необходимая для жизни, может оказывать и неблагоприятное воздействие.

В зависимости от своей природы, все факторы окружающей среды, воздействующие на человека, делятся на физические, химические, биологические и психогенные (Слайд №5). К химическим факторам среды относятся химический состав воздуха, воды, почвы, пищи. Многие из этих компонентов необходимы для жизни человека и их недостаток приводит к патологии. Наличие повышенных концентраций токсических веществ также ведет к заболеванию.

К физическим факторам относится солнечная радиация, атмосферное давление, температура, влажность, скорость движения воздуха, а также ионизирующие излучения, шум, вибрация и др. Умеренное воздействие многих из этих факторов способствует нормальной жизнедеятельности, однако их повышенная интенсивность оказывает отрицательное влияние. Неблагоприятными могут оказаться и пониженные уровни воздействия.

К биологическим факторам относится все живое, окружающее человека (бактерии, вирусы, гельминты, грибы, растения). Например, некоторые микроорганизмы могут явиться причиной различных инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний.

Психогенными факторами являются слово, речь, письмо, печатная продукция, взаимоотношения в коллективе и др. Они вызывают у человека различные эмоции, то или иное психическое состояние.

В реальной жизни человек подвергается воздействию факторов разной природы одновременно. Иногда это воздействие может оказаться нейтральным или даже благоприятным для здоровья, а в ряде случаев способно причинить существенный вред – вплоть до смертельного исхода.

Основные задачи гигиены заключаются (Слайд №6) в следующем:

  1. Изучение природных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека.
  2. Изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека или популяцию.
  3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.
  4. Внедрение нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное хозяйство, оценка их эффективности.
  5. Прогнозирование санитарной ситуации на перспективу.

Рассмотрим по отдельности каждую задачу.

  1. Изучение природных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека.
  • уровни содержания и распространения химических веществ в воде, воздухе, почве, в продуктах питания. Например, металлов в воде, в почве, в продуктах питания. Газообразных соединений в воздухе населенных мест, в производственных помещениях и др. источники их образования.
  • содержание и распространение бактерий, вирусов, гельминтов, грибов в почве, воде, воздухе, в продуктах питания.
  • Уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения в производственных помещениях заводов, на шахте, уличный шум городов. Природно-климатические факторы – солнечная радиация, температура, влажность, давление, скорость движения воздуха.

  1. Изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека на популяцию (население).
  • влияние химических веществ при поступлении с воздухом, водой, продуктами питания. Например, ряд металлов – цинк, железо, медь, марганец, ванадий, кобальт и цезий входят в состав ферментов, гормонов и витаминов и необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Но, при повышенном поступлении в организм они становятся токсичными.

Недостаток йода - вызывает эндемический зоб.

Дефицит фтора - кариес зубов.

Избыток фтора - флюороз.

- инфекционные и паразитарные заболевания вызывают микроорганизмы, содержащиеся в воде, воздухе, продуктах питания.

- в производственных условиях шум вызывает утомляемость, снижение слуха, болезни нервной системы, вибрация - вибрационную болезнь, ионизирующее излучения вызывает злокачественные новообразования, генные мутации и т.д.

Эта задача выполняется путем эпидемиологических исследований состояния здоровья населения.

3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

Эта задача является основным звеном в системе профилактических мероприятий.

Гигиеническое нормирование - это определение концентраций, дозы, уровня веществ и факторов, которые при ежедневном воздействии на человека в течение всей его жизни не окажут на его здоровье и будущие его поколения прямого или опосредованного влияния.

Все факторы нормируются:

- ПДК - для химических веществ

- ПДУ - для физических факторов

- CанПиН

- ГОСТы

- СНиПы

Этой задаче будет посвящена отдельная лекция.

4. Внедрение нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное хозяйство, оценка их эффективности.

Если гигиеническая наука занимается разработкой нормативов, правил и мероприятий, то их практическое применение возложено на санитарию, (лат. санитас - здоровье). Выдающийся гигиенист Г.В. Хлопин дал этой дисциплине такое определение: "Если гигиена - наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария - практическая деятельность, при помощи которой это достигается". В целом санитария - это система контроля за соблюдением гигиенических норм, правил, мероприятий, который осуществляется санитарно-эпидемиологической службой.

Оценка эффективности - социально - экономический расчет прибыли от внедрения гигиенических нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное хозяйство.

5. Прогнозирование санитарной ситуации на перспективу. Это более современная задача. В 1972 году академик Г.И. Сидоренко выдвинул теорию гигиенического прогноза, позволяющую дать перспективную оценку состоянию ОС и ЗН. Прогнозные расчёты на ближайшую и отдаленную перспективу дают возможность планировать перспективные профилактические мероприятия, а также оценить их эффективность.

4. Методы гигиены

Существует 4 основных метода гигиенических исследований (Слайд №7):

1. Санитарного обследования

2. Эпидемиологический

3. Гигиенического эксперимента

4. Санитарной экспертизы.

Метод санитарного обследования - один из основных приемов в работе врача-гигиениста по изучению средовых факторов, влияющих на здоровье человека и условия его обитания. Его суть состоит в том, что врач-гигиенист составляет заключение о санитарном состоянии исследуемого объекта (предприятие, цех, детсад, школа, населенный пункт, водоисточник и др.). При этом используются два основных приема (Слайд №8):

1. Санитарное описание - оценка объекта по внешним признакам, что не представляет трудности и всегда доступно, но носит субъективный характер.

2. Углубленное санитарное обследование с применением инструментально-лабораторных исследований факторов окружающей среды. Этот прием дополняет санитарное описание объективными аналитическими данными. Они могут быть получены следующими методами:

а) физическими - температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрация, радиоактивное излучение, освещенность и др.;

б) химическими - определение химического состава объектов природной и производственной среды; вода, атмосферный воздух, приземная атмосфера, почва, сельскохозяйственные продукты, продукты питания.

в) физико-химическими - спектроскопия, полярография и др.;

г) биологическими - наличие в объектах микроорганизмов, гельминтов, насекомых.

На основании углубленного санитарного обследования составляется санитарный паспорт изучаемого объекта с его подробным описанием, в котором излагаются выявленные санитарные нарушения и меры по их устранению. В дальнейшем разрабатывается план мероприятий по устранению отмеченных недостатков (санитарное предписание), который передается администрации объекта.

Эпидемиология: Исследование распределения показателей состояния здоровья и событий в популяции и применение этих исследований для решения проблем здравоохранения.

Эпидемиологический (Слайд №9) метод заключается в изучении состояния здоровья населения при воздействии различных факторов. Является одним из ведущих методов гигиены и состоит из двух основных этапов:

1. Санитарно-статистическое изучение состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию каких-либо факторов. Для этих целей используется официальная учетная медицинская документация, утвержденная приказом Минздрава РК. Изучается заболеваемость, некоторые демографические данные, физическое развитие, инвалидность. На основании полученных сведений рассчитываются специальные статистические показатели, например, частота той или иной патологии среди населения, структура заболеваемости и др.

2. Медицинское обследование населения (Слайд №10), подвергающихся воздействию тех или иных факторов. Проводится группой врачей-специалистов и позволяет установить истинную заболеваемость населения, а также выявить ранние признаки патологии.

Помимо опытной группы населения (группы риска) обязательно подбирается контрольная группа (Слайд №11), на которую изучаемый фактор не действует или действует в незначительной степени. Сопоставление результатов наблюдения позволяет дать оценку влияния на здоровье того или иного фактора.

Контрольный регион (населенный пункт) необходим и при проведении санитарного обследования.

Эпидемиологический метод и метод санитарного обследования применяется в виде трёх основных форм (Слайд №12):

1. Ретроперспективные исследования - сбор статистического материала за предыдущие годы.

2. Поперечный разрез - одномоментное изучение состояния вопроса на данное время.

3. Проспективные исследования – длительные динамические наблюдения. Необходим для прогноза.

Метод гигиенического эксперимента проводится для обоснования в лабораторных условиях различных гигиенических нормативов: ПДК, ОБУВ, ПДУ и др. Существует два вида таких экспериментов:

1. На людях-добровольцах - при условии полной гарантии безопасности для здоровья (установление максимально-разовых ПДК атмосферных загрязнений по порогу запаха).

2. На лабораторных животных - для изучения влияния на организм химических, физических и биологических факторов для установления безопасных величин. Этому методу будет посвящена отдельная лекция.

Метод санитарной экспертизы (Слайд №13) - решение вопросов на предмет соответствия санитарным нормам и правилам. Экспертиза проводится при осуществлении санитарными врачами предупредительного и текущего санитарного надзора.

Предупредительный санитарный надзор заключается в проверке соблюдения гигиенических норм и правил на этапе проектирования и строительства различных объектов, а также в контроле за выпуском различных видов продукции.

Текущий санитарный надзор заключается в систематическом наблюдении за санитарным состоянием объектов в процессе их эксплуатации.

Санитарной экспертизе подлежат (Слайд №14):

- проекты планировки и застройки населенных мест;

- проекты коммунального, жилищного и промышленного строительства;

- отвод земельных участков под все виды строительства;

- проекты водоснабжения и канализации;

- сами объекты в процессе эксплуатации;

- питьевая вода и пищевые продукты;

- новые виды посуды, тары, оборудования;

- детские игрушки, книги, одежда и др.

По завершении санитарной экспертизы составляется обоснованное заключение: заключение по отводу земельного участка, заключение по проекту, акт санитарной экспертизы пищевых продуктов, детских игрушек и т.д.

5. Санитарное законодательство.

При осуществлении санитарного надзора санитарный врач использует санитарное законодательство, которое включает (Слайд №15):

- государственные стандарты;

- санитарные правила и нормы (СанПиН);

- инструкции;

- строительные нормы и правила (СНиП);

- методические указания;

- постановления и распоряжения Минздрава и др.

Основным руководящим документом деятельности санитарного врача является "Положение о государственном санитарном надзоре". Санитарно-эпидемиологическая служба состоит из руководящего органа (КГСЭН) и сети республиканских, областных, городских и районных СЭС. Каждая из них включает три основных отдела: санитарно-гигиенический, эпидемиологический и дезинфекционный.

6. Особенности гигиены аптек и предприятий фармацевтической промышленности.

Гигиена аптек и предприятий фармацевтической промышленности является разделом гигиенической науки, изучающей влияние производственных факторов этой отрасли на организм работающих и разрабатывающей меры и нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней.

Условия труда и производственные факторы в аптеках и на предприятиях химико-фармацевтической промышленности имеют свои специфические особенности:

1. Только в условиях аптечной и заводской технологии, работающие в течение всего рабочего дня имеют контакт с различными лекарственными средствами, являющимися в то же время биологически и физиологически активными веществами.

2. Лекарственные средства могут оказывать специфическое неблагоприятное воздействие: токсическое, раздражающее, сенсибилизирующее, при этом, получаемая в течение дня доза значительно превышает терапевтическую дозу при лечении этими средствами.

3. Технологический процесс получения, фасовки, хранения лекарственных средств требует соблюдения строгой стерильности, что достигается обязательным соблюдением гигиенического режима, в том числе личной гигиены работающих.

Эффективность лекарственных препаратов во многом зависит от микроклиматических условий производственных помещений - температуры, влажности, освещенности, они могут разрушаться при высокой температуре, подвергаться изменениям под действием света и т.д.

5. Работающие, в силу непосредственного контакта, постоянно подвергаются эпидемической опасности.

Учитывая вышесказанное, провизор должен хорошо разбираться в вопросах гигиенического нормирования параметров окружающей среды, знать характер действия вредных факторов производства, разрабатывать и проводить гигиенические мероприятия по охране труда, соблюдать гигиенический режим, участвовать в гигиенической оценке проектов аптек в процессе предупредительного надзора, соблюдать правила личной гигиены.

7. История развития гигиены

Развитие гигиены можно условно разбить на два основных, не равных по временной протяженности, периода (Слайд №16):

1.Эмпирическая гигиена (основанная на опыте) развивалась на протяжении многих веков.

2.Научно-экспериментальная гигиена, занимающая сравнительно короткий период.

Первый период уходит корнями в доисторические времена, когда человек, борясь за свое существование, постепенно накапливал опыт общения с окружающей природой и ее разнообразными факторами. Не понимая истинных причин тех или иных явлений, человек лишь констатировал отдельные факты и делал определенные выводы об их вреде или пользе для здоровья. Многие положения таких наблюдений, и обобщений были верны и сохранили свое значение до наших дней, получив соответствующее научное обоснование.

Так, ряд религиозных предписаний в странах Древнего Востока содержал разумные указания профилактического характера. В законодательных документах Вавилона и Ассирии содержались положения имеющие отношение к личной и общественной гигиене (19 век до нашей эры).

В Древнем Египте существовали санитарные рекомендации по применению пищевых продуктов, водолечению, массажу, надзору за рынками и др. В медицинских трактатах Древнего Китая подчеркивалась необходимость предупреждения болезней, в виду сложности их лечения.

В трудах Гиппократа (460-377 года до нашей эры) уже выделяются факторы, влияющие на здоровье человека: общие (почва, вода, погода) и личные (питание, наследственность, образ жизни). В древней Греции проводился надзор за продажей напитков и пищевых продуктов, сооружались водопроводы, канализация (Афины), велась планировка населенных мест. Наибольшее развитие санитарно-технические сооружения получили в древнем Риме (знаменитые римские акведуки, канализации, бассейны, общественные бани).

В раннем средневековье выдающимся врачом Востока Ибн-Синой.; 980-1037 годы) написан пятитомный "Канон врачебной науки", включивший главы о гигиене воздуха, воды и др.

В XII веке был создан "Салернский кодекс здоровья". В целом же средние века характеризуются резким упадком санитарной культуры. Достаточно сказать, что в крупных городах Европы нечистоты выливались на улицу прямо из окон, в семьях королей и знати не соблюдались самые элементарные требования ухода за телом и одеждой. Такое положение дела приводило к развитию массовых заболеваний, сопровождалось высокой смертностью населения.

Однако в XV веке происходит некоторое повышение санитарной культуры. К этому времени происходит развитие промышленного производства, что также дает толчок науке и культуре. Левенгук создает микроскоп, появляются серьезные научные работы по медицине и естествознанию. В конце XVIII века выходит в свет сочинение Петра Франка "Полная система медицинской полиции", обобщающая все известные на тот период сведения по санитарии. Однако гигиена ещё не выделяется в самостоятельную науку и остаётся на своём прежнем эмпирическом уровне.

Только в XIX веке эмпирический период развития гигиены сменяется научно-экспериментальным. Этому способствуют промышленная революция и крупнейшие научные открытия. Наряду с натуральными наблюдениями исследователи начинают ставить научные эксперименты. Появляются первые работы по гигиене, например англичанина Э. Паркса (Руководство к практической медицине, 1857).

Значительный вклад в научно-экспериментальную гигиену был внесен Максом Петтенкофером - санитарным врачом Мюнхена. В 1865 году он создал первую кафедру гигиены в Мюнхенском университете, а затем институт гигиены. Заслугой Петтенкофера является проведение многолетних лабораторных экспериментов, превративших гигиену в точную науку. В тот период возбудители инфекций не были известны и поэтому многие положения Петтенкофера оказались ошибочны (локалистическая почвенная теория, этиология холеры и др.). Однако им выдвинут ряд косвенных положений, имеющих гигиеническое значение, а главное - дан толчок для проведения дальнейших исследований.

Из гигиенистов России следует, в первую очередь, следует отметить А.П. Доброславина, создавшего в 1871 году кафедру гигиены на базе Военно-медицинской академии в Петербурге. С этого года в России начато самостоятельное преподавание гигиены. А.П.Доброславин широко внедрял в практику гигиены лабораторные методы исследования, что способствовало формированию научной дисциплины.

В 1869 году в Петербург приехал из Швейцарии молодой врач - офтальмолог Ф.Ф. Эрисман. Защитив докторскую диссертацию по глазным болезням, он особое внимание уделял вопросам этиологии близорукости у школьников. Это привело ученого к гигиене, стажировку по которой он проходил у М. Петтенкофера. В 1882 году Ф.Ф. Эрисман организовывает вторую в России кафедру гигиены при Московском университете. В дальнейшем им создается санитарно-гигиеническая лаборатория и санитарная станция в Москве. Ф.Ф. Эрисманом написано большое количество гигиенических работ. Именно он первый указал на неразрывную связь гигиены с медициной. Однако в 1896 году Ф.Ф. Эрисман был уволен из университета за поддержку прогрессивного студенчества и поселился в Швейцарии.

Ученик Ф.Ф. Эрисмана Г.В. Хлопин (1863-1929) возглавлял кафедру гигиены Военно-медицинской академии и много внимания уделял санитарно-гигиеническим исследованиям в области гигиены водоснабжения, охраны водоисточников, жилища и т.д. Является автором многих учебников и руководств, был редактором журнала "Гигиена и санитария".

В 1872 году в России была утверждена первая должность санитарного врача, которую занял И.И. Моллесон (1842-1920). Ему принадлежит инициатива санитарной печати и устройства сельских яслей. И.И. Моллесон широко рекомендовал составление санитарно-топографических описаний местности, способствующих объективной оценки влияния природной среды на здоровье человека.

В 1922 году в России был принят декрет "О санитарных органах республики", сформулировавший основные положения санитарной службы страны. В этом же году стал выходить журнал "Гигиена и санитария", который первые 10 лет назывался "Гигиена и эпидемиология".

В ряде городов создаются научно-исследовательские институты гигиенического профиля. Начиная с 1931 года, при медицинских вузах стали организовываться санитарно-гигиенические факультеты, а в 1933 году создана Всесоюзная государственная санитарная инспекция СССР.

Из выдающихся гигиенистов того времени следует особо отметить А.Н. Сысина (1879-1956), который с 1913 года работал санитарным врачом города Москвы, а затем являлся первым начальником санэпидотдела Наркомздрава РСФСР и профессором кафедры гигиены 1-го Московского медицинского института. С 1944 года А.Н. Сысин до конца своих дней являлся директором созданного им института общей и коммунальной гигиены АМН СССР, который в настоящее время носит его имя и называется Институт гигиены окружающей среды и экологии человека РАМН.

А.В. Мольков (1870-1947) - основоположник отечественной школьной гигиены. По его инициативе в СССР созданы первые кафедры по этой дисциплине. С 1923 года он возглавлял институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР. Является автором учебника по школьной гигиене.

Особо существенный вклад в развитие коммунальной гигиены внесен А.Н. Марзеевым (1883-1956) - первым начальником санэпидотдела Наркомздрава Украины. Им создан Киевский институт общей и коммунальной гигиены (ныне имени А.Н. Марзеева), написан первый в СССР учебник по коммунальной гигиене, а также ряд книг по указанной проблеме.

Касаясь последних десятилетий, можно назвать немало выдающихся отечественных гигиенистов, однако лишь некоторые из них создали свои научные направления в той или иной области гигиены.

К таким ученым следует отнести В.А. Рязанова (гигиена атмосферного воздуха), С.Н. Черкинского (гигиена воды и санитарная охрана водных объектов), Г.Н. Сердюковскую (гигиена детей и подростков), Б.Г. Кроткова (радиационная гигиена), Е.И. Гончарук (гигиена почвы), Г.И. Сидоренко (гигиена окружающей среды), Г.Н. Красовского (гигиена воды и санитарная охрана водоёмов), Измерова (гигиена труда) и др.

Выше уже говорилось о двух основных этапах развития гигиены - эмпирическом и научно-экспериментальном. Второй этап характеризуется рядом структурных изменений. Первоначально гигиена развивалась как единая научная дисциплина. Однако, по мере углубления исследований и накопления научных данных в ряде областей, рамки одной дисциплины стали тесны и от гигиены отпочковались самостоятельные дисциплины: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда, военная гигиена, больничная гигиена, личная гигиена, радиационная гигиена и др. При этом общая гигиена является вводным курсом в изучение указанных дисциплин (пропедевтикой гигиены).

Гигиена состоит из ряда разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики (Слайд №17):

Коммунальная гигиена - изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для

создания оптимальных условий проживания. Ведущие ученые РК: Даулбаев Ф.А., Амрин К.Р., Неменко Б.А.

Гигиена питания - изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение зависимости от условий груда и быта; разрабатывает меры профилактики алиментарных заболеваний. Ведущие ученые РК: Шарманов Т.Ш., Терехин С.П. и др. В РК действует Казахская Академия питания.

Гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней. Ведущие ученые РК: Алтынбеков Б.Е. НЦ гигиены и эпидемиологии и НУ гигиены труда и профпатологии.

Гигиена детей и подростков - изучает влияние факторов окружающей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребёнка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

Радиационная гигиена - изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает санитарно-гигиенические меры и нормативы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами.

Список литературы:

  1. Г.И. Румянцев и соавт. Гигиена. – М.: Медицина, 2005. – 607 с.
  2. А.И. Гурова, О.Е. Горлова. Практикум по общей гигиене. – М.: Изд. Университета дружбы народов, 1991. – 176 с.
  3. У.И. Кенесариев, Н.Ж. Жакашов. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы. 2002. – 260 с.
  4. И.Р. Голубев. О мониторинге «Здоровье – окружающая среда». - Гигиена и санитария, 2001 г., №4.
  5. Р.М. Хвастунов. Т.С. Тихова, Е.В. Трофимова, Н.А. Кочнова. Возможности использования данных космической съемки и в гигиенических исследованиях. – Гигиена и санитария, 2000 г., №2.
  6. Тулебаев Р.К., Слажнева Т.И., Кенесариев У.И., Белоног А.А., Корчевский А. «Оценка гигиенических рисков в промышленных регионах РК», Алматы, 2005 г.
  7. Муминов Т.А., Неменко Б.А. «Окружающая среда и доказательная профилактическая медицина». Алматы. 2005 г. – 171 с.
  8. Неменко Б.А., Кенесариев У.И. «Коммунальная гигиена». Учебник, Алматы «ылым», 2003 г., 464 с.
  9. Муминов Т.А., Кенесариев У.И., Балмахаева Р.В. «Страницы истории профилактической медицины в Казахстане» - Вестник КазНМУ, №1, 2007 г., Алматы – 18-21 с.
  10. Кенесариев У.И., Будесова Ж.А., Суюнгараев К.А. «Особенности реальных химических нагрузок на организм жителей региона Карашыганакского нефтегазового месторождения» - Вестник КазНМУ, №1, 2008 г., 46-47 с.

стр. 1 из 12

ГИГИЕНА – ОСНОВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНЫ