ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Цель: ознакомить с основными направлениями государственного финансового регулирования

Задачи: изучить основные понятия и классификацию государственного финансового регулирования экономики; рассмотреть влияние финансов и налогов на макроэкономическое равновесие

План лекции:

1.Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость

2.Классификация финансового регулирования экономики

3.Налогово-бюджетное регулирование

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.

Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:

  1. Учет действия объективных экономических законов развития общества Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.
    1. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.
    2. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.
    3. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию "нравственного климата" в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.

Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие "гражданского общества", то есть такого цивилизованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

Результативность, т.е. реальный итог гос-го финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления:

  1. структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;
    1. демонополизация хозпроцессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
    2. развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;
    3. из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом — прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом — внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в государственно-кредитном виде были нами рассмотрены в 10 теме.

Общей формой является планирование (прогнозирование).

Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

  • валютный курс;
    • процентные ставки на денежный капитал;
    • курсы международных платежных средств и ценных бумаг;
    • разнообразные методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.

Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.

Применяемые элементы-регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме (см. раздел 2.3); поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

Макроэкономическое равновесие и финансы

Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических схемах.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких, как:

  1. спроса и предложения;
    1. товарной и денежной масс;
    2. сбережений и инвестиций;
    3. инфляции и безработицы;
    4. производительности труда и его оплаты;
    5. финресурсов и социально-экономических потребностей общества;
    6. доходов и расходов государственного бюджета;
    7. размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;
    8. актива и пассива платежного баланса.

Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.

Кроме того, на макроэкономический уровень выходит дисбаланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потребностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного экономического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономической системы) свойственно "нормальное состояние "неравновесия", которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправлен-ных интересов. Совокупность множества таких частичных состояний характеризует определенную сбалансированность всех экономических параметров, с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических параметров и обеспечивающее более эффективное использование ресурсов общества.

В западной финансовой теории используется понятие "мультипликатор" для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной национального продукта.

Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:

  1. по расходам, то есть совокупности всех расходов экономических субъектов, необходимую, чтобы выкупить всю произведенную массу продукции;
    1. по доходам (или распределению), то есть с точки зрения доходов, получаемых субъектами от производства продукции.

По первому критерию стоимость ВНП (GNP) складывается по формуле:

ВНП (GNP) = С + Ig+ G + Хn,

где: С - объем потребительских расходов домашних хозяйств или всего населения страны;

Ig - валовые частные внутренние инвестиции;

G - государственные закупки товаров и услуг (исключая трансфертные платежи, не увеличивающие производства);

Хn - чистый экспорт, то есть превышение объема экспорта над импортом.

Измерение ВНП по сумме всех доходов производится суммированием следующих элементов:

  1. объема потребленного капитала (амортизация);
    1. косвенных налогов на бизнес;
    2. заработной платы наемных работников;
    3. рентных платежей;
    4. процента (выплата денежного дохода частного бизнеса поставщикам денежного капитала);
    5. доходов от собственности (от индивидуальных вложений);
    6. прибыли корпораций (налог на эту прибыль, дивиденды, нераспределенная прибыль).

Далее, из валового национального продукта выделяется чистый национальный продукт (ЧНП) как разница между ВНП и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями.

Показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции (понижения цен), представляет собой реальный ВНП.

В кейнсианских моделях объясняется равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми изменениями в расходах. Равновесный уровень производства - это такой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров:

С +Ig + G + Хn.

Соответственно, нарушением равновесия является любое превышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих расходов вызывает снижение ЧНП.

1 Изменение макроэкономического равновесия в системе "Национальный продукт - совокупные расходы"

Графически (схема) это состояние изображается в системе координат, в которой биссектриса ОА выражает равенство доходов и потребления или реального ЧНП и расходов, то есть в любой точке этой линии величины, откладываемые на горизонтальной оси (ЧНП), равны величинам, откладываемым на вертикальной оси (совокупные расходы).

Преобладающую часть совокупных расходов представляет элемент С, а угол ее наклона к горизонтальной оси определяет уровень потребления хозяйств. Разность по вертикали между биссектрисой и линией потребления показывает величину сбережений (из которых формируются средства для инвестиций).

Пересечение биссектрисы с линиями расходов С, Ig, G, Хn, характеризует состояние равновесия системы "расходы - ЧНП". Более того, последовательное добавление каждого элемента расходов смещает точку равновесия вправо, что соответствует приращению национального производства, измеряемого ЧНП.

В приведенной на схеме модели примечательным является то обстоятельство, что увеличение в расходах на величину, например, aв, вызывает прирост национального продукта на большую величину – Q1 Q2 Этот эффект вызывается мультиплицирующим (умножающим) действием рассмотренных расходов на объем производства, а само явление - мультипликатором. Суть явления кроется в том, что для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки расходов и доходов, где потраченные одним экономическим агентом денежные средства получает другой в виде дохода, и порождается цепная реакция, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП. Затухание процесса вызывается тем, что часть дохода не потребляется экономическим агентом, а сберегается. Чем меньше доля сбережений в доходе, тем больше очередное расходование в каждом цикле и, соответственно, выше мультипликатор. Числовое значение мультипликатора означает: во сколько раз увеличивает прирост изменения в расходах прирост ЧНП и наоборот - сокращение расходов вызывает кратное мультипликатору уменьшение национального продукта.

Обоснование действия мультипликатора определяется понятиями "предельная склонность к сбережению" - MPS и "предельная склонность к потреблению" — МРС. В первом случае это отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, во втором -отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. Исходя из этого числовое значение мультипликатора выражается соотношением

Явление мультипликатора используется при проведении дискреционной фискальной политики, под которой понимается сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги вызывают сокращение доходов, которое приводит к снижению объемов потребления и сбережения и уменьшению величины равновесного ЧНП. Аналогичное действие на объем производства (наряду с налогами) оказывают сбережения и импорт. Все вместе они представляют утечку из системы доходов-расходов, то есть не затрагивают внутреннего потребления. Потребление уменьшается, создавая отрыв в расходах, который может быть заполнен инвестициями, экспортом и государственными закупками.

Снижение налогов вызывает перемещение графика совокупных расходов и кратное увеличение ЧНП. Так проявляется действие налогового мультипликатора, противоположное действию мультипликатора расходов.

Важной характеристикой налогового мультипликатора является его зависимость от потребительской компоненты доходов, то есть он равен:

mt=T*МРС,

где: Т - величина налоговых платежей.

Таким образом, количественно налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов (при данных величинах МРС и MPS). Следовательно, изменения в госрасходах имеют более сильные воздействия на совокупные расходы, чем изменения налогов такой же величины.

Данные свойства мультипликаторов расходов и налогов вызывают феномен мультипликатора сбалансированного бюджета, при котором равные увеличения госрасходов и налогообложения приводят к росту равновесного ЧИП на ту же величину. Например, если Т и G увеличиваются на 10 млрд. тг. каждый, то следует ожидать увеличения ЧНП на 10 млрд.тг. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице: me = me + mt=l.

Варианты фискальной политики

Учитывая вышеизложенные возможности действия мультипликатора, формулируются варианты дискреционной фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика, предусматривающая:

  1. увеличение государственных расходов;
    1. снижение налогов;
    2. сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избыточным спросом и инфляцией, включает обратные направления:

  1. уменьшение государственных расходов;
    1. увеличение налогов;
    2. сочетание данных направлений.

Сдерживающая фискальная политика должна ориентироваться на достижение бюджетного излишка.

Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование. Данная фискальная политика действует на основе механизма автоматических, или встроенных стабилизаторов (встроенная стабильность) В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономического цикла при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде, наоборот, налоговые поступления снижаются, смягчая уменьшение национального производства. На схеме 2 показаны эти изменения (линия Т) при условии неизменности величины государственных расходов (линия G).

Важной особенностью действия автоматических стабилизаторов является регулирование бюджетных дефицитов и излишков: в фазе подъема сокращается, а потом ликвидируется бюджетный дефицит и появляется бюджетный излишек, что способствует сдерживанию инфляции, поскольку высокий уровень национального продукта сопутствует инфляции; в фазе спада начинает постепенно возрастать дефицит бюджета, который стимулирует преодоление спада.

На практике рассмотренные зависимости в моделях равновесия испытывают влияния дополнительных факторов:

  1. своевременности принимаемых мероприятий фискальной политики (временные лаги),
    1. действие эффекта вытеснения, что проявляется в сокращении элемента частных инвестиций при увеличении правительственных расходов в связи с ростом процентных ставок на денежном рынке;
    2. стимулирование спроса отразится на совокупном предложении, которое отреагирует инфляционным увеличением цен и снизит эффект увеличения совокупных расходов;
    3. в открытой экономике нац-ное производство испытывает влияние изменений валютного курса (в том числе за счет изменений процентных ставок), который изменяет величину чистого экспорта как элемента совокупных расходов.

Поэтому мероприятия стимулирующей фискальной политики могут быть ослаблены действиями вышеперечисленных факторов. Таким образом, кейнсианство выделяет спрос на товары и услуги в качестве основополагающего фактора регулирования экономики: государство способствует стимулированию совокупного спрос, влияет на повышение уровня занятости ресурсов, расширяет объем государственных закупок, регулирует стоимость кредита. Кейнсианские меры предполагают снижение налогов, увеличение расходов, стимулирование инвестиций (с помощью снижения ставки процента).

В отличие от кейнсианских и неокейнсианских теорий монетаризм признает главным инструментом регулирования экономических процессов денежное обращение. При этом предполагается, что рынки-конкурентны и обеспечивают высокую степень макроэкономической стабильности. Проводится курс по минимизации государственного вмешательства в функционирование экономики. Деньги рассматриваются решающим фактором косвенного регулирования экономических процессов. Используется принцип, заложенный в уравнении обмена MxV = PxQ. В левой части уравнения показано общее количество расходов покупателей на приобретение объема произведенных благ, а в правой - общая выручка продавцов этого объема.

Монетаризм исходит из того, что скорость денег постоянная (для стабильной экономки это в целом соответствует действительности). Тогда темп изменения объема производства будет совпадать с темпом изменения количества денег в обращении, и если государство хочет увеличить объем производства, оно добивается этого увеличением денежной массы на соответствующую величину. Если же задача заключается в преодолении инфляции (понижения уровня цен), то это достигается в соответствии с зависимостью Р = М х V: Q путем уменьшения на нужную величину денежной массы; если объем производства постоянен, то темп снижения цен будет целиком зависеть от уменьшения предложения денег.

Стабилизационные программы монетаристов включают:

  1. сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на услуги госсектора, увеличение налогов);
    1. ограничение роста заработной платы, направленное на сжатие потребительского спроса;
    2. ограничительную кредитно-денежную политику, введение лимитов на эмиссию денег и на госзаймы в Центрбанке, увеличение ставки банковского процента;
    3. ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики;
    4. девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платежного баланса.

Но для этого необходимо выполнение следующих условий:

  1. высокая эластичность цен к денежной массе;
    1. достаточная эластичность внутренних цен к движению мировых цен;
    2. высокая эластичность производства (предлож) товаров к движению цен;
    3. значительная взаимозаменяемость экономических ресурсов (в связи с изменчивостью предложения).

Для преодоления стагфляции приемлемы мероприятия, рекомендуемые сторонниками теории экономики предложения. Суть концепции - целенаправленное воздействие на предложение за счет комплекса мер финансовой и денежной политики по снижению издержек производства, что приводит к понижению инфляционных ожиданий субъектов рынка. Меры по стимулированию предложения включают:

  1. сокращение налогов, включаемых в издержки производства;
    1. сдерживание затрат на оплату труда (опережение темпов роста производительности труда, темпов роста его оплаты);
    2. мероприятия организационно-технического характера по увеличению масштабов производства (повышение загрузки оборудования, сменности его работы, снижение простоев, достижение ритмичности производства);
    3. внедрение инновационных программ по техническому совершенствованию производства.

Рост производства перемещает линию предложения на схеме равновесия (схема 3) вправо и вниз, что означает увеличение объемов национального производства, снижение уровня цен и инфляции.

В данном направлении стабилизация и снижение инфляции достигаются не за счет роста безработицы, как это определено в соответствии с закономерностями согласно кривой Филлипса.

Исследование традиционных теоретических подходов к / управлению рыночной экономикой и финансами показало, что оба основных направления (неолиберальные и кейнсианское) характеризуются определенной ограниченностью, которая проявляется в упрощенной трактовке современных сложных социально-экономических процессов, использовании упрощенных моделей, в том числе и в финансовом механизме. В конце XX века процессы международного экономического сотрудничества привели к формированию глобального уровня экономики, имеющего свои закономерности развития, отличающиеся от традиционных схем деления рыночных процессов на макро- и микроэкономические. Усложнение национальных экономик привело к объективному процессу выделения мезоуровня, как совокупности производственных отношений регионов, отраслей и сфер национальной экономики. Модели "спроса-предложения", плавающих курсов валют, контролируемой инфляции, дефицитов бюджета и платежного баланса и иных подобных более применимы при решении оперативных и тактических целей. Реализация названных моделей проходит крайне противоречиво через циклические, структурные, системные, финансовые, валютные кризисы. В результате темпы экономического роста относительно низки и не отражают потенциал комплексного использования достижений НТП, уровня организации управления. Тем более, традиционные доктрины не привели к позитивным результатам экономики и социумы стран СНГ, где активно (но к тому же непоследовательно и хаотично) апробировались модели западных теоретических установок.

В конце XX века сформирована новая теория - устойчивого развития, в которой с позиций современных условий интерпретируются глобальные экономические и финансовые процессы, предлагаются рекомендации по стабильному эволюционному развитию сложных хозяйственных систем.

В теории устойчивого развития выявляются причины, которые приводят стабильно функционирующие системы - от низового хозяйствующего субъекта до национальной экономики и экономического союза нескольких стран к кризисным явлениям. Данная теория основывается на следующих принципах.

  1. Принцип эволюционности, который отражает сущность саморазвития сложных экономических систем любого масштаба. Это стержневой принцип в данной теории.
    1. Принцип гармонизации экономических интересов предполагает соблюдение баланса интересов взаимодействующих сторон в сложных условиях непрерывного взаимодействия разнообразных факторов, дестабилизирующих сложившееся равновесие.
    2. Принцип диверсификации как логическое развитие и конкретизация принципа эволюционности. Термин "диверсификация" используется в широком смысле как совокупность различных видов, типов составных частей экономической системы, разнообразие структурных форм, функциональную диверсификацию.
    3. Принцип иерархической дифференциации в экономической системе по мере ее развития. Предполагает выделение мезоуровня. Выявление глубинных иричин кризисных явлений, с одной стороны, и механизмов противодействия спаду производства - с другой, отличает основные принципы устойчивого бескризисного развития, следование которым может существенно снизить влияние негативных факторов и поддерживать экономический рост даже в периоды общемирового ухудшения экономического положения.

Влияние налогов на рыночное равновесие

В дополнение к изложенной ранее схеме воздействия косвенных налогов необходимо иметь в виду следующее.

Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос (кейнсианская модель), на предложение (теория предложения). В первом случае при снижении налогов увеличивается совокупный спрос, в результате чего линия спроса из равновесного состояния AD1 сдвинется вправо вверх в положение AD2 (схема 3.).

Это увеличивает объем национального продукта до величины Q2 и уровень цен до Р2, то есть ускорится темп инфляции.

Во втором случае снижение налогов увеличит совокупное предложение, так как у населения возрастут доходы и сбережения, а у предпринимателей - инвестирование производства. Меньший подоходный налог работников увеличит зарплату и усиливает стимулы к труду, что приведет к расширению производства. В результате линия совокупного предложения переместится из положения AS1 вправо вниз в положение AS2, означающего рост национального продукта до уровня Q3, и снижению цен с Р2 до Р3.

Кроме того, теория "экономики предложения" показывает, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к сокращению суммы налоговых поступлений, а наоборот, к ее росту за счет расширения налоговой базы -роста национального производства и дохода.

Теоретическим доказательством воздействия налогов на инвестиционную деятельность служит разработанная американскими учеными - представителями "экономики предложения" А. Лаффэром и др. зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета.

Согласно этой теории рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем рост замедляется, а потом происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о том, что задачу стимулирования экономики, и прежде всего инвестиционной активности, следует решать на путях радикального облегчения налогового бремени.

Движущая сила экономики, по мнению этих ученых, - это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной на рынок экономической деятельности. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. "Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать" (Канто Е , Джейнс Д , Лаффэр А Основы на экономики предложения (теория и доказательство) Нью-Йорк, 1983). По замыслу Лаффэра, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.

По мнению американских ученых, если ставка налогов достигает определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы,, расширения производства, падают прибыли и, соответственно, снижаются налоговые поступления в бюджет.

Применительно к приведенной на рисунке (схема 4) кривой буквенные символы означают:

В - налоговая база (рыночный выпуск продукции, облагаемая налогом часть национального производства);

Д - доходы бюджета;

Т - прогрессивность налогообложения (норма, %);

е - эластичность налоговой базы (выпуск продукции) по налоговой ставке.

График Лаффэра подразумевает, что до определенного, количественно не интерпретируемого буквально предела (на рисунке он обозначен символом Т', рассекающим налоговую шкалу на нормальную и запретительную зоны), повышение нормы обложения увеличивает, хотя и замедленным темпом, сумму доходов бюджета, поскольку оно не затрагивает побудительных мотивов экономических агентов.

Выпуск продукции (верхняя кривая) сокращается сравнительно меньше, нежели возрастает норма обложения. Напротив, за этим пределом налоговая система настолько подавляет экономическую активность, что налоговая база сужается в более высокой прогрессии, следовательно, несмотря на рост ставок, доходы бюджета сокращаются.

Схема 4. Кривая Лаффера

Сокращение налогов, понижение предельных норм обложения может иметь очень сильный - троякий по характеру- стимулирующий эффект на экономику, налоговую базу:

  1. налоговая база будет расти вследствие увеличения количества труда и капитала, предлагаемых на рынок (в результате изменения относительных цен, повышающего их "чистую" доходность) и расширяющих объем производства;
    1. труд и капитал, уже используемые рынком, будут переводиться из низкооблагаемых в сравнительно высокооблагаемые сферы хоздеятельности (при этом улучшится распределение капитала по сферам и в итоге повысится общая эффективность экономики.
    2. известная часть экономических агентов может сократить уклонение от налогов, выйдя из "подпольной экономики" в легальную, "таксируемую" экономическую деятельность.

"Эти три эффекта, взятые вместе, демонстрируют простую логику того, как сокращение предельных налоговых ставок может в действительно увеличить налоговые поступления"

Однако следует иметь в виду, что воздействие налогов на спрос происходит быстрее, чем на предложение. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит немедленно к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет. А воздействие налогов на предложение имеет долгосрочный характер в связи с инерционностью действия факторов предложения — сбережений, инвестиций, стимулов к труду.

Потоварные налоги вызывают не только процесс передачи части средств производителей и потребителей гос-ву, которые используются на общие цели, то есть во благо общества. Они также влекут потери эффективности для общества, вызываемые непроизводством части продукции. Это явление называется избыточным налоговым бременем, а его величина определяется на приведенной схеме с площадью треугольника ABC, что означает потери для общества в связи с падением производства и потребления ниже их оптимальных уровней.

Личное подоходное налогообложение, помимо фискального значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население с низкими доходами переходит в группу с более высокими, и несколько сокращается социальное неравенство.

Данную ситуацию характеризует кривая Лоренца (схема 5). На горизонтальной оси отложен процент семей, а на вертикальной - процент дохода. Биссектриса на схеме отражает абсолютное равенство в доходах, линия Лоренца - неравенство, но кривая 1 - до уплаты налогов, кривая 2 - после их уплаты, а кривая 3 - после трансфертных выплат из государственного бюджета. Точка f означает ситуацию абсолютного неравенства. Заштрихованная часть схемы отражает степень неравенства доходов после уплаты налогов и трансфертных платежей из государственного бюджета.

Важным аспектом налогового регулирования, связанного с величиной ставок и, соответственно, размерами налоговых изъятий, является возможность "удержания" внутренних накоплений и привлечения иностранных инвестиций. Высокие налоги вызывают "бегство капиталов" в страны с более благоприятным налоговым климатом, где доходы от применения капиталов могут быть обложены меньшими ставками налогов.

Этому фактору способствует также наличие "оффшорных зон", где уровень налогообложения низок или оно вовсе отсутствует. С другой стороны, высокие налоговые ставки препятствуют проникновению иностранного капитала в страну, что при недостатке внутренних накоплений сдерживает развитие экономики.

Поэтому налоговое регулирование должно учитывать данные факторы и содействовать выравниванию налоговых условий стран, находящихся в экономических контактах.

PAGE 15

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ