ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ
ТЕМА 15. ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ
План:
1. Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
2. Мероприятия антиинфляционной политики
1 вопрос. Инфляция - это обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги. При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег.
Обесценение денег вызывается следующими факторами:
- избыточным выпуском денег в обращение;
- неблагоприятным платежным балансом;
- потерей доверия к правительству.
Действие инфляции необходимо связывать с проблемами финансов, поскольку явление инфляции зависит от финансовых факторов:
- применения определенных налоговых форм и методов;
- объемов финансирования через государственный бюджет мероприятий проинфляционного характера;
- способов покрытия дефицита государственного бюджета;
- размеров государственной задолженности.
Да и в целом эффективность функционирования финансовой системы, слаженность работы ее институтов могут воздействовать на скорость денежного оборота, состояние денежного обращения.
Специфика финансовых отношений в сфере госфинансов, не предполагающая встречного материального эквивалента, изначально закладывает возможность генерирования инфляции. Кризис финансов, необходимость увеличения госрасходов, особенно непроизводительных, превращает эту возможность в реальную действительность.
Схема 1 - Взаимодействие финансов и инфляции
Финансы и инфляция взаимозависимы (см.схему 1). Как финансы могут быть ускорителем инфляционных процессов, так и инфляция оказывает влияние на финансовые отношения. Обесценение денег и повышение цен приводит к увеличению расходов бюджета, снижению реальных доходов государства, необходимости усиления налогового бремени, росту госдолга, вызываемого дефицитом госбюджета.
Высокие темпы инфляции обесценивают финансовые ресурсы государства, поскольку налоговые доходы и займы поступают через определенные интервалы времени, поэтому обесцениваются. Аналогично обостряется проблема государственной задолженности, поскольку для привлечения займов государство вынуждено поднимать доходность своих ценных бумаг выше уровня ссудного процента, чем вызывает номинальный рост государственного долга. Однонаправленный негативный характер финансовых отношений и инфляционных процессов, взаимодополняясь, приводит к негативным результатам в экономической системе.
Схема 2 - Характеристика инфляции и её действие
Измеряется инфляция индексом цен: отношением суммы цен для набора товаров потребительского назначения и услуг данного временного периода и суммой цен такого же набора базового периода (для сравнения может быть выбран сходный набор товаров). Динамика цен всех товаров измеряется общим сводным индексом цен; для измерения используются также групповые индексы цен, например индексы оптовых цен. Показатель темпа инфляции измеряется соотношением индексов инфляции отчетного и базового периодов. В Казахстане цены на потребительские товары и тарифы на услуги росли следующим образом к предыдущему году (раз): 1990-1; 1992-2,5; 1993-30,6; 1994-22,7; 1995-1,60; 1996-1,39; 1997-1,17; 1998-1,07; 1999-1,18; 2000-1,13.
Общепризнанным в мировой практике считается, что если в течение полугода и более темпы инфляции составляют 50% в месяц (или 11,5% в неделю), то такой уровень соответствует гиперинфляции. Таким образом, в Казахстане этот уровень существенного превышался в течение 1992-1995гг.
Различаются виды инфляции по следующим критериям:
- по темпам роста цен:
- умеренная, когда цены растут до 10% в год;
- галопирующая - цены растут в пределах 100%;
- гиперинфляция - цены растут на сотни процентов;
- по степени сбалансированности роста цен:
- сбалансированная инфляция, когда цены разных товаров растут примерно в одинаковой степени и относительно друг друга неизменны;
- несбалансированная - когда цены на разные товары и услуги растут неравномерно;
- по месту происхождения или возникновения:
- импортированная
- экспортированная;
- по степени предсказуемости: ожидаемая и неожидаемая инфляция;
Различают также ступенчатую инфляцию, характеризуемую неравномерностью инфляционного процесса, подавленную (скрытую), когда цены растут незначительно или неизменны, но усиливается дефицит товаров.
На практике выделяют два типа инфляции: инфляцию спроса (инфляция потребителей) и инфляцию издержек (инфлягия производителей).
В первом случае она является следствием повышения спроса на продукцию, товары и услуги в связи с увеличивающейся денежной массой у юридических и физических лиц при неизменном или уменьшающемся объеме производства.
Во втором случае инфляцию вызывает рост издержек хозяйствующих субъектов на оплату труда, на увеличение процентных ставок по кредитам, увеличение цен на потребляемое сырье, материалы, тарифов на услуги (перевозки, электроэнергию, информацию и т.д.).
В реальной экономической жизни эти виды и сопутствующие им следствия тесно переплетаются, вазимодополняют себя, вызывая так называемую инфляционную спираль, когда повышение издержек в результате роста цен на потребляемые компоненты производства и оплату труда ведет к повышению стоимости выпускаемой продукции, потребление которой требует дополнительного роста зарплаты и материальных издержек в смежных секторах экономики, и так до бесконечности (см.схему 3).
Схема 3 - Инфляционная спираль
Инфляция развивается, когда недостаточно сформированы, а в отдельных отраслях производства отсутствуют, механизм рыночной экономики - конкуренция и банкротство неэффективных предприятий. В условиях свободной конкуренции, при снижении спроса, вызванного мероприятиями по сокращению государственных расходов или кредитов, предприятие вынуждено либо сократить объем производства, либо уменьшить его издержки На макроэкономическом уровне при этом произойдет либо спад деловой активности, либо снижение цен, либо оба процесса одновременно Однако фирмы, компании попытаются удержаться на рынке в надежде на улучшение конъюнктуры и вынуждены снижать цены и издержки производства Действие процесса в массовом масштабе способствует снижению инфляции
В монополизированной экономике этот механизм не действует, так как у предприятия-производителя нет выбора поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования, инструментов Оно вынуждено соглашаться с назначенными ценами со стороны поставщиков и перекладывает завышенные цены на своих потребителей, которые, в свою очередь, дальше- по технологическим переделам до конечного потребителя населения В таких условиях меры по ограничению бюджетных расходов и кредитов приводят к спаду производства
Инфляция может быть инспирирована со стороны внешнеэкономической деятельности, это импортируемая и экспортируемая инфляция В первом случае она вызывается чрезмерным притоком иностранной валюты и повышением импортных цен Поступившую инвалюту коммерческие банки депонируют в центральном банке, получая взамен эквивалентную сумму в национальной валюте, пассивы банков увеличиваются, что позволяет им расширить ссудные операции и кредитную экспансию, вызвать разбухание денежной массы, номинированной в национальной валюте
Экспортируемая инфляция вызывается повышением экспортных цен на товары и услуги, что приводит к росту цен в странах-потребителях, в частности в развивающихся странах Инфляции способствует деятельность международных корпораций монополий, использующих господствующее положение на рынках Валютные операции корпораций создают дополнительное предложение ссудного капитала в странах их пребывания и увеличение спроса, тем самым дополнительная масса инвалюты попадает в обращение и через коммерческие и центральный банки эмитируются национальные деньги
В целом причины инфляции заключаются в противоречиях базисных отношений, диспропорциях и кризисе экономики, в ее неспособности к саморазвитию, низкой эффективности всего общественного производства.
Форма проявления инфляции - обесценение денег и соответствующее падение их покупательской способности, выраженное в повышении цен на продукцию, товары и услуги (Имеются и другие формы повышение курсов иностранной валюты и, соответственно, падение курса национальной валюты, повышение рыночной цены золота, выраженной в бумажных деньгах, по сравнению с количеством бумажно-денежных знаков, номинально представляющих данное количество золота).
Природа инфляции заключается в способности денег осуществлять относительно обособленное движение от выражаемых ими товарных масс. Это свойство денег, являющееся основой их функционирования, позволяет им эффективно выполнять свое назначение - обслуживая товарный, платежный оборот, служить средством накопления и сбережения стоимости. Но это качество денег проявляется в случае соответствия их количества и противостоящих им натурально-вещественных компонентов стоимости в соответствии с установленной мерой, которая назначается государством. В общем виде такая зависимость выражается через уравнение обмена:
Р * Q = М * V,
где левая часть представляет стоимость общественного продукта (Р - цена, Q - количество), а правая - количество денег с учетом скорости их обращения (М - денежная масса, V - скорость обращения).
В случае увеличения национального производства должно пропорционально возрастать количество денег для нормального обслуживания оборота материальных потоков в процессах воспроизводства, и, наоборот, при снижении производства излишнее количество денег необходимо изымать из обращения. На практике, однако, последнее условие не всегда выполняется по ряду причин, которые, соответственно, и являются причинами существования инфляции.
Современное государство выполняет разнообразные функции, требующие значительного объема финансовых средств, но в своей основной части не связанных с товарным оборотом. Это расходы на социальную поддержку низкообеспеченных слоев населения, расходы на здравоохранение, на культурно-информационные цели, на образование, управление, оборону. В условиях здоровой экономики увеличение подобных расходов может содействовать ее саморазвитию, так как вызывает дополнительный платежеспособный спрос на соответствующую продукцию, услуги, товары, стимулируя увеличение их производства и рост национального производства.
В стагнирующей экономике ощущается недостаток налоговых поступлений для финансирования подобных мероприятий, так же как и свободных денежных средств у хозяйствующих субъектов и населения, которые могли бы быть мобилизованы путем займов. В этом случае единственным источником покрытия данных расходов является дополнительная эмиссия денег.
Помимо обязанностей финансирования непроизводственной сферы, государство поддерживает жизнеобеспечивающие отрасли производственной сферы, которые в условиях кризиса являются убыточными из-за необходимости поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости. Эта поддержка выражается или в прямых ассигнованиях хозяйствующему субъекту, или в дотациях на возмещение убытков, или в компенсации пониженных процентных ставок банков при льготном кредитовании таких субъектов; возможно также гарантирование кредитов этим хозорганом. Во всех случаях происходят дополнительные денежные инъекции в экономику, как правило, не приносящие необходимой отдачи в виде адекватно полученного объема финансовых ресурсов.
Инфляция оказывает пагубное воздействие на производственную сферу, на материальное положение большинства слоев населения, на инвестиционную деятельность.
Падение покупательной способности денег, выраженное в повышении цен на товары и услуги, изменение структуры цен подрывают материальное положение населения, особенно тех его слоев, которые получают низкие, а также фиксированные доходы. В результате отставания роста номинальных доходов населения от повышения цен происходит сокращение реальных доходов. Постоянное инфляционное обесценение доходов оставляет за чертой бедности все новые и новые массы населения. Сокращение производства усугубляет процесс социального неблагополучия за счет увеличения числа безработных: их содержание перекладывается на государство, в свою очередь испытывающее трудности в связи с обесценением государственных доходов и увеличением расходов, в том числе и на социальные нужды.
Тяжелый удар наносит инфляция по инвестициям: долгосрочные вложения средств становятся неосуществимыми из-за обесценения источников финансирования. Бывает трудно оценить реальную стоимость проекта при неопределенности будущих затрат на его осуществление. Стремительно повышающиеся цены инвестиционных товаров не вписываются в располагаемые заказчиками фонды накоплений или сбережений у частных лиц.
Инвестиционная активность ослабевает, что угрожает будущему производству, поскольку действующие основные фонды изнашиваются, морально и физически устаревают. Увеличение износа основных фондов приводит к падению производительности и сокращению выпуска продукции, снижающему предложение.
Параллельно этому процессу блокируется научно-техническое совершенствование производства. Данная сфера испытывает разрушительное действие инфляции в силу ее специфики: проведение и внедрение научно-технических и технологических разработок не сопровождается немедленной отдачей вложенных средств, и их финансирование становится невыгодным. Это обрекает общество на научный, технический и технологический застой и отставание и лишает перспективы социально-экономического развития.
Классический источник инфляции - дефицит государственного бюджета - характерен также и для Казахстана. Хотя бюджетный дефицит является вторичным фактором инфляции, поскольку вызывается инфляцией издержек и, в связи с этим, обесценением государственных доходов.
Покрытие дефицита эмиссией денег приводит к их инфляционному обесценению, и в этих процессах инфляция и бюджетный дефицит взаимоусиливаются, образуя замкнутую причинно-следственную закономерность. Дефицит государственного бюджета Казахстана является постоянным следствием несбалансированности экономики еще со времени существования СССР. Он покрывался крупными дотациями, а позднее -субвенциями из союзного бюджета. Дефицитность бюджета сохраняется и в условиях суверенитета Казахстана: в 1991 г. - 20,4% к расходной части, в 1992г. - 8,6%, 1993 - 11,9%, 1994 - 10,2%, 1995 - 17,4%, 1996 - 15,4%, 1997 - 17,7%, 1998 -18%, 1999-14,3%.
Развитию инфляции способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий, как введение новых налогов, вызывающих инфляционный эффект, - налога на добавленную стоимость с первоначальной ставкой в 28%, акцизов, экспортных и импортных таможенных пошлин, отчислений средств, включаемых в себестоимость продукции, - в фонд преобразования экономики (ранее - инвестиционный фонд), государственный фонд содействия занятости населения, резкое увеличение отчислений на социальное страхование.
Дополнительным фактором развития инфляции явился порядок отнесения процентов по используемым кредитам на издержки производства; в условиях роста платы за кредит это привело к резкому увеличению себестоимости продукции, а вслед за ней и цен.
Перечисленные факторы относятся к инспирирующим инфляцию издержек производства - инфляцию производителей.
Можно считать фактором подстегивания инфляции рост социальных притязаний населения в условиях повышения цен, особенно отдельных профессиональных и социальных групп.
2 вопрос. Существует два варианта действий государства при инфляции:
- проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов, заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;
- проведение комплексов антиинфляционных мер по снижению или подавлению инфляции.
Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.
Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.
Схема 4 - Управление инфляцией
Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:
- Уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично денежной эмиссии Центральным банком.
- Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.
- Увеличение резервных требований Центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.
- Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях.
Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета.
Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи:
- во-первых, повысить уровень доходов государственного бюджета для достижения его сбалансирования и устранения дефицита;
- во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики - в сфере производства и обмена.
Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.
Поэтому при инфляции предпочтительнее простая и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества.
Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную сферу, так и на сферу материального производства в отношении государственных хозяйствующих субъектов. Здесь следует иметь в виду, что в последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции - инфляции издержек или производителей, поэтому их влияние будет рассматриваться отдельно. В этом отношении наблюдается взаимосвязь причин двух видов инфляции и комплексных способов противодействия.
В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям. Разумеется, должны быть обеспечены жизненно важные социальные потребности по защите пенсионеров, учащихся, работников с фиксированными доходами.
Ограничение бюджетных расходов достигается:
- прямыми методами - рестрикциями, то есть путем их принудительного снижения против достигнутого уровня на основании законодательных актов или распоряжений полномочных государственных органов;
- методом секвестирования - пропорциональным снижением всех расходов в соответствии с заданной общей величиной снижения, определяемой разными факторами:
- контролем уровня располагаемых доходов;
- ограничением уровня дефицита государственного бюджета.
В любом случае сокращение расходов затрагивает действие многих национальных программ развития, отказ от всевозможных престижных проектов, мероприятий, не дающих немедленной отдачи и т.д.
Более сложным представляется решение проблем преодоления второго типа инфляции - инфляции, вызванной ростом издержек производства (инфляции производителей), в результате:
- увеличения заработной платы;
- падения производительности труда, в связи с нарушениями хозяйственного механизма по причинам организационного характера;
- инфляционными ожиданиями владельцев сырьевых и энергетических ресурсов, в силу которых они повышают цены на исходные продукты производства.
Преодоление инфляции, связанной с издержками производства, требует решения нескольких сложных блоков взаимосвязанных проблем.
Первый блок проблем снижения инфляции заключается в преодолении спада производства, как центрального звена всей системы экономической стабилизации. В свою очередь он распадается на следующие взаимозависимые проблемы.
Во-первых, решение вопросов усиления мотивационных стимулов производительности труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатами непосредственная.
Необходимо обеспечивать приоритетность производственной сферы по отношению к торгово-посреднической. Поощрение развития производственной сферы достигается льготной системой налогов, свободным доступом к кредитам и пониженными процентными ставками по кредитам, установлением благоприятных для развития экономических нормативов, отчислений в фонды воспроизводства, оплаты труда и т.д., в необходимых случаях осуществляется прямая поддержка путем финансирования инвестиций приоритетных видов деятельности производственного сектора.
Необходимым элементом в системе мер по преодолению инфляции является создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности хозяйствующих субъектов всех форм собственности; действия названных механизмов сводятся к схеме: снижение издержек- снижение цен - сохранение массы чистого дохода за счет роста производства- увеличен ие предложения - удовлетворение спроса
Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развитием разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.
Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики. Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения. Существенно важно проводить регулирование цен в базовом технологическом переделе - производстве сырья, топлива, других исходных продуктов. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.
Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.
Со стороны платежного баланса, отражающего внешнеэкономическую деятельность, мероприятия снижения инфляции заключаются в улучшении его структуры. В первую очередь это относится к достижению равновесия по текущим операциям, связанным с движением товаров и услуг, т.е. экспортно-импортных операций.
Сокращение текущего дефицита платежного баланса должно достигаться в целом за счет переключения внутреннего спроса с импортируемых товаров и услуг на отечественные, также за счет повышения эластичности экспортного производства по отношению к внешнему спросу. Это достигается путем проведения политики установления валютного курса на реалистическом уровне, рационального сочетания торговых и валютных ограничений в периоды инфляционного всплеска и либерализации внешнеэкономических отношений при снижении темпов инфляции.
Дополнительный материал
Феномен инфляции в большей или в меньшей степени присутствует в современных экономиках практически всех стран. Если обратиться к послевоенной истории мирового экономического развития, то, наверное, найдется немного государств, которым удалось избежать инфляции и не испытать тяжесть борьбы с ней.
Являясь сложным многофакторным явлением, инфляция, наряду с общими чертами, всегда отражает особенности той экономической почвы, на которой она формируется. Как показывает практика, интенсивному инфляционному процессу неизбежно сопутствуют преобразования административно командной системы в рыночную. Поэтому переход Казахстана на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получил свое реальное выражение: по возможности наиболее точно поставить диагноз: какого вида инфляцию и кризис мы переживаем, тогда можно будет оценить альтернативы выхода из сложившейся ситуации.
На пути системных экономических преобразований в Казахстане выделим определенные этапы. Первый из них охватывает 1992-1993г.г., от начала коренного преобразования экономики, совпавшего с объявлением государственного суверенитета, до введения собственной валюты.
С 1992г. По рецептам МВФ начала проводиться шоковая терапия. При этом формирование основ здорового рынка должно было происходить в условиях открытого роста цен. К сожалению, по всем показателям, характеризующим итоги этой программы в Казахстане, очевиден отрицательный результат. Невиданных темпов достигла инфляция. Но поскольку подтягивание доходов населения отставало от темпов инфляции, ценовой реформы стало снижение жизненного уровня населения. Открытая инфляция перерастала в гиперинфляцию.
Второй этап рыночных преобразований в стране начался с введением в ноябре 1993г. Национальной валюты и формирование собственной макроэкономической политики. Он характеризуется созданием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области налогообложения, в бюджетных и банковских сферах, внешнеэкономической деятельности, развитии рынков и инфраструктуры. В результате жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых результатов по финансовой стабилизации. Некоторые исследователи считают, что с 1996г. Начался новый, третий этап реформирования и развития экономики, обусловленный реализацией программы углубления реформ на 1996-1998г.г. В течение 1996-1998г.г. производство несколько стабилизировалось. В результате к началу 1999г. республика потеряла 39,2% ВВП, и на 50,2% снизило промышленное производство. Спад производства является основной причиной финансовой нестабильности в стране.
Когда в Казахстане началась реформа, мало кто знал о свойствах, причинах и последствиях инфляции и о том, как с ней бороться. Поэтому дискуссии по вопросам денежно-кредитной политики и инфляции находились под давлением различных концепций.
Одни высказывали мнение о том, что инфляция в Казахстане результат монополизации экономики, другие утверждали, что инфляция результат либерализации цен, которая началась в 1992г. Чтобы вести речь о полной картине инфляции, укажем еще на ряд факторов и обстоятельств, имеющих чисто казахстанскую специфику.
Инфляция в республике оказала крайне негативное воздействие на развитие национальной экономики, выразившееся в:
- спаде внутреннего производства;
- росте цен и уровня безработицы;
- снижении доходов населения;
- слабой активности инвестиционной деятельности предприятий;
-неконкурентоспособности товаров.
Надо признать, что за последние 3 года инфляционные процессы несколько усилились. Рассматривая оценки независимых экспертов и регулирующих государственных органов на среднесрочную перспективу, можно отметить то, что они сильно разнятся. Наиболее оптимистичными выглядят оценки специалистов Нацбанка РК и экспертов Азиатского банка развития. В частности, оценки колеблются в пределах 4,9%-5,5%, с 6% на текущий год, и 5,3% в 2007г. Подобные прогнозы базируются на ожиданиях быстрого укрепления реального курса тенге и увеличения импорта. В частности, по оценкам АБР импорт вырастет с 15млрд.долл. в текущем году, до 23 млрд. долл. В 2007г. Специалисты Центра анализа общественных проблем считают, что уровень инфляции в текущем году составит 6,8%, а в 2007г.-7,1%.
ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ