ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Цель: ознакомить с сущностью государственного кредита, формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом

Задачи: изучить сущность государственного кредита, его формы и методы, значение международного кредита и понятие государственного долга; а также управление государственным долгом

План лекции:

1. Сущность и значение, функции государственного кредита

2. Виды, формы и методы государственного кредит

3. Государственные ЦБ, их виды и характеристика

4. Понятие государственного долга, его виды

1 вопрос. В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества гос-во может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозструктур и средства населения. Главным способом их получения является госкредит. Госкредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает гос-во в лице его органов, а кредиторами - физические и юридические лица.

Различают следующие виды госкредита: внутренний и внешний (международный), условный. Мобилизуемые в банковской системе вклады и срочные депозиты населения могут использоваться государством как централизованный финансовый ресурс, за счет них выдаются экономике различные кредиты банками на возвратной основе и здесь происходит сближение двух форм кредита: государственного и банковского. Причинно-следственные взаимосвязи в госкредите показаны на рисунке.

Рисунок – Причинно-следственные взаимосвязи в государственном кредите

Для мобилизации денежных ресурсов населения, предприятий, банков для потребностей государства, государство выпускает займы, которые классифицируются по:

1) срокам погашения - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

2) месту размещения - внутренние и внешние;

3) способу размещения - свободно обращающиеся, подписке и принудительные; видам доходности - процентные, выигрышные, лотерейные.

Займы, выпускаемые в стране, различаются по эмитенту - займы Центрального правительства и займы местных органов власти.

Госзаймы как форма госкредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ЦБ.

Облигация - наиболее распространенный вид ЦБ, она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Отличие казначейских обязательств от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения.

При выпуске Государственных ЦБ важным выступает: величина дисконта, цена отсечения, погашение государственной акции по нарицательной стоимости, сроки обращения, порядок проведения торгов, принятие объективных решений с разработкой правил и нормативов для финансового рынка.

При осуществлении кредитных операций внутри страны гос-во обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений гос-во выступает как в роли заемщика, так и кредитора. Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов госвласти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Госкредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества. Госкредит в своей основе должен быть производительным вложением мобилизуемых денежных средств. Если гос-ные расходы оправданы для общества, то цель в развитии госкредита всегда достигнута. Функция управления экономикой требует от гос-ва принятия максимально оправданных решений. Госкредит выполняет две функции: перераспределительную и регулирующую.

Функция перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата связана с аккумуляцией временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций.

В этой функции госкредит является одной из форм организации сбережений населения. С помощью кредита сбережения населения, предприятий концентрируется у гос-ва и направляются на финансирование потребностей экономики. Это одна форма проявления гос-го кредита. Другая форма проявления достигается путем выпуска облигаций гос-ных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг гос-ва (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов), которые призваны мобилизовать свободные денежные ресурсы для финансирования гос-ных затрат.

Вторая функция гос-го кредита - регулирующая. Гос-во как заемщик, как кредитор, гарант заинтересовано в достаточности источников покрытия своих расходов. В первую очередь гос-во регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Как гарант гос-во заинтересовано в рациональном размещении денег. Путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по госкредиту.

Объективная необходимость использования госкредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями гос-ва по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

Функционирование госкредита ведет к образованию госдолга. Капитальный госдолг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств гос-ва, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, текущий - составляют расходы по выплатам доходов кредиторам по всем долговым обязательствам гос-ва и по погашению обязательств, срок оплаты которых не наступил.

Госдолг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. На состояние госдолга существенно влияют ежегодные операции в сфере госкредита - получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.

Роль госкредита в мобилизации денежных ресурсов. Госкредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно-свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Это одна сторона государственно-кредитных отношений. Второй их стороной выступают финансовые связи, которые обусловлены возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных гос-вом.

Целесообразность использования госкредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов гос-ва и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для гос-ных финансов и денежного обращения страны.

Возможность существования госкредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами.

Если основная доля госрасходов осуществляется в национальной валюте за счет внутренних мобилизуемых источников, то преимущественное развитие получает внутренний госкредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным гос-вам - все это обуславливает интенсивное развитие международного гос-го кредита. В условиях вступления нашей страны в мировое сообщество, международный госкредит приобретает новый оттенок. Страна получая кредиты под займы, попадает в зависимость, растет госдолг.

Госкредит по своим двум формам проявления выполняет огромную роль в стране.

Мобилизуемые в банковской системе вклады и срочные депозиты населения могут использоваться гос-вом как централизованный финансовый ресурс, за счет них выдаются экономике различные кредиты банками на возвратной основе и здесь происходит сближение двух форм кредита: гос-го и банковского.

Выпуск правительством страны гос-ных ценных бумаг, которые в качестве активного инструмента размещаются на финансовом рынке, способствует в мировой практике мобилизации денежных ресурсов населения, предприятий, банков для потребностей гос-ва. Гос-во выпуская займы, становится должником.

Займы следует классифицировать по следующим признакам:

по срокам погашения они бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

по месту размещения - внутренние и внешние;

по способу размещения - свободно обращающиеся, по подписке и принудительные;

по видам доходности - процентные, выигрышные, лотерейные

Займы, выпускаемые в стране различаются по эмитенту - займы Центрального правительства и займы местных органов власти.

Роль госкредита - это результат эффективного использования гос-вом мобилизованных денежных средств населения, предприятий, организаций. Среди всех форм мобилизаций денежных средств привлечения средств Центрального банка (Эмиссионного банка), сопровождается дополнительным выпуском бумажных денег и гос-во прибегает к этому методу при ограничении применения других форм госкредита.

2 вопрос. Гос-ный займ, проявляя госкредит, рассматривается как звено общегос-ных финансов, когда источниками могут быть внутренние и внешние займы и заимствования.

Внутренний госкредит выступает в следующих формах: гос-ные займы, обращение части вкладов населения в гос-ные займы, заимствования средств общегос-го ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Гос-ные займы как форма госкредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов гос-ных ценных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид ЦБ. Она символизирует гос-ное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, гос-во обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Другим действующим в нашей республике видом гос-ных ЦБ являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств гос-ва направляются только на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма госкредита - обращение части вкладов населения в гос-ные займы, где сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств.

3 вопрос. В РК уже с 1992г. стали выпускаться нац. займы. Вначале это был Гос-ный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. Были выпущены боны Гос-го внутреннего выигрышного займа РК, рассчитанного сроком на 20 лет, которые отвечали по обязательствам союзного займа 1982г. С 1996г. выпускаются Национальные сберегательные облигации Гос-го внутреннего займа Республиканского Казахстана в дематериализованной форме с плавающей нормой доходности.

Выпуск Гос-ных Казначейских обязательств (ГКО) сроками на 3,6,9,12 месяцев, размещаемые среди коммерческих банков, предприятий, фирм в безбумажной форме связан с потребностями гос-ва в денежных ресурсах при финансировании госрасходов, для покрытия дефицита бюджета.

Гос-ные Казначейские Обязательства, имея номинальную стоимость продаются на аукционных торгах по дисконтированной цене, которая приносит доход инвестору.

Казахстанские Гос-ные Казначейские Обязательства являются средством покрытия "кассовых разрывов" бюджета. Выпуская Гос-ные Казначейские Обязательства (ГКО), правительство решает как тактические задачи в части изыскания источников, так и развития внутреннего финансового рынка, необходимого в условиях рыночной экономики.

При выпуске Гос-ных ценных бумаг важными выступают величина дисконта, цена отсечения, погашения государственной акции по нарицательной стоимости, сроки обращения, порядок проведения торгов, принятие объективных решений с разработкой правил и нормативов для финансового рынка.

4 вопрос. Государственный долг - сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным госзаймам, включая начисленные по ним проценты. В зависимости от рынка размещения валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Управление государственным долгом. Развитие госкредита в стране вызывает одновременно прирост гос-го долга.

Под управлением государственным долгом понимается формирование одного из направлений финансовой политики гос-ва, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта, а также совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств гос-ва, регулирование рынка ценных бумаг, предоставление кредитов и гарантий.

В процессе управления госдолгом решаются задачи минимизации стоимости долга для заемщика и недопущения переполнения рынка заемными обязательствами гос-ва и резкого колебания их курса.

Управление госдолгом включает такие методы как:

1 Рефинансирование - погашение имеющейся задолженности за счет выпуска нового займа.

2 Конверсия - изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

3 Консолидация - изменения первоначальных займов по срокам - с их продлением или сокращением.

4 Унификация - объединение нескольких займов, в один.

5 Обмен облигаций по регрессивному соотношению - проводится в случае дефляции национальной денежной единицы.

6 Отсрочка погашения займов - применяется при значительной гос-ной задолженности, когда правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним наболее поздние сроки.

7 Отказ от уплаты госдолга - происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности.

Перечисленные методы управления госдолгом, могут применяться в различных сочетаниях одновременно.

Гос-во, выполняя свои функции управления экономикой, подключает все имеющиеся возможности для снижения объема долга. Этот процесс называется управлением госдолгом. Эффективное заимствование, оптимизация стоимости обслуживания госкредита, проблемы платежного баланса страны, дефицитность госбюджета, темпы инфляции - в совокупности выступают самыми определяющими объектами управления в каждой стране. Невыполнение обязательств по погашению долга снижает доверие к правительству. Следовательно обслуживание госдолга - это способность к совокупной выплате основной суммы долга, процентов, комиссионных штрафов по госдолгу за определенный период.

Законодательно каждая страна устанавливает лимит госдолга. К примеру лимит госдолга РК представляет фиксированную сумму, получаемых правительством республики на внутреннем и внешнем рынков заемного капитала, включая все непогашенные в срок займы. Эта сумма ежегодно утверждается в республиканском бюджете и на конец финансового года долг не должен быть превышен. При превышении суммы госдолга по лимиту можно говорить о наличии множества негативных факторов в сфере экономики и управлении гос-вом.

Наиболее внимательно следует познать характер внешнего гос-го долга с выяснением причин роста обязательств по отношению к иностранным кредиторам, когда гос-во не погашает в установленные сроки сумму погашаемого долга. При наличии внешнего гос-го долга в мировой практике существуют границы долга, которые каждая страна устанавливает для себя и регулирует объем финансовых обязательств. Установлено, что превышение коэффициента обслуживания долга свыше 25%, становится критически для страны - должника перед кредиторами и мировым сообществом. По гос-ному внешнему заимствованию объем привлекаемых займов не должен превышать 50 % чистых золотовалютных резервов Нацбанка РК и это как граница госдолга.

Внешний госдолг подразделяется на:

гарантированный гос-вом внешний долг;

не гарантированный гос-вом (негос-ный) внешний долг.

Рост госдолга тесно связан с макроэкономической нестабильностью. Привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует эффективного использования этих источников, умение вернуть свой долг с процентами. При несогласованных действиях правительства, нарушений гос-ных законов в сфере финансовой, валютной, инвестиционной политики, неправильном соотношении экспорта и импорта происходит дисбаланс в экономике страны, потеря постоянных источников экономического роста, что в конечном счете приводит к внешним заимствованиям и росту гос-го долга.

Современный этап управления экономикой и гос-вом требует от казахстанского правительства принятия эффективных решений с предотвращением необоснованного роста госдолга, в т.ч. внешнего долга.

PAGE 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ