Разработка урока для 9 класса по теме: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛОВ IV ГРУППЫ. АЛЛОТРОПНЫЕ МОДИФИКАЦИИ УГЛЕРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВО-ЯМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Разработка урока по теме:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛОВ IV ГРУППЫ. АЛЛОТРОПНЫЕ МОДИФИКАЦИИ УГЛЕРОДА.
(урок химии в 9 классе)
Разработала: учитель химии
МБОУ
Ново-Ямская СОШЖукова Татьяна Викторовна
Дер. Ново-Ямская Старицкого района Тверской области
Занятие рассчитано на 45-90 минут. Использован метод проектов и ИКТ.
Цель урока: выявить роль аллотропных модификаций углерода в жизни людей; продолжить формирование информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся.
Задачи:
Развивающие |
Воспитательные |
|
Формировать умения: -Определять понятия:Аллотропия, аллотропные модификации, адсорбция; -Характеризовать Аллотропные модификации углерода по составу, строению и свойствам; |
Развивать: - Умения поиска и критического отбора информации; - логическое мышление через формирование умений: сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать; - память; - мотивацию к изучению предмета |
Воспитывать: -стремление к самообразованию; -сознательное отношение к процессу получения знаний; -взаимоуважение, - взаимопомощь; -содействовать рациональной организации учебного процесса; -чувство гордости за вклад российских ученых; -информационную культуру. |
Оборудование и материалы:
Мультимедийный комплекс, компьютеры учащихся с выходом в Интернет, образцы угля, графита и изделий из них, противогаз;
Активированный уголь, стакан с водой, чернила (адсорбционная колонка как модель фильтра);
Презентация к уроку, тест.
Ход урока
Для подвода к теме рассматривается слайд с фотографиями различных изделий их графита, активированного угля, алмазов. Учащиеся высказывают предположения о теме урока, задача учителя – навести на правильные мысли. Записав тему урока (следующий слайд), учитель переходит к цели и задачам урока.
Через серию вопросов
Верите ли Вы…производится постановка цели, выявляется проблема и разрыв в знаниях. Правильный ответ учитель не сообщает, так как подтверждение/опровержение гипотез должно прозвучать в ходе урока.
Итак, верите ли Вы, что
Самый большой в мире алмаз нашли в Якутии? (нет)
Что простой карандаш может проводить электрический ток? (да)
Противогаз изобрели в США в конце 19 века?(нет)
Углерод-основа жизни во Вселенной?(нет)
Нанотехнологии занимаются веществами и материалами на основе углерода?(да)
Теперь учитель вместе с учащимися ставит цели и формулирует задачи, объясняет формы работы на уроке.
Затем происходит получение новых знаний путем анализа информации периодической системы и заполняется таблица по строению атомов элементов углерод и кремний. Такой вид работы хорошо знаком обучающимся, поэтому они выполняют его самостоятельно. Результат обсуждается фронтально, в слабом классе по вопросам:
1)Нарисуйте на доске схемы строения атомов углерода и кремния.
2) В чем сходство и в чем различие в строении атомов этих элементов?
3) Какие степени окисления могут проявлять углерод и кремний?
4) Какие функции они будут выполнять в химических превращениях? (окислители, восстановители).
5) Как изменяются неметаллические свойства в этом ряду? Какой элемент проявляет более выраженных неметаллические свойства?
Характеристика углерода и кремния как химических элементов Таблица 1
Аr |
Схема строения атома |
Изменение радиуса атома |
Изменение ЭО |
Изменение неМе свойств |
Степени окисления (СО) |
Примеры соединений |
12 |
0,062 нм |
|
0,107 нм |
На этом этапе оценивается работа отдельных учащихся по умению характеризовать химический элемент по его положению в ПСХЭ и строению атома, а также сравнивать строение двух (и более) элементов и прогнозировать их свойства.
Для достижения всеми одинакового результата предусмотрен слайд с заполненной таблицей в качестве проверки или коррекции.
При обсуждении нахождения элементов углерода и кремния в природе привлекаются знания из географии, биологии, физики, ОБЖ.
Нахождение в природе Таблица 2
Атмосфера |
Гидросфера |
Литосфера |
Биосфера |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
- |
+ |
+ |
Здесь важно обратить внимание ребят на широкую распространенность этих элементов в природе и, следовательно, на их значимую роль в нашей жизни.
На следующем этапе продолжается формирование понятий
аллотропия и аллотропные модификации. В качестве проблемы выступает многообразие соединений углерода. Учитель задает вопрос: какие простые вещества образует углерод? Выслушав версии обучающихся, педагог предлагает вспомнить как называется явление образования одним химическим элементом нескольких простых веществ и выполнить мини-проект. Тема мини-проекта – характеристика одной из аллотропных модификаций углерода. Рабочая группа – пара обучающихся или 2 пары.
Таблица, которую необходимо заполнить, должна быть выдана в готовом виде (для заполнения).
Аллотропные модификации углерода Таблица 3
ХС |
КР |
Физические свойства |
Действие на организм |
Активированный уголь |
для заинтересовавшихся, не обязательно включать в общую таблицу.
Чтобы охарактеризовать эти модификации, ребята получают задание найти в Интернет и/или учебнике информацию по своему веществу и создать 1-3 слайда. Это и есть продукт проекта. Проблема заключается в дефиците времени, большом количестве информации и необходимости грамотно подобрать также и иллюстративный материал. На это задание отводится около 20 минут. Так как время ограничено, то портфолио проекта не создается.
За перемену каждая группа сбрасывает свои слайды в компьютер учителя. Второй урок начинается с представления заданий. Каждое вещество характеризуется по заданному плану, группы дополняют и оценивают друг друга. Результат – полностью заполненная таблица у каждого обучающегося.
Для коррекции целесообразно создать готовый слайд с заполненной таблицей.
В ходе обсуждения отмечаются ответы на вопросы в начале урока (1,2,4,5) и соответствие/несоответствие предположений обучающихся полученным результатам.
Учителю необходимо отметить рациональность поиска информации: какие источники использованы, насколько эффективно. Работы учащихся оцениваются по следующей системе:
Оценка продукта проекта Таблица 4
Соответствие теме проекта |
Выступление докладчика |
Оформление презентации |
Ответы на вопросы |
Итог |
Группа 1 Группа 2 … |
Контроль усвоения понятий аллотропии можно провести по вопросам:
Почему простые вещества, образованные углеродом – твердые?
Почему древесный уголь легко крошится?
Почему алмаз и графит обладают разными физическими свойствами?
Почему свойства фуллеренов сильно отличаются от свойств алмаза, графита?
Далее более подробно рассматривается и уточняется понятие
адсорбция. Желательно, чтобы в выступлении группы
Активированный угольпрозвучала информация об изобретении противогаза Зелинским (ответ на вопрос 3). Проводится эксперимент с активированным углем (очистка загрязненной чернилами воды). Здесь целесообразно еще раз проговорить применение активированного угля в бытовых фильтрах. В ходе урока необходимо акцентировать внимание на вопросах, которые были заданы в начале и установить соответствие ответа обучающихся истине.
В конце урока для контроля усвоения новых понятий и умений учащиеся выполняют тест-экспресс (либо индивидуально на компьютере, либо фронтально самостоятельно в своей тетради с обязательной самопроверкой, ответы сообщает учитель, ребята выставляют себе отметку за тест).
Число протонов в атоме углерода
1) 12 2) 8 3) 2 4) 6
Число энергетических уровней в атоме кремния: 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4.
Неметаллические свойства сильнее выражены у
1) Si 2) C 3) Ge 4) Ti
Степени окисления у кремния и углерода:
1) -4,-2,0,+4 2) -4, 0, +4
3) -4,0,+2,+4 4) -4,-2,0,+2,+4
Графит обладает свойствами:
Твердый 2) не тепло-,электропроводный,
3) металлический блеск 4) тугоплавкий
Чтобы легче было выставить оценку за урок и учесть вклад каждого, можно предложить в ходе урока заполнять рейтинг-лист учащегося (заполняет учащийся, баллы сообщает учитель):
Таблица 5
Ответы на вопросы (макс.5) |
Сравнение, Анализ (макс.3) |
Работа с (макс.5) |
Презентация (макс.5) |
Тест (макс.5) |
Макс.23 |
18-23б—5 14-17 -4 9-13б-3 |
Баллы |
Подводя итог такого занятия, следует еще раз привлечь внимание к многообразию соединений углерода и оценить работу каждого. Особо заинтересовавшиеся углеродом могут выбрать себе тему для дополнительного изучения (как правило, юноши выбирают нанотехнологии, а девушки – исторические алмазы).
В качестве домашнего задания предложена работа с учебником и выполнение творческих заданий. Если урок проводится с разрывом, то в качестве первого домашнего задания дается творческая работа по созданию презентации, плаката и т. п. по своей аллотропной модификации. В этом случае первый урок заканчиваем обсуждением аллотропных модификаций углерода и заполнением таблицы в черновом варианте.
Если невозможно организовать работу на уроке с компьютерами, то следует подготовить познавательные тексты по этим темам. Презентации ребята готовят как домашнее задание.
Такое занятие развивает навыки самостоятельной работы и способствует формированию информационных компетентностей.
План-конспект урока по теме
Общая характеристика неметаллов IV группы. Аллотропные модификации углерода
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
Приветствует, проверяет отсутствующих, готовность к уроку |
Проверяет учебные принадлежности, сосредотачивается на уроке |
|
Для подвода к теме рассматривается слайд с фотографиями различных изделий их графита, активированного угля, алмазов. Проблемные вопросы: Как эти предметы связаны с темой урока? Какие химические элементы будем рассматривать? Услышав нужную гипотезу, объявляет тему урока (слайд). Через систему вопросов Верите ли Вы…создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся: Итак, верите ли Вы, что Самый большой в мире алмаз нашли в Якутии? (нет) Что простой карандаш может проводить электрический ток? (да) Противогаз изобрели в США в конце 19 века?(нет) Углерод-основа жизни во Вселенной?(нет) Нанотехнологии занимаются веществами и материалами на основе углерода?(да) Ответы учитель не сообщает, так как они прозвучат в ходе урока. 4)Предлагает сформулировать цель урока и задачи. 5)Разъясняет формы и приемы работы на уроке. |
1)Высказывают предположения о теме урока. 2)Записывают тему урока со слайда. 3)Высказывают гипотезы, осознают недостаточность своих знаний, проявляют интерес. 4)Вместе с учителем формулируют учебную цель и задачи урока, осознанно воспринимают информацию. |
|
Предлагает охарактеризовать элементы-неметаллы 4 группы по их положению в ПСХЭ и строению атомов Выслушивает ответы, оценивает деятельность. Предлагает оценить нахождение в природе этих элементов (таблица2), корректирует и дополняет ответы, оценивает деятельность. Подводит итог, что элементы широко распространены в природе и играют большую роль в нашей жизни. |
1)Дают характеристику, заполняют таблицу 1; на доске зарисовывают схемы строения атомов углерода и кремния; сравнивают эти элементы по строению атомов и свойствам (свойства прогнозируют). 2)Заносят баллы за это задание в оценочный лист. 3)Высказывают свои предположения (таблица 2), заносят баллы за это задание в оценочный лист. |
|
Изучение нового материала. Постановка проблемы 1. Исследование (мини-проект) Рефлексия 1 Постановка проблемы 2 Формирование понятия адсорбцияРефлексия 2. |
Постановка проблемы: Какие простые вещества образует углерод? Выслушав версии обучающихся, педагог предлагает вспомнить как называется явление образования одним химическим элементом нескольких простых веществ и формулирует определение с помощью учащихся. Ставит учебную задачу по выполнению мини-проекта, уточняет еще раз формы работы, критерии оценивания, каким должен быть результат. Оказывает адресную помощь, наблюдает, оценивает. Выслушивает, корректирует сообщения учащихся. Рефлексия: задает вопросы: 1) Почему простые вещества, образованные углеродом – твердые? Почему древесный уголь легко крошится? Почему алмаз и графит обладают разными физическими свойствами? Почему свойства фуллеренов сильно отличаются от свойств алмаза, графита? 6)Ставит следующую проблему: Почему древесный уголь используют в противогазах? Каким особым свойством он обладает? 7)Проблемный эксперимент: обесцвечивание подкрашенной воды растолченным активированным углем (как вариант, через адсорбционную колонку). Формирование понятия адсорбция. 8) Рефлексия: Где используют адсорбцию? Кто создал первый противогаз? Какие вещества еще обладают адсорбцией (то есть являются адсорбентами)? Можно ли считать адсорбцию только физическим (химическим) явлением? |
Высказывают версии, вспоминают определение аллотропия, аллотропные модификации. Уточняют, осознают свои задачи. Подбирают информацию, используя источники Интернет и учебники, анализируют и отбирают необходимый материал, создают продукт проекта – презентацию на 1-3 слайда. Выступают с презентацией продукта, заполняют таблицу 3, оценивают друг друга на основе таблицы 4. Отвечают на поставленные вопросы, заносят баллы в лист. Высказывают гипотезы, версии на основе бытовых знаний, материала урока. Осознание информации через интерпретацию эксперимента. Называют вещества и области применения. Приходят к выводу, адсорбция – физико-химическое явление. |
Оценка результатов |
Подводит итог: предлагает соотнести цели и задачи урока с реальными результатами. Предлагает проверить результативность с помощью экспресс-теста: Число протонов в атоме углерода 1) 12 2) 8 3) 2 4) 6 Число энергетических уровней в атоме кремния: 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4. Неметаллические свойства сильнее выражены у 1) Si 2) C 3) Ge 4) Ti Степени окисления у кремния и углерода: 1) -4,-2,0,+4 2) -4, 0, +4 3) -4,0,+2,+4 4) -4,-2,0,+2,+4 Графит обладает свойствами: 1)Твердый 2) не тепло-,электропроводный, 3) металлический блеск 4) тугоплавкий Называет код ответов и систему оценки. С помощью оценочного листа оценивает работу большинства (в идеале, всех) учащихся. Возможна само - или взаимооценка с помощью критериев. |
Повторяют и осознают еще раз основные понятия темы. Выполняют экспресс-тест (не более 5 минут) индивидуально в тетради или с помощью компьютера. Проверяют результаты работы и оценивают свой тест (при работе с компьютером предусмотрена проверка в тесте). Оценивают свою деятельность на уроке (таблица 5). |
Домашнее задание |
Разъясняет выполнение домашнего задания: работа с учебником по закреплению учебных предметных компетентностей, творческие задания по теме по желанию. Благодарит за урок, прощается. |
Записывают домашнее задание, выбирают форму выполнения, уточняют необходимые вопросы. Благодарят за урок, прощаются. |
Источники информации
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/О. С.Габриелян.-14-е изд., испр.-М.:Дрофа, 2008.-270с.
Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии. 9 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических ВУЗов.-М.:
Блик и К°, 2001, 400с.
Обучение химии в 9 классе: Пособие для учителя/М. В.Зуева, Р. Г.Иванова, А. А.Каверина и др.; Под ред. М. В Зуевой.-М.: Просвещение,1990,-176с.
Политова С. И. Проектирование учебного процесса по педагогической технологии В. М.Монахова: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ.-Тверь: ТОИУУ,2005,-30с.
Рудзитис Г. Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Г. Е.Рудзитис, Ф. Г.Фельдман.-14-е изд.-М.:Просвещение,2015.-191с.