Конспект урока Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества 9 Класс


Тема урока

«Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества» 9-й класс

Цель урока:

изучение строения атома и молекулы азота, его физических и химических свойств, роли азота в жизни человека и его применение.

Задачи:

Образовательная:

–выявление и оценка степени овладения системой знаний об азоте, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющих обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

Развивающая:

–развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательная:

–воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе.

- формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения) прививать навыки самоорганизации.

Планируемые результаты обучения:

- обучающиеся должны в соответствии со своей ролью в учебной задаче найти информацию в Интернете и оформить её в виде слайда в общей презентации. Совместно составленная презентация, перенесённая на USB-флеш-накопители учащихся, которая будет являться опорным конспектом и итогом урока.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: ИКТ и технология проектной деятельности в варианте «образовательного web-quest» в формате научного исследования.

Оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, презентация учителя с веб – квестами.

Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке: для проведения урока используются материалы компакт-дисков: “Виртуальная химическая лаборатория”. Программные средства: используемые учителем для подготовки материалов к уроку, учащимися при самостоятельной работе и в домашней работе при подготовке презентаций, опорных схем, докладов: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Задачи для учащихся:

    Изучить положение азота в ПСХЭ, особенности строения атома и молекулы;

    Рассмотреть их физические и химические свойства азота;

    Дать характеристику некоторых природных соединений азота;

    Рассмотреть применение азота в быту, технике и народном хозяйстве.


Задачи для учителя:

    Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы в сети Интернет;

    Углубить знания учащихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции;

    Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению презентации Power Point;

    Развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;

    Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.

Предполагаемый результат урока:

Учащиеся знают:

    Строение атома и молекулы азота.

    Физические свойства азота.

    Значение азота в жизни человека

    Химические свойства азота.

    История возникновения слова «Азот».

    Круговорот азота в природе.

Учащиеся умеют, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Power Point, подготовить презентацию.

Ход урока:


Этап урока, время в минутах

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

Момент (1)

Проверяет готовность класса к уроку, настраивает учащихся на урок.

Девиз урока: «"Жить - значит узнавать". Д. И. Менделеев

"Знать - значит победить!" А. Н. Несмеянов

"Просто знать - ещё не всё, знания надо уметь использовать" И. В. Гёте

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

II.Начальный этап (7)

Ведение. Мотивация.

2. Центральное

Задание.

3. Описание

Процедуры

Работы.

4. Руководство

К действиям.

Загадка:

Пять знаменитых химиков XVIII века дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имён. В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его "ядовитым воздухом". Английский химик Джозеф Пристли в том же году назвал его "дефлогистированным воздухом". В 1773 году шведский химик-аптекарь Карл Шееле дал этому газу имя "испорченный воздух". А английский химик Генри Кавендиш в 1774 году назвал его "удушливый воздух". Наконец, в 1776 году французский химик Антуан Лавуазье установил, что все названные выше газы - одно и то же вещество, и предложил своё название, в переводе означавшее "безжизненный воздух". Каково сейчас название этого неметалла?

Знакомит с темой и целями урока; формулирует проблему: азот – «безжизненный» элемент или важная составная часть жизни на Земле?

Ваша задача – найти информацию в Интернете, проанализировать её и поместить на соответствующий слайд в макете презентации на своих ноутбуках. Затем скопировать полученный слайд на флэшку и перенести его на компьютер учителя».

Учитель сообщает время для самостоятельной работы учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием ноутбука для изучения свойств азота.

Просмотр иллюстративного материала с использованием Интернет-ресурсов и материалов компакт-дисков.


Учащиеся разгадывают загадку и совместно с учителем формулируют тему и цели урока.

Учащиеся знакомятся с заданиями веб – квестов и выбирают для себя один из них. Затем они выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации Power Point. Класс работает в группах постоянного состава (по 4-5 человек) по заданиям.

Находят и открывают макет презентации.

Учащиеся приступают к работе с Интернетом.

III. Операционно – исполнительский этап (25).


Во время работы обучающихся с Интернетом учитель координирует и направляет их деятельность. Он может отвечать на вопросы, давать рекомендации, помогать менее подготовленным учащимся.


По истечении времени, отводимого на выполнение заданий, группа выдвигает человека, который будет защищать проект и представляет аудитории подготовленную информацию и свою точку зрения по теме урока.

IV. Заключительный

Этап. Рефлексия (5).

По результатам исследования проблемы учитель совместно с учащимися формулирует выводы и предложения, в результате чего появляется итоговый слайд на презентации, а так же анализирует урок и оценивает деятельность каждого участника процесса.

Рефлексия:

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след.

И решить все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего? Ищите свой ответ!

Для чего «рожден азот»?

1. Что нового вы узнали?

2. Что вас удивило сегодня на уроке?

3. Где могут пригодиться полученные знания?

4. Какое значение имеет азот в природе и в жизни человека?

Совместно с учителем отвечают на проблемный вопрос урока, оформляют в своих презентациях итоговый слайд, анализируют и оценивают свою деятельность и деятельность всех участников процесса.

Делятся своими впечатлениями об уроке, заполняют лист самооценки.


V.Домашнее

Задание (2).


Презентация. §24 стр. 146, упр. 2,4.

Составить рассказ на тему: «Путешествие азота в природе»

Написать эссе, взяв за основу высказывание Д. И. Прянишников – «Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы»

Вычислите массу азота, заключенного в колбе емкостью 0,1 л

Записывают домашнее задание.


Дидактический материал:

Задания веб – квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта учащийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.

WebQuest № 1

« Историческая справка об азоте»

    История возникновения слова «Азот».

    История открытия азота.

u>.

b/234804/read#t7

ri/ps/pb007.htm

ru

Web – quest № 2

«Положение азота в периодической таблице химических элементов и строение атома и молекулы азота »

    Укажите положение химического элемента азот в ПСХЭ.

    Зарисуйте строение атома и молекулы азота.

    Какие степени окисления будет проявлять атом азота

chemistry/00050093_0.html

works/94/100239/index. html

dic. nsf/enc_colier/3255/%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%A2

%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%

WebQuest № 3

«Распространение в природе»

    В каком виде азот может находиться в природе?

    «Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха». А. П. Казанцев «Пылающий остров»

      Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он протекает в природе?

    Опишите важнейшие природные соединения азота.

Khimie. ru/…elementov/Rasprostranenie-AzotaPrirode

wiki/%C0%E7%EE%F2?veaction=edit

works/94/100239/index. html

WebQuest № 4

«Получение и физические свойства азота».

    Получение в промышленности

    Лабораторные способы получения азота

    Физические свойств азота

ri/ps/pb007.htm

chemical_substance_205.html

wiki/%C0%E7%EE%F2?veaction=edit

WebQuest № 5

«Химические свойства азота»

    Окислительные и свойства азота.

    Восстановительные свойства азота.

wiki/%C0%E7%EE%F2?veaction=edit

chemical_substance_205.html

chem66.html

schools/chem/data/res/neorg/uchpos/text/g3_6_2.html

WebQuest № 6

«Применение азота. Круговорот азота в природе»

    Назовите области применения азота. На каких свойствах азота они основаны?

index. php? pid=99

primenenie-azota-v-promishlennosti/primenenie-azota

ri/ps/pb007.htm

%D0%90%D0%B7%D0%BE%D1%82

WebQuest № 7

«Биологическое значение азота»

    В сутки человеку необходимо 12 – 17 г Азота в составе белковой пищи. Почему?

    К чему приводит избыток или недостаток азота в организме человека?

    Как происходит биогенная миграция атомов азота в природе?

wiki/%C0%E7%EE%F2?veaction=edit

docs/index-83896.html

references/microelements/azot/

%D0%90%D0%B7%D0%BE%D1%82

S_92.bar. edu54.ruDswMedia/tema. doc