Конспект урока Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества 9 Класс
Тема урока
«Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества» 9-й класс
Цель урока:
изучение строения атома и молекулы азота, его физических и химических свойств, роли азота в жизни человека и его применение.
Задачи:
Образовательная:
–выявление и оценка степени овладения системой знаний об азоте, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющих обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
Развивающая:
–развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательная:
–воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе.
- формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения) прививать навыки самоорганизации.
Планируемые результаты обучения:
- обучающиеся должны в соответствии со своей ролью в учебной задаче найти информацию в Интернете и оформить её в виде слайда в общей презентации. Совместно составленная презентация, перенесённая на USB-флеш-накопители учащихся, которая будет являться опорным конспектом и итогом урока.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: ИКТ и технология проектной деятельности в варианте «образовательного web-quest» в формате научного исследования.
Оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, презентация учителя с веб – квестами.
Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке: для проведения урока используются материалы компакт-дисков: “Виртуальная химическая лаборатория”. Программные средства: используемые учителем для подготовки материалов к уроку, учащимися при самостоятельной работе и в домашней работе при подготовке презентаций, опорных схем, докладов: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Задачи для учащихся:
Изучить положение азота в ПСХЭ, особенности строения атома и молекулы;
Рассмотреть их физические и химические свойства азота;
Дать характеристику некоторых природных соединений азота;
Рассмотреть применение азота в быту, технике и народном хозяйстве.
Задачи для учителя:
Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы в сети Интернет;
Углубить знания учащихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции;
Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению презентации Power Point;
Развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;
Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.
Предполагаемый результат урока:
Учащиеся знают:
Строение атома и молекулы азота.
Физические свойства азота.
Значение азота в жизни человека
Химические свойства азота.
История возникновения слова «Азот».
Круговорот азота в природе.
Учащиеся умеют, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Power Point, подготовить презентацию.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I.Организационный Момент (1) |
Проверяет готовность класса к уроку, настраивает учащихся на урок. Девиз урока: «"Жить - значит узнавать". Д. И. Менделеев |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку |
II.Начальный этап (7) Ведение. Мотивация. 2. Центральное Задание. 3. Описание Процедуры Работы. 4. Руководство К действиям. |
Загадка: Пять знаменитых химиков XVIII века дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имён. В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его "ядовитым воздухом". Английский химик Джозеф Пристли в том же году назвал его "дефлогистированным воздухом". В 1773 году шведский химик-аптекарь Карл Шееле дал этому газу имя "испорченный воздух". А английский химик Генри Кавендиш в 1774 году назвал его "удушливый воздух". Наконец, в 1776 году французский химик Антуан Лавуазье установил, что все названные выше газы - одно и то же вещество, и предложил своё название, в переводе означавшее "безжизненный воздух". Каково сейчас название этого неметалла? Знакомит с темой и целями урока; формулирует проблему: азот – «безжизненный» элемент или важная составная часть жизни на Земле? Ваша задача – найти информацию в Интернете, проанализировать её и поместить на соответствующий слайд в макете презентации на своих ноутбуках. Затем скопировать полученный слайд на флэшку и перенести его на компьютер учителя». Учитель сообщает время для самостоятельной работы учащихся. Организация самостоятельной работы учащихся с использованием ноутбука для изучения свойств азота. Просмотр иллюстративного материала с использованием Интернет-ресурсов и материалов компакт-дисков. |
Учащиеся разгадывают загадку и совместно с учителем формулируют тему и цели урока. Учащиеся знакомятся с заданиями веб – квестов и выбирают для себя один из них. Затем они выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации Power Point. Класс работает в группах постоянного состава (по 4-5 человек) по заданиям. Находят и открывают макет презентации. Учащиеся приступают к работе с Интернетом. |
III. Операционно – исполнительский этап (25). |
Во время работы обучающихся с Интернетом учитель координирует и направляет их деятельность. Он может отвечать на вопросы, давать рекомендации, помогать менее подготовленным учащимся. |
По истечении времени, отводимого на выполнение заданий, группа выдвигает человека, который будет защищать проект и представляет аудитории подготовленную информацию и свою точку зрения по теме урока. |
IV. Заключительный Этап. Рефлексия (5). |
По результатам исследования проблемы учитель совместно с учащимися формулирует выводы и предложения, в результате чего появляется итоговый слайд на презентации, а так же анализирует урок и оценивает деятельность каждого участника процесса. Рефлексия: Человек рождается на свет, |
Совместно с учителем отвечают на проблемный вопрос урока, оформляют в своих презентациях итоговый слайд, анализируют и оценивают свою деятельность и деятельность всех участников процесса. Делятся своими впечатлениями об уроке, заполняют лист самооценки. |
V.Домашнее Задание (2). |
Презентация. §24 стр. 146, упр. 2,4. Составить рассказ на тему: «Путешествие азота в природе» Написать эссе, взяв за основу высказывание Д. И. Прянишников – «Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы» Вычислите массу азота, заключенного в колбе емкостью 0,1 л |
Записывают домашнее задание. |
Дидактический материал:
Задания веб – квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта учащийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.
Web – Quest № 1
« Историческая справка об азоте»
История возникновения слова «Азот».
История открытия азота.
u>.
b/234804/read#t7
ri/ps/pb007.htm
ru
Web – quest № 2
«Положение азота в периодической таблице химических элементов и строение атома и молекулы азота »
Укажите положение химического элемента азот в ПСХЭ.
Зарисуйте строение атома и молекулы азота.
Какие степени окисления будет проявлять атом азота
chemistry/00050093_0.html
works/94/100239/index. html
dic. nsf/enc_colier/3255/%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%A2
%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%
Web – Quest № 3
«Распространение в природе»
В каком виде азот может находиться в природе?
«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха». А. П. Казанцев «Пылающий остров»
Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он протекает в природе?
Опишите важнейшие природные соединения азота.
Khimie. ru/…elementov/Rasprostranenie-Azota…Prirode
wiki/%C0%E7%EE%F2?veaction=edit
works/94/100239/index. html
Web – Quest № 4
«Получение и физические свойства азота».
Получение в промышленности
Лабораторные способы получения азота
Физические свойств азота
ri/ps/pb007.htm
chemical_substance_205.html
wiki/%C0%E7%EE%F2?veaction=edit
Web – Quest № 5
«Химические свойства азота»
Окислительные и свойства азота.
Восстановительные свойства азота.
wiki/%C0%E7%EE%F2?veaction=edit
chemical_substance_205.html
chem66.html
schools/chem/data/res/neorg/uchpos/text/g3_6_2.html
Web – Quest № 6
«Применение азота. Круговорот азота в природе»
Назовите области применения азота. На каких свойствах азота они основаны?
index. php? pid=99
primenenie-azota-v-promishlennosti/primenenie-azota
ri/ps/pb007.htm
%D0%90%D0%B7%D0%BE%D1%82
Web – Quest № 7
«Биологическое значение азота»
В сутки человеку необходимо 12 – 17 г Азота в составе белковой пищи. Почему?
К чему приводит избыток или недостаток азота в организме человека?
Как происходит биогенная миграция атомов азота в природе?
wiki/%C0%E7%EE%F2?veaction=edit
docs/index-83896.html
references/microelements/azot/
%D0%90%D0%B7%D0%BE%D1%82
S_92.bar. edu54.ru›DswMedia/tema. doc