Урок педагогики на тему Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность
Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение
«Детский сад №96»
города Новокузнецка Кемеровской области
Урок педагогики на тему
"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"
подготовила
воспитатель
Шамаева Наталья Ивановна
г. Новокузнецк
Конспект родительского собрания "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".
Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
Задачи:
Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Обучать родителей оптимальным способам общения с детьми посредством игры.
Оформление:
Вернисаж «Времена года».
Фотостенд «Мой край, любимый».
Выставка детских работ «Наши любимцы».
Новинки методической, детской литературы по теме родительского собрания.
Ход собрания:
“И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.”
Л. Н. Толстой.
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привыкли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Основная задача речевого развития детей – это:
1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.
2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развивать интерес, любознательность.
Проведя анализ анкет, напрашивается вывод – ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.
Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.
Предлагаем Вам Выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Paзвитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком.
Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).
Результаты высказываний.
1. Восприятие звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:
Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
В речи появляются сложные формы предложений.
Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли
простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.
Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
Затрудняются назвать части предмета, части тела.
Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).
Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогам группы):
1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)
2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)
Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.
А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.
Тема: “Кто как кричит?”
Представьте себе, что Вы – это Ваши дети.
Ребята посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь.) (Протяжно произносит звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.
Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы.)
А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок.)
Посмотрите, мама – лошадь (большая), а её детеныш – жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.
Как кричит жеребенок? (Ответы детей.)
А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья.)
А как кричит свинья? (Ответы детей.)
Это она кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша.)
Кто её детеныш? (Поросенок.)
Мама-свинья какая? (Большая.)
А поросенок какой? (Маленький.)
Как кричит мама? (Громко.)
Как кричит сынок? (Тихо.)
А чем детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах). (Ответы детей.)
Кто его мама? (Корова.)
А как зовут сыночка коровы? (Теленок.)
Корова какая? (Большая.)
А теленок какой? (Маленький.)
Корова как кричит? (Громко.)
А теленок как кричит? (Тихо.)
А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и детенышей.) Молодцы. (Игра закончилась.) Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.
А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая, как мы их любим, а в союзники возьмём природу.
Давайте посмотрим фотографии, где вы отдыхаете со своими детьми, полюбуется красотами нашего края. Я приглашаю для разговора Елену Николаевну (выступления родителей). Разговор продолжит мама Вани Мельницына (выступление родительницы). Спасибо Вам большое. Советы родителям.
Отравляясь с ребенком на прогулку:
поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
спросите, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
уточните, какое сейчас время года?
предложите покормить птиц
загадайте загадку
познакомьте с народными пословицами и приметами
прочитайте стихотворение, вспомнить песенку
поиграйте в игру.
Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое. Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.
Предложите родителям объединиться в небольшие подгруппы.
- Скажите, а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.)
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.
А каким может быть решение нашего родительского собрания? (высказывания родителей):
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания, за помощь в оформлении стенда “Мой край, любимый”, и позвольте от себя лично вручить «листочек доброты», который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.
Литература.
Зенина Т. С. Родительские собрания в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, 2006.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.- М.: Издательство: ТЦ "Учитель", 2015.
Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.- М.: Издательство: «ВАКО»,2006.
Использованные Интернет-ресурсы
1. rabrod/rabrod. htm