Сущность прав

ТЕМА 4 Сущность права.

  1. Современные подходы к понятию сущности права.
  2. Современные подходы к правопониманию.
  3. Понятие и признаки права.
  4. Принципы права.
  5. Функции права.
  6. Право и политика.
  7. Право и экономика.

1. Сущность - это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Понятие сущности права – одна из наиболее важных проблем общей теории права.

В научной литературе сущность права характеризуется по разному. При поверхностном подходе к воззрениям различных авторов о сущности права их позиции могут показаться весьма противоречивыми, поскольку одни ставят акценты -на государственную волю, другие - на общую волю, третьи – на свободу воли, четвертые на обязательную нормативность, пятые – на защищенный государством интерес, шестые – на компромисс интересов, седьмые – на особые психические переживания, восьмые – на минимум нравственности, девятые – на справедливость и др. При этом многие правоведы в сущности усматривают несколько добродетелей вместе взятые.

Значительная часть современных правоведов склонны усматривать в многочисленных интерпретациях сущности права три основные направления (три группы правовых школ):

  1. нормативистское, в центре внимания которого находится абстрактная правовая норма (юридический позитивизм);
  2. социологическое, воспринимающее природу права как социальный механизм, гармонизирующий индивидуальные и общественные интересы (социологическая школа);
  3. философское, характеризующее идеально-целостную миссию права.

Сущность права это общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса.

Сущность права выражается в его наиболее характерных постоянных признаках и формулируется в определении.

2. С момента возникновения права в науке идет спор о его определении. В современной научной литературе предпринимаются попытки свести все теории к нескольким направлениям.

Так профессор О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция права, основана на понимании права как "порядка общественных отношений в действиях и поведении людей". То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Поэтому право - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Профессор В.А. Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права.

Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то положение, что "человек есть мера всех вещей", а право является отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению относится концепция естественного права.

Для второй группы исходным началом является государство. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская юриспруденция.

Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем "право в книгах", представляется "право в жизни", то есть практика правового регулирования. Эти школы относят себя к "социологии права" и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т. п.

Профессор B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами правопонимания, к которым относится:

- юридическое правопонимание, охватывает различные концепции понятия права, основанные на различении права и закона. При этом естественно-правовая концепция - лишь частный случай юридического типа правопонимания, подобно тому, с его точки зрения, как различение естественного права и позитивного права - тоже лишь одна из многих возможных версий различения права и закона;

- легистское правопонимание (от "lex" -закон), право для легистского подхода - это уже официально данное, действующее, позитивное право. То есть отождествляются право и писаный закон.

Анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношения к нему как к целостному социальному явлению. Конечным, главным результатом правопонимания является определение права.

3. Право, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Признаки права:

1. Право - это явление общественное.

2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека.

3. Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.

4. Право по своей природе (сущности) есть средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов.

5. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками

6. Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей, то есть к фактически неравным субъектам.

7. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах.

8. С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

9. Право общеобязательно.

10. Праву присуща процедурность.

11. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения.

12. Право тесно связано с государством.

13. Право охраняется государственным принуждением.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют правовые притязания людей.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм.

В-третьих, обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.

Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права, поступков людей.

Согласно Закону РБ «О нормативных правовых актов РБ» право - система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

4. Принципы права – это исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно выражающее его сущность, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений.

Общепринятым является деление принципов права на:

общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Для теории права наибольшее значение имеют общие принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения. К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.).

Для современного этапа развития общества характерны социально правовые принципы:

  • Нравственно правовые – разрешено все, что не запрещено законом, юридическое равенство всех перед правовым законом;
  • Экономико-правовые – свобода конкуренции, свобода предпринимательства;
  • Эколого-правовые – охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
  • Политико-правовые – народовластие, разделение государственных властей;
  • Свободно-правовые – единство юридических прав и обязанностей, презумпция невиновности).

5. Функции – основные направления и методы воздействия на общественные отношения и поведения людей.

Выделяют следующие функции:

  1. общесоциальные функции (экономические, политические, воспитательная);
  2. регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков:
    • регулятивно-статическая – выражается в определении правового статуса различных субъектов права, определение границ прав и свобод (например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов);
    • регулятивно-динамическая – определяет будущее поведение людей с помощью обязывающих норм (например, возложение обязанности уплачивать налоги);
    • охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Осуществляется органами государства, принимающих властные решения, обеспечиваемые государственным принуждением (например: родители обязаны заботиться о здоровье и воспитании несовершеннолетних детей, иначе могут быть лишены родительских прав);
    • оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

6. Правовые и политические нормы. Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Внутренняя и внешняя политика любого государства реализуется через право, а последние, в свою очередь, выступают выразителем этой политики. Так как конституция закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осуществляется с помощью права. Особенно это характерно для правовых государствю Но даже и тоталитарные, полицейские государства не могут обойтись без права. Другое дело - в каких целях оно используется.

Впервые термин "политика" появился в Древней Греции и происходит от греческого слова "polis" - город-государство. "Именно в античных государствах, - зародилось и понятие политики как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима".

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп.

В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями.

"Главным политиком", центральным субъектом политической жизни и политической организации любого общества является государство: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики. И именно государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней.

Нерегулируемая политическая борьба может взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны.

Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучится и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма ("неправовой закон"), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы.

Существует две точки зрения соотношения права и политики:

  • право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами;
  • политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Исторически признанное соотношение права и политики в демократическом обществе с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

7. Слово "экономика" греческого происхождения и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. В нашем же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно - диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.

Оценку связей права и экономики следует проводить с учетом необходимости:

-государственно-правового регулирования экономических процессов, создание правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;

- соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере, обеспечение справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей.

Так в марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества ("экономического строя"), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Маркс отмечал, что "право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества".

В современный период используется и обосновывается концепция невмешательства государства и права в экономику. Вместе с тем государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей. В то же время в идее социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). В тоже время юридические нормы должны определять цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.

Существует три способа управления экономикой:

командно – административный - характеризуется тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются:

стихийный, рыночный - Основывается на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику:

смешанный - сочетающий рыночные законы с разумным юридическим регулированием экономики, налогов, рынка сбыта, рабочей силы и т.д. Этот способ государственно-правового управления экономикой способствует ее поступательному развитию, поскольку государство защищает свободное предпринимательство от кризисов, предпринимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни используя при этом юридические формы таких экономических рычагов как налоги, кредит, инвестиции и другие.

PAGE 1

Сущность прав