Нормы права

Тема 8: Нормы права

  1. Понятие нормы права. Признаки права.
  2. Логическая структура нормы права.
  3. Способы изложения элементов норм права в статьях нормативных актов.
  4. Виды правовых норм.

1. Нормы права – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается компетентными государственными органами.

Признаки:

  1. Исходит от государства или санкционируется им.
  2. Общеобязательный, не персонифицированный характер - распространяется на всех участников отношений данного вида, и не зависит от того, какое субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны ли они с нормами или нет, одобряют ли они их или нет.
  3. Формальная определенность – это проявление ее в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаний на последствия ее нарушения.
  4. Неоднократность действия (закон о выборах рассчитан не на одну избирательную кампанию) - создается для постоянного применения, использования, если только иное не оговаривается в самой норме.
  5. Распространяются на неопределенное количество случаев.
  6. Реализуется, обеспечиваются государством.
  7. Регулируют определенную разновидность общественных отношений – (применяется в отношении конкретного случая или конкретного вида отношений).
  8. Системность (тесная связь с другими нормами права) - проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
  9. Принудительность - охраняется принудительной силой государства, является повелительным предписанием независимо от того, каков ее характер: запрет, обвязывание или позволение.

2. Структура выражается в жесткой элементов, которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование общественных отношений. В соответствии с этим норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

I. Гипотеза – в ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой права, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у людей предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза начинается словом «если».

Гипотеза бывает:

В зависимости от строения:

Простые - предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма;

Сложные - связывает действие нормы с наличием двух или более условий

По форме выражения:

в общей (абстрактной) форме - определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками

в конкретной (казуистической) форме — определяет условия применения нормы частными, специальными признаками.

Гипотезы по основаниям применения подразделяют на:

- односторонние - которые в качестве основания применения нормы называют только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства.

- двусторонние - включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера тех обстоятельств, которые заставили "работать" тот или иной нормативный акт.

по степени их определенности:

- абсолютно определенная это когда сама норма определяет обусловливающие ее факты/

- абсолютно неопределенная когда сама норма не включает определений фактов, обусловливающих ее применение, она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это самому "в необходимых случаях". В чем заключаются названные "необходимые случаи", никоим образом не раскрывается.

- относительно определенная - имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо условием.

II. Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Диспозиции подразделяются:

По форме предписаний:

казуальные - перечисляет конкретные предписываемые, разрешаемые или запрещаемые действия;

абстрактные - предусматривает определенный тип поведения.

По способу выражения правил поведения:

Простая - содержит только указание на вид поведения, при чем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки поведения достаточно очевидны.

Описательная - включает в себя не только наименование поведения но и перечень его основных признаков .

Бланкетная - не определяет признаков поведения, а предоставляет установление их специально указанным органам.

Ссылочная - отсылает к другой статье данного закона, в которой дается описание соответствующего вида поведения, или к другому нормативному акту.

В зависимости от формы выражения:

Управомочивающая- диспозиции представляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в таких диспозициях выступают слова «вправе», «имеет право», может».

Обязывающие - диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в обязывающих диспозициях используются слова: «обязан», «должен», «подлежит».

Запрещающие - диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. Операторами волевого поведения в таких диспозициях служат слова: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается».

III. Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний правовых норм. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция, указывает на юридические последствия, с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – меры воздействия.

Санкции подразделяются прежде всего на:

В зависимости от применения мер принуждения:

полные - предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу, нарушившему требования диспозиции юридической нормы.

неполные - заключаются не в применении мер принуждения, а в том, что в случае нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные действия.

По степени своей определенности:

Абсолютно определенной в теории называется санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом, ее применяющим.

Относительно определенной является санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Альтернативные - санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет.

Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю.

По отраслевой принадлежности:

  • Уголовно-правовые санкции предусмотрены
  • Административно-правовые санкции
  • Дисциплинарно - правовые санкции
  • Гражданско-правовые санкции

IV. Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все 3 элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержится, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется лишь в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права - это единое, общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1) Прямой способ изложения.

Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

2) Отсылочный способ изложения.

При такой форме изложения в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

3) Бланкетный способ изложения

При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

V. Цели классификации норм права:

  • выявление различных регулятивных свойств норм права
  • определение места различных норм в механизме правового регулирования
  • установление системных свойств норм, их взаимосвязи

Нормы права классифицируются:

1. по форме предписания:

  • обязывающие устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения (админ. Право, УИП)
  • запрещающие устанавливают запреты на совершение определенных действий, устанавливают обязанность воздерживаться от их совершения (УП)
  • уполномочивающие предоставляют право на совершение определенных действий

2. по юридической силе:

- законодательные

- подзаконные

3. по степени определенности:

  • абсолютно-определенные четко определены рамки гипотезы диспозиции и санкции
  • относительно-определенные применение ограничивается какими-либо условиями
  • альтернативные альтернативное применение

4. по территориальным пределам действия:

- на всю территорию

- на часть ее

- локального действия (установленные руководителем организации)

5. по назначению:

- регулятивные рассчитаны на правомерное поведение

- охранительные рассчитаны на неправомерное поведение

6. по кругу лиц:

- общие для всех граждан РБ

- специальные (касающиеся военнослужащих и пенсионеров)

7. по способу изложения:

определенные (непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается);

бланкетные (делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части);

отсылочные (содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта);

8. по времени действия:

- постоянные

- временные

9. по отраслям права:

- конституционные, административные и т.д.

Нормы права