Формы государства
Тема 13: Формы государства
- Формы государства
- Форма правления.
- Форма государственного устройства.
- Понятие политического режима.
- Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государства.
Форма государства это организация и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране
Форма государства в содержательном отношении выступает разными своими сторонами. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти.
Таким образом, форма государства это комплексная характеристика внешних признаков государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
2. Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования.
В современных государствах различают следующие формы правления: монархия и республика.
Монархия - верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках одного человека.
Как форма правления отличается следующими признаками:
- существование единоличного носителя верховной власти, - монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
- наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
- монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
- отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
В свою очередь она делится:
Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (Россия до 1905г).
Ограниченная монархия - форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом или законодательным актом. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Республика - верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти
как форма правления отличается следующими признаками:
- выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
- наличием выборного на определенный срок главы государства;
- производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
- юридической ответственностью главы государства.
Она подразделяется:
Парламентская республика - форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. (Италии Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.).
Президентская республика - форма правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. (США, Латинская Америка).
Смешенная республика характеризуется наличием основных черт обоих типов республиканской формы правления. Отсутствует прямая юридическая связь между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть.
3. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Форма государственного устройства показывает
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;
- на территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
- составные части государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
- на территории проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия, РБ, Литва, Польша и др,.
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федерация характеризуется следующими признаками:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. (Австро-Венгрия до 1918, Швеция и Норвегия до 1905, США с 1781 по 1789, Египет и Сирия для войны с Израилем в 1958, до 1848 г. Швейцарская федерация).
Конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
4. Политический режим представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Платон, выделял
- «наилучшего государства»;
- тимократию (господство благородных воинов);
- олигархию (правление богатых семей);
- демократию;
- тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.
Основу политического режима сегодня составляют следующие типы:
- Демократический
- Недемократический (антидемакратический)
- 2. (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный)- характеризуются следующими признаками:
- полный контроль государства над всеми сферами жизни,;
- огосударствление всех общественных организаций;
- личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
- реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
- игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;
- не учитываются особенности религиозных убеждений населения.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов.
- 1. Демократический режим (“demarcate”- народовластие) складывается в правовых государствах.
Выражается в следующем:
- свобода личности в экономической сфере;
- реальная гарантированность прав и свобод граждан;
- создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;
- личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
- основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;
- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.
4
Формы государства