Конспект урока по математике «Путешествие на морское дно»
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №12» г. Усинска
Конспект урока по математике
«Путешествие на морское дно»
подготовила
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 12»
Бочкун Галина Александровна
г. Усинск
2015 г.
Конспект по математике для подготовительной группы «Экспедиция на морское дно»
Программное содержание:
1.Учить детей раскладывать числа на два меньших, а из двух меньших составлять одно большее число на наглядном материале.
2.Закреплять навыки измерения величины линейных предметов с помощью условной и стандартной мерки.
3.Отражать в речи результаты измерения, решения логических задач. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4.Уточнить знание плоских геометрических форм: шар, цилиндр, куб, пирамида
5. Закрепить знание дней недели и их последовательности.
6. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
7. Формировать приемы умственных действий (сравнение, обобщение, аналогия).
8. Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Материал к занятию : мультимедийное оборудование, карточки со схемами по блокам Дьенеша, часы, мерки времени и глубины - полоски разной длинны, математический набор, «медузы» разной формы, карточки с изображением морских животных, стаканчики пластиковые разного размера, «маски», «морской грунт» - макароны в форме ракушек.
Ход занятия.
На экране вид моря
В: Сейчас мы отправимся в исследовательскую экспедицию на морское дно. Нам необходимо взять на исследование грунт со дна моря.
В: - Скажите, ребята, какой сегодня день недели? (пятница)
В: - А мы должны были отправиться в экспедицию два дня назад, но в тот день начался шторм.
В: - На какой день недели была назначена экспедиция?
Д: экспедиция была назначена на среду.
В: - На часах указано время, когда мы должны начать погружение. Который час показывают часы? (9).
В: - Ну что ж, пора занять места в батискафах (изображение батискафа на экране), но вы должны точно определить свой батискаф, прочитав схему (Детям выдаются карточки со схемами по блокам Дьенеша)
В: - В каком батискафе займет место Никита?
Никита: - Моё место в красном, круглом, маленьком, не толстом, значит тонком батискафе.
В: - все по очереди называют свои места.
В: - Рация у всех включена? Люки задраить, начинаем погружение (Включить звук шума воды).
В: - Все хорошо меня слышат? Давайте определим, сколько часов мы будем погружаться. Перед вами лежат голубые полоски – это глубина моря, а светлые полоски – это мерка времени. Сколько раз поместится светлая полоска на синей, столько времени мы и будем погружаться.
В: - Приступили к вычислению.
В: - Сколько часов будут погружаться Настя и Коля?
Д: - Мы будем погружаться 3 часа.
В: - Сколько часов будут погружаться Арина и Вадим?
Д: - Мы будем погружаться 2 часа.
В: - Помашите руками те, чей батискаф быстрее опустится на дно? Почему?
(кто меньше времени будет погружаться, тот быстрее опустится на дно, так как скорость движения батискафа больше и наоборот)
В: - А чей батискаф опустится на дно позже? Почему?
Вывести на монитор изображение дельфинов
В: - Ребята, посмотрите в иллюминатор, мимо нас проплывает семья дельфинов. В семье 4 взрослых дельфина и 1 малыш. Сколько всего дельфинов в семье?
В: - Что я вам сейчас рассказала?
Д: - математический рассказ.
В: - Что мы знаем из этого рассказа?
Д: - мы знаем, что в семье 4 взрослых дельфина и 1 малыш.
В: - А как вы думаете, что мы можем узнать?
Д: – Мы можем узнать, сколько всего дельфинов в семье.
В: - Сколько взрослых дельфинов плывет?
Д: – 4 дельфина
В: - Обозначьте количество взрослых дельфинов цифрой 4.
В: - Сколько малышей плывет?
Д: – 1 дельфин
В: - Обозначьте количество малышей цифрой 1.
В: - А теперь мы можем найти, сколько всего дельфинов плывет?
Д: - можем.
В:- Какое математическое выражение можем составить?
Д: - 4+1
В: - Так, сколько всего дельфинов плывет в семье?
Д: – в семье плывет 5 дельфинов (спросить 2-3 человека).
В: - Давайте проверим (считают на мониторе.)
В: - А вот еще один математический рассказ: в аквариуме плавали 3 рыбки, к ним запустили 1 пиранью. Сколько рыбок стало плавать в аквариуме?
Д: - Не одной, потому что пиранья всех рыбок съест.
В: - Я рада, что вы очень внимательны.
На мониторе обитатели морей
В: - Посмотрите, сколько разных морских животных обитает в морских водах.
В: - Каких морских животных вы знаете?
Д: - перечисляют названия морских животных.
В:- Возьмите на рабочем столе фотографии морских животных, сосчитайте их, обозначьте количество животных цифрой, сравните и поставьте математический знак: >,< или =
В: - Какие морские животные на фотографии у Таси?
Д: - крабы и морские звезды.
В: - Сколько крабов?, сколько морских звезд?
В: - Кого больше? Почему?
На мониторе акула
В: - ВНИМАНИЕ всем батискафам!!! Нас атакует большая белая акула. Нужно каждому батискафу выпустить по 2 отпугивающих снаряда. Заряжаем Математические Снаряды. Надо найти 2 снаряда с такими цифрами, чтобы эти 2 числа вместе образовали число, указанное на желтых кругах. Снаряды с цифрами не должны повторяться.
В: - Выпускают снаряды Тася и Никита.
Д: - У нас на желтом круге цыфра9,выпускаем снаряды с цифрами 2и7; 5и4.
(все пары стреляют по очереди)
В: - Опасность миновала! Мы благополучно опустились на морское дно, но прежде чем покинуть батискафы, нужно размяться.
Физминутка. Внимание всем на мониторы!
В: - Размялись? Надеть кислородные маски, взять контейнеры (двух размеров: большие и маленькие), выходим в открытое море.
( шум моря под водой)
В: - Посмотрите, какая красота! А какие странные медузы нас окружили.
В: - Что они вам напоминают?
Д: - геометрические формы.
В: – На какую геометрическую форму похожа медуза справа от Коли? И т. д.
В: - А вот и тот квадрат, где нам нужно взять грунт. Каждый набирает грунт в определенном месте. Приближается ко мне тот, кого назову, определяет свой квадрат, набирает полный контейнер грунта и сразу возвращается в батискаф.
В: - ко мне приближается Настя. Вот твой заданный квадрат.
Д: - я набираю грунт в четвертом столбике, в пятой строке.
В: - Все на своих местах? Всплываем!
В: - Вот мы и на земле. Грунта для исследования набрали достаточно. Надо его пересыпать в один контейнер.
В: - Как вы думаете, ребята, каких контейнеров поместится в общий контейнер больше – больших или маленьких? - Почему?
В: - Давайте проверим.
В: - А сейчас обратите внимание на часы. Который час показывали часы, когда мы начали погружение?
Д: -9 часов.
В: - Который час показывают часы сейчас?
Д: - 10 часов.
В: - Кто мне скажет, сколько времени мы пробыли под водой?
Д: - мы пробыли под водой 1 час.
В: - Как вы думаете, цель нашей экспедиции достигнута?
В: - Что интересного было в экспедиции?
В: - С какими трудностями столкнулись?
В: - Ребята, кому понравилось путешествовать, билеты оставьте у себя, а кому показалось трудно, верните билеты мне.
Список использованной литературы:
1. Новикова, «Математика в детском саду 6-7 лет», Издательство: Мозайка-синтез, Год: 2006
2. Щербакова Е. И. «Методика обучения математике в детском саду», Издательство: Академия, Год издания: 1998
3. З. А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Использованные материалы и Интернет-ресурсы