Учим читать постмодернистский текст
Лабораторная работа по рассказу Виктора Пелевина «Ника»
Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений. (Л. Н. Толстой)
Магия русского слова такова, что нам, преподавателям-словесникам, очень трудно избавиться от убеждения, что читать можно и нужно только классиков, то есть “светлые книги, которые только и писались в прошлом столетии”. Уточним слова популярного современного писателя, тоже, кстати, по специальности учителя русского языка и литературы, В. Пьецуха: не в прошлом, а уже в позапрошлом. Действительно, современная литература с трудом “прокладывает” себе путь на наши уроки. И дело здесь не только в нашем учительском: На классику времени не хватает!
Но нельзя пренебрегать произведениями, которые входят в круг актуального чтения современного читателя-школьника. Однако сделать это надо чрезвычайно аккуратно: дело в том, что обращение к текстам, которые считаются культовыми у современной молодёжи, может вызвать прямо противоположные эмоции: от восторга (“Наконец-то!”) до абсолютного неприятия (“Не трогайте! Это только Наше!”). Что называется “по умолчанию”, примем последнее. И попытаемся выйти из этой непростой ситуации, организовав изучение текста в форме лабораторной работы. Но сама форма урока — “лабораторной работы” словно создана для реализации идеи популярного литературоведа А. И. Белецкого, который однажды заметил, что в процессе обучения нужно не “набивать головы (учеников. — Е. Р.) готовыми знаниями, а учить приобретать знания; не нагнетать память учащегося, а стимулировать его мышление”. Это с одной стороны.
С другой — на таком уроке ученик остаётся наедине с текстом, что немаловажно. Действительно, как редко удаётся ученику в ситуации урока остаться один на один со словом, почувствовать его, пережить, подумать над ним. “Страшный бич гуманитарного образования в школе в том, что оно сводится пусть даже к доброкачественной, но лишь информации о гуманитарности, — пишет один из старейших российских учителей. — И если говорить о литературе, то прежде всего задача урока в том, чтобы научить читать литературу как литературу (к сказанному можно добавить: и получать удовольствие от чтения. — Е. Р.). И к этому есть только одна дорога: не готовый результат, который остаётся только выучить, а активное соучастие в процессе постижения, проникновения, исследования”