Викторина «Умники и умницы» по повести И. С. Тургенева «Муму»
5-й класс
Провожу у пятиклассников анкету, посвящённую телепередачам, которые смотрят подростки, и выявляю, что в списке познавательных программ отсутствует телеигра «Умники и умницы». Указываю телевизионный канал и время, предлагаю посмотреть. Впечатления у детей складываются разные. На предложение сыграть откликаются многие.
Привлекаю девятиклассников, имеющих опыт игры, к составлению вопросов (используется учебник-хрестоматия под ред. Т. Ф. Курдюмовой, 4-е изд.).
Структура игры та же, что и в телевизионной программе. В трёх агонах определяются лучшие игроки — участники финального состязания, в котором выявляется победитель.
Судит игру Высокий ареопаг — учащиеся 9-го класса.
Первый агон
Розыгрыш дорожек
Учащимся предлагается определить лексические значения слов: Антресоль, оглобля, дюжий.
(Антресоль — верхний этаж с низкими потолками.
Оглобля — часть упряжки: жердь, надеваемая на ось повозки.
Дюжий — прочный, большой, тяжёлый.)
Первый агон посвящается автору повести.
Зелёная дорожка
1. Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич.)
2. С именами каких писателей связано детство И. С. Тургенева? (И. И. Дмитриев, И. А. Крылов, Херасков, В. Шиллер.)
3. Какой вывод о воспитании И. С. Тургенева сделал В. Островой в книге «Хорошие люди»? (“…На воспитание ребёнка внимания обращалось мало”.)
4. Кто является автором книги «Воспоминания о семье И. С. Тургенева»? (В. Н. Житова.)
Жёлтая дорожка
1. Назовите годы жизни И. С. Тургенева. (1818–1883.)
2. Какому художнику принадлежит портрет И. С. Тургенева, репродукция которого помещена в хрестоматии? (В. Перову.)
3. В чём главное отличие истории крепостного крестьянина Андрея от истории Герасима? (Андрей остался верен своей госпоже. Герасим ушёл от барыни в деревню.)
Красная дорожка
1. Кем по своему социальному положению была мать Тургенева? (Варвара Петровна Тургенева — дворянка, помещица-крепостница.)
2. Как называлось имение Тургеневых, ставшее усадьбой-музеем? (Спасское-Лутовиново.)
Второй агон
Розыгрыш дорожек
Учащимся предлагается восстановить текст:
“Он шёл по нём с какой-то несокрушимой … , с отчаянной и вместе с радостной … . Он шёл; широко … его грудь; глаза жадно и прямо … вперёд. Он торопился, как будто … на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на … стороне, в чужих людях…”
(“Он шёл по нём с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях…”)
Второй агон посвящён образу Герасима.
Зелёная дорожка
1. С какими животными сравнивается Герасим? Почему?
(Сравнивается с быком, пойманным зверем, степенным гусаком, медведем, глухарём, львом. Сравнения подчёркивают независимость характера, чувство собственного достоинства, физическую силу, физические особенности Герасима и его особое положение среди дворовых крестьян.)
2. “…Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето…” А что сшили ему на зиму? (Тулуп.)
3. С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? Как это сравнение характеризует глухонемого?
(“…У него просто Минина и Пожарского рука”. Сравнение подчёркивает силу Герасима, которую он может применить, отстаивая справедливость.)
4. Какой недостаток в людях более всего не любил Герасим? Как это определило его судьбу?
(Пьянство. По этой причине он расстался с Татьяной.)
Жёлтая дорожка
1. Герасим “считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком”. Что это значит?
(Тягло — государственная повинность крестьян. Герасим её исправно выполнял.)
2. Почему Герасим, полюбивший Татьяну, должен был явиться к барыне? Почему он откладывал это дело? Как это характеризует его?
(“Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней…” Герасим любил Татьяну, придавал большое значение важному для него событию — сватовству.)
3. Какое сравнение использует И. С. Тургенев, чтобы показать любовь Герасима к Муму?
(“Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”.)
Красная дорожка
1. Каким показан Герасим на иллюстрации к повести и кто является автором иллюстрации?
(На иллюстрации И. Пчёлко изображён в момент прощания с Муму. Он горячо обнимает её, переживает, страдает.)
2. “…Да такого необыкновенного леща мне… поднёс”, — признался Степан. Какого “леща” и за что поднёс Герасим Степану?
(Удар. За подлый поступок, совершённый Степаном.)
Третий агон
Розыгрыш дорожек
Учащимся предлагается перечислить должности, занимаемые крепостными крестьянами при дворе барыни.
(Дворник, прачка, шорник, дворецкий, ключник, столяр, швея, портные, кастелянша, форейтор.)
Третий агон посвящён разным героям повести.
Зелёная дорожка
1. Что вы узнали о членах семьи барыни?
(“Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж”.)
2. Любила барыня гадать. “В тот день она как-то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета…” Почему это гадание способствовало хорошему настроению героини? Как это характеризует её?
(Четыре валета обозначают исполнение желаний. Зависимость настроения барыни от выпавших при гадании карт характеризует её как капризного, эгоистичного человека.)
3. Что любила, пребывая в капризном состоянии духа, делать барыня? Каким человеком она являлась в действительности?
(“…Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей”. В действительности была жестокой крепостницей.)
4. Как лекарь Харитон лечил барыню? Как это лечение характеризует героиню?
(“…Потчевал барыню лавровишнёвыми каплями”, курил “жжёными перьями”.)
Жёлтая дорожка
1. Чем полюбилась Герасиму Татьяна?
(“…Кротким ли выражением лица, робостью ли движений…”)
2. Степан о Герасиме говорил: “Он на это не то, что наш брат”. Что же объединяет многих дворовых?
(В отличие от многих дворовых, Герасим не был пьяницей.)
3. Кого из героев называют “забубённым человеком” и почему?
(Капитона, так как он был пьяницей. Бубновый туз нашивался на спину каторжника.)
Красная дорожка
1. “Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший состав жизни моей бивал своего же брата…” Кто из героев признаётся в таком факте своей биографии? Кем был “немец хозяин” по роду занятий?
(Башмачник Капитон. Учился у немца-башмачника.)
2. Какую роль играла в доме барыни приживалка?
(Исполняла прихоти своей барыни.)
Финал
Розыгрыш дорожек
Финалистам предлагается поделиться читательскими восприятиями повести.
Финал посвящён быту и нравам России первой половины XIX века.
Зелёная дорожка
1. Какое время нашло отражение в повести И. С. Тургенева?
(Эпоха крепостного права.)
2. Молотили трёхаршинным цепом. Какова его длина?
(Аршин — 71 см. Длина цепа приблизительно 2 м 13 см.)
3. Кто такой форейтор?
(Слуга, сопровождавший господ при выездах, — сидел на одной из лошадей, вёзших коляску.)
4. Барыня жаловала Герасима как верного слугу и дала ему целковый. Какова эта денежная единица?
(Целковый — золотой или серебряный рубль.)
Жёлтая дорожка
1. Что такое околоток?
(Околоток — окружающая местность, окрестность.)
2. Какая деталь внешности, по народному преданию, предопределяла несчастливую судьбу? В портрете какого героя есть эта деталь?
(У Татьяны была родинка на левой щеке, почитавшаяся “на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни”.)
3. На кровать Герасима можно было положить 100 пудов — “не прогнулась бы”. Какой вес могла выдержать кровать?
(Вес пуда — 16 кг. Кровать выдержит 1600 кг.)
Красная дорожка
1. Что такое Охотный ряд в Москве?
(Место, где торговали дичью и живой птицей, то есть тем, что добывается охотой.)
2. Что делали крестьяне “о Петров день”? (Косили.)