Технологическая карта урока по математике Среднее арифметическое нескольких чисел 5 класс


Технологическая карта урока

Учитель математики БОУ СМР «СОШ № 5» Елесина Елена Валерьевна.

Предмет: Математика

Уровень образования: базовый

Тема: Среднее арифметическое нескольких чисел.

Базовый Учебник: И. И.Зубарева, А. Г.Мордкович.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Участники: обучающиеся 5 класса.

Цель урока:

    изучение понятие среднего арифметического чисел;

    применение его при решении задач.

Задачи:

сформировать понятие среднего арифметического нескольких чисел;

изучить правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел;

научиться решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.

Ожидаемый результат:

- Формирование познавательных УУД :

самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- Формирование коммуникативных и личностных УУД:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитание ответственности и аккуратность.

- Формирование регулятивных УУД

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3.Необходимое техническое оборудование: Доска, мел, учебники по математике, раздаточный материал (карточки).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)



Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия.

I. Организационный этап

Приветствует обучающихся, отметка присутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог.

II Вводная беседа. Актуализация знаний

Обозначает место урока в изучаемом разделе.

Создает эмоциональный настрой на работу.


Устный счет

Вспоминают действия с десятичными дробями.

1 этап: примеры задает учитель

2 этап: по заранее заготовленным карточкам, один ученик читает пример, другой отвечает.

3 этап: работа в парах: один ученик придумывает пример, другой отвечает, затем наоборот.


Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Познавательные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III Постановка цели урока

Организует работу обучающихся по решению задач.

1.Ученик получил в течение четверти следующие отметки по математике

5, 5,5,5,5.. Какую четвертную отметку поставит ему учитель?

2. В течение четверти ученик получил 4,4,4,5,5,то тогда какую отметку он получить за четверть?

3. В течении четверти у ученика были отметки 5,3,4,4,3,5. какую отметку он получить за четверть?

Задает наводящие вопросы: Как вы определили среднюю отметку?

Какие действия мы произвели с числами, чтобы определить отметку за четверть?

Предлагает озвучить тему урока.

- Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока

Предлагает обучающимся по названию темы сформулировать вопросы к теме и озвучить цели урока (слова-помощники)

Отвечают на вопросы учителя.

Участвуют в обсуждении, выдвигают гипотезы, фиксируют их на доске.

Обсуждают способы решения, формулируют выводы.

Мы определили среднее между этими числами.

Мы сложили числа и разделили на их количество

Озвучивают тему урока: «Среднее чисел»

Записывают тему урока в тетради.

-«Что это такое?»

«Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?»

«Для чего применяется среднее арифметическое?»

Формулируют цели урока

Составляют план урока. Работа в парах. – располагают вопросы по теме урока в их логическом порядке.

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Регулятивные

Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока.

IV. Изучение нового материала


1. Работа над определением «среднего арифметического»

Предлагает подробно обсудить решение одной из задач. Выслушивает ответы учащихся, все варианты фиксирует на доске.

Подводит учащихся к формулировке определения (наводящие вопросы), составлению алгоритма нахождения среднего арифметического. Контролирует процесс работы

Подводит учащихся к выводу формулы

Обсуждают варианты решения, выбирают самый рациональный.

Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Предлагают алгоритмы.

Составляют алгоритм в тетради.

Выводят формулу нахождения среднего арифметического


Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные

Целеполагание, выдвижение гипотез

V. Первичное осмысление и закрепление знаний.


Организует решение задач. Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей.

Задача:

Давайте представим себя в роли жюри и оценим результаты во время соревнований по художественной гимнастике, если судьи выставили следующие баллы:

5,3; 4,8 ; 5,4 ;5,2 ;5,7.

Организует проверку решения на доске

Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задачи

Осуществляют самопроверку.

Познавательные

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости).

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

VI. Физпауза

Организует физпаузу.

Я предлагаю вам немного отдохнуть,

Давайте выполним несколько упражнений.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза.

Но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.

-Велосипеда и мотоцикла

Апельсина и лимона.

-Пианино и баяна.

-Холодильника и вентилятора.

-Носка и чулка

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

(Мопед.)

(Грейпфрут.)

(Аккордеон.)

(Кондиционер.)

(Гольф.)

VII. Закрепление изученного на решении задач


Организует выполнение заданий из учебника:

№ 804; №806

Организует проверку

Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте соседа и отвечающих, выставите оценку карандашом в тетрадь.

Предлагает рисунки с изображением людей разных профессий (врач, метеоролог, учитель, бухгалтер)

Предлагает вычислить свою отметку за четверть (на листочках у каждого выписаны отметки)

Выполняют самостоятельно упражнения.

Обсуждают результаты решения на доске. Сравнивают свою работу с работой на доске. Осуществляют взаимопроверку в парах.

Определяют, как люди этой профессии используют умение находит среднее арифметическое.

Выполняют задание. Пробуют применять выведенный алгоритм.

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

VIII Подведение итогов.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.

Вспомните, какие вопросы вы задали в начале урока.


Отвечают на вопросы

Регулятивные

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные

Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка

IX Домашнее задание,

X Рефлексия.


Дает комментарий к домашнему заданию

Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. Давайте откроем учебник и выберем себе то задание, которое по силам вам решить. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, Прочитайте п.45 на стр.211.

А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию:

Определить стоимость 1 кг картофеля в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать картофель.


Выбирают домашнее задание, записывают

Всем: п.45, с 211, выучить определение

По желанию: Определить стоимость 1 кг картофеля в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость .

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.