Технологическая карта урока по математике Среднее арифметическое нескольких чисел 5 класс
Технологическая карта урока
Учитель математики БОУ СМР «СОШ № 5» Елесина Елена Валерьевна.
Предмет: Математика
Уровень образования: базовый
Тема: Среднее арифметическое нескольких чисел.
Базовый Учебник: И. И.Зубарева, А. Г.Мордкович.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Участники: обучающиеся 5 класса.
Цель урока:
изучение понятие среднего арифметического чисел;
применение его при решении задач.
Задачи:
сформировать понятие среднего арифметического нескольких чисел;
изучить правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел;
научиться решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.
Ожидаемый результат:
- Формирование познавательных УУД :
самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Формирование коммуникативных и личностных УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитание ответственности и аккуратность.
- Формирование регулятивных УУД
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
3.Необходимое техническое оборудование: Доска, мел, учебники по математике, раздаточный материал (карточки).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Планируемая деятельность учащихся |
Развиваемые (формируемые) учебные действия. |
|
I. Организационный этап |
Приветствует обучающихся, отметка присутствующих. |
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест. |
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. |
II Вводная беседа. Актуализация знаний |
Обозначает место урока в изучаемом разделе. Создает эмоциональный настрой на работу. |
Устный счет Вспоминают действия с десятичными дробями. 1 этап: примеры задает учитель 2 этап: по заранее заготовленным карточкам, один ученик читает пример, другой отвечает. 3 этап: работа в парах: один ученик придумывает пример, другой отвечает, затем наоборот. |
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Познавательные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
III Постановка цели урока |
Организует работу обучающихся по решению задач. 1.Ученик получил в течение четверти следующие отметки по математике 5, 5,5,5,5.. Какую четвертную отметку поставит ему учитель? 2. В течение четверти ученик получил 4,4,4,5,5,то тогда какую отметку он получить за четверть? 3. В течении четверти у ученика были отметки 5,3,4,4,3,5. какую отметку он получить за четверть? Задает наводящие вопросы: Как вы определили среднюю отметку? Какие действия мы произвели с числами, чтобы определить отметку за четверть? Предлагает озвучить тему урока. - Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока Предлагает обучающимся по названию темы сформулировать вопросы к теме и озвучить цели урока (слова-помощники) |
Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении, выдвигают гипотезы, фиксируют их на доске. Обсуждают способы решения, формулируют выводы. Мы определили среднее между этими числами. Мы сложили числа и разделили на их количество Озвучивают тему урока: «Среднее чисел» Записывают тему урока в тетради. -«Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» Формулируют цели урока Составляют план урока. Работа в парах. – располагают вопросы по теме урока в их логическом порядке. |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. |
IV. Изучение нового материала |
1. Работа над определением «среднего арифметического» Предлагает подробно обсудить решение одной из задач. Выслушивает ответы учащихся, все варианты фиксирует на доске. Подводит учащихся к формулировке определения (наводящие вопросы), составлению алгоритма нахождения среднего арифметического. Контролирует процесс работы Подводит учащихся к выводу формулы |
Обсуждают варианты решения, выбирают самый рациональный. Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Предлагают алгоритмы. Составляют алгоритм в тетради. Выводят формулу нахождения среднего арифметического |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные Целеполагание, выдвижение гипотез |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний. |
Организует решение задач. Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей. Задача: Давайте представим себя в роли жюри и оценим результаты во время соревнований по художественной гимнастике, если судьи выставили следующие баллы: 5,3; 4,8 ; 5,4 ;5,2 ;5,7. Организует проверку решения на доске |
Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задачи Осуществляют самопроверку. |
Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
VI. Физпауза |
Организует физпаузу. Я предлагаю вам немного отдохнуть, Давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза. Но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. -Велосипеда и мотоцикла Апельсина и лимона. -Пианино и баяна. -Холодильника и вентилятора. -Носка и чулка |
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. (Мопед.) (Грейпфрут.) (Аккордеон.) (Кондиционер.) (Гольф.) |
|
VII. Закрепление изученного на решении задач |
Организует выполнение заданий из учебника: № 804; №806 Организует проверку Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте соседа и отвечающих, выставите оценку карандашом в тетрадь. Предлагает рисунки с изображением людей разных профессий (врач, метеоролог, учитель, бухгалтер) Предлагает вычислить свою отметку за четверть (на листочках у каждого выписаны отметки) |
Выполняют самостоятельно упражнения. Обсуждают результаты решения на доске. Сравнивают свою работу с работой на доске. Осуществляют взаимопроверку в парах. Определяют, как люди этой профессии используют умение находит среднее арифметическое. Выполняют задание. Пробуют применять выведенный алгоритм. |
Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
VIII Подведение итогов. |
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся. Вспомните, какие вопросы вы задали в начале урока. |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка |
IX Домашнее задание, X Рефлексия. |
Дает комментарий к домашнему заданию Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. Давайте откроем учебник и выберем себе то задание, которое по силам вам решить. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, Прочитайте п.45 на стр.211. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: Определить стоимость 1 кг картофеля в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать картофель. |
Выбирают домашнее задание, записывают Всем: п.45, с 211, выучить определение По желанию: Определить стоимость 1 кг картофеля в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость . |
Коммуникативные: аргументация своего мнения. Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |