Многоликие и единые


Фольклор народов России в системе литературного образования

Мы намеренно выносим рубрику «Трибуна» в конец номера. На этом месте она по самой своей сути становится своего рода приглашением читателя, завершающего знакомство с номером, к обсуждению насущных проблем, которые в «Трибуне» и поднимаются.

Так, в статье А. С. Жулёвой поднимаются важнейшие вопросы эффективного представления художественного наследия народов России в системе литературного образования, чего, собственно, и требует от словесников современный Стандарт по литературе, соответствующие программы. Надеемся услышать мнения на этот счёт и специалистов из республик, краёв, областей нашей страны.

Тайна прогресса, по словам русского философа и историка Владимира Соловьёва, кроется в умении современного человека хранить опыт прошлого, почитать предков и верить сказке о заблудившемся охотнике, который перенёс с большим трудом на другой берег страшную и сгорбленную старуху. Там она превратилась в прекрасную царь-девицу и привела охотника в родной край. Подрастающий человек, считал философ-наставник, в неудержимом потоке времени должен осмысленно воспринимать “священную старину преданий”. Даже если он не верит в чудесное превращение, в результате приобщения к прошлому он получит нечаянную радость от общения с ним и укрепится духом. В свете сказанного фольклор, являясь сокровищницей, Копилкой мудрости, фантазии разных народов, обретает жизненно важную значимость и для настоящего, и для будущего.

Фольклор как “народная мудрость”, “народное знание” у каждого этноса самобытен, отражает глубинные особенности национального мышления, народной педагогики. Это и духовный опыт, и история народа, хотя определить грань между художественным памятником и летописным материалом не всегда удаётся. Фольклорные материалы — словесные документы бесписьменных народов, в особенности тех, кто обрёл письменность менее века назад.

Как представить фольклор народов России в общеобразовательных школах и учебных заведениях начального и среднего профессионального образования? Интересуют ли подрастающее поколение россиян многонациональный фольклор и его сохранение, а также связанные с ним проблемы межнациональных отношений? В условиях активной этнической самоидентификации, например, в семьях жителей Москвы в последние годы возрождаются национальные традиции и растёт внимание к фольклору своего и иных народов.

Приобщение к культуре разных народов в общеобразовательных учебных заведениях, в профессиональных училищах, колледжах посредством фольклора возможно при изучении литературы, на занятиях интегрированного типа, где знания по истории, литературе, обществоведению объединены одной темой, а также на факультативных занятиях и во время развлекательных и праздничных мероприятий.

Занятия по изучению фольклора народов России в общеобразовательных школах и учреждениях профессионального образования можно проводить как теоретические (уроки, лекции, семинары), так и практические (сбор материала, постановка спектаклей, подготовка праздничных выступлений и др.).

В учебно-воспитательном процессе при изучении фольклора многонациональной нашей страны в наши дни возможно использование современных педагогических технологий (Интернета, аудиовизуальных средств обучения и др.), но следует учитывать возрастные особенности учащихся.

В содержание курса, связанного с фольклором народов России, для образовательных учреждений важно включить материал, содержащий характеристику различных его жанров, познакомить с мифами и мифологией как источником и основой фольклорного творчества, поскольку являются отражением своеобразия представлений народов об истории создания природного и культурного мира, а мифология — “педагогика человеческого рода” (Гегель). Важно уделить внимание сочетанию в народном творчестве музыки, поэзии, танца, роли мастеров-сказителей и импровизаторов, например, джангарчи — у калмыков, олонхосутов — у якутов и др.

В самом общем виде преподаватель может раскрыть исторические аспекты изучения фольклора народов в разные периоды их развития. Для Москвы, например, характерна этническая терпимость — государственный принцип, который утвердился ещё при строительстве города. Превращая Москву в главный русский город, закладывая предпосылки для превращения его в столицу, Иван Калита сделал город центром притяжения, показав, что представители разных народов могут здесь работать и жить, следуя своим религиозным и бытовым традициям.

Московские этнографы, фольклористы постоянно собирают и исследуют устное творчество российских народов. Вместе с тем фольклор разных народов исследован неравномерно: в поле зрения учёных не попали как некоторые фольклорные жанры, так и устное творчество отдельных небольших по численности этносов, кроме того, недостаточно изучен современный фольклор. В связи с этим учащимся предоставляется возможность включиться в сбор и обработку фольклора наших дней.

Значительный интерес представляет сравнительный анализ фольклорных произведений, позволяющий наглядно увидеть, что на всей обширной территории России большинство народов многие столетия имели тесные исторические и культурные связи, сопровождавшиеся обменом духовными ценностями. Так, у малочисленных этносов вплоть до середины прошлого века существовал обычай рассказывать свои сказки и петь песни гостю только в обмен на образцы фольклора своего народа. В результате интенсивного обмена у разных народов появлялись общие сюжеты и герои в сказках и других произведениях устного творчества.

Сравнительное исследование фольклора позволяет показать многообразие жанров “поэтического царства народности” (В. Г. Белинский).

Так, обращаясь к песням разных народов, следует не только вспомнить русские народные песни, изученные на уроках литературы, но важно также показать, какие они у других народов. Например, интересными будут личные песни народностей Крайнего Севера, где каждый человек имел (и порой имеет сейчас) свою личную песню, которую при рождении сочиняли его родители, а повзрослев, он придумывал новое содержание.

Изучая фольклор, обратим внимание на то, что трудовое воспитание у всех народов являлось главным, обеспечивающим жизнеспособность человека, его материальное благополучие. В сказках и пословицах сурово осуждались родители, не научившие своих детей тому, чем владеют сами, не привившие им трудолюбие, например: “Детки леноваты — родители виноваты”, “Водила за ручку, получила белоручку” — говорят русские.

В орочской сказке, иронично названной «Лучший охотник на побережье», отец-охотник, не приучивший сына к своему делу, называл его лучшим охотником. Хозяин моря рассердился на сына-неумеху, превратил его в младенца и в таком виде вернул отцу со словами: “Когда сына второй раз растить будешь, получше учи, построже воспитывай”. И тогда отец изменил своё отношение к воспитанию сына.

Фольклор — источник правил разумного житейского общежития, способствующих становлению, укреплению нравственного закона в душах подрастающего поколения.

В эвенской сказке «Старик и три сына» все невзгоды происходят из-за того, что юноши не верят отцовским пророческим снам, поступают вопреки советам отца и попадают в беду. Спасение приходит лишь благодаря тому, что младший сын вспомнил советы отца. Ленивые люди осуждаются и в сказках, и в пословицах: “Тупой нож мясо не осилит, а лентяй работу” (тувинская пословица), “Не дам за него (лентяя) и луковицы” (цыганская) и др.

Высоко ценилось всегда и у всех народов мастерство и умение. По этим качествам определяли достойных невест и женихов, выбирали не только красивых, но и добрых, и трудолюбивых, способных искусно изготовить какую-либо вещь.

Народная педагогика, традиционная практика воспитания, закреплена в народных заповедях, обычаях, обрядах. Особое место уделено обряду инициации (Инициация — посвящение, признание за человеком каких-либо знаний, способностей, возможностей, когда испытывали подростков, юношей на готовность к взрослой жизни, проверяли уровень развития умственных способностей).

В сказках бурят, татар, осетин, ненцев и многих других народов присутствуют не только спортивные состязания вступающих во взрослую жизнь, состязания в мастерстве изготовления снаряжения для коней или утвари, но и в умении отгадывать Загадки. Подростки и юноши доказывали остроту своего восприятия окружающего мира, способность понимать юмор и парадоксы, логически и образно мыслить. В русских Сказках многих других народов девушки часто испытывают загадками главных героев, нередко они задавали загадки жениху на свадьбе. У некоторых народов устраивались “вечера загадок”, где старшие загадывали молодёжи загадки в определённом порядке, что облегчало их отгадывание и запоминание.

Н ародная педагогика, психология многочисленных этносов России, нравственно-эстетические установки многолики, а главное — естественны для понимания в цивилизованном межкультурном общении всех народов многонациональной нашей страны.