Конспект урока по географии Япония – страна наоборот или экономическое чудо?.. 11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
муниципального образования города Братска
Конспект урока
По географии
Тема: "Япония – страна наоборот
Или экономическое чудо?.."
11 класс
составила: учитель географии
МБОУ «СОШ № 37» филиппованадежда анатольевна
Г. Братск, 2015
Технологическая карта урока географии в 11 классе
Класс 11
УМК Ю. Н.Гладкий, В. В Николина География Современный мир.10-11кл
Учебный предмет: география
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема: "Япония – страна наоборот или экономическое чудо?.."
Цели урока:
Содержательная: Познакомить с основными чертами ЭГП, национальным составом, размещением населения, экономическим развитием страны;
Развивать умение составлять экономико-географическую характеристику страны, используя при этом различные источники информации;
Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа.
Оборудование: карта Японии, мультимедиа, атласы, к/к, презентация, тесты, сообщения, модели экономического развития Японии 50гг и 90-х. Описание природы Японии с картинками.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: активизировать учащихся на выполнение учебных задач, способствовать осознанному вхождению в пространство учебной деятельности |
Приветствие. Организационный момент. Сегодня я приглашаю вас в удивительную страну. Я бы назвала её «страна – наоборот». Настолько там всё непривычно для нас. Кошки там без хвостов, сады из камней. Пальто подает женщина, обувь оставляют у порога, стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима от рисования и пишут сверху вниз. Национальный костюм - кимоно не зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста и комплекции человека. Спят на полу, а белый цвет является траурным. Религия синто - утверждает, что все в мире одушевлено. Именно синтоистская вера воспитала в людях данной страны чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью. – О какой стране пойдет сегодня речь? – Какие ассоциации у вас возникают при слове «Япония»? - хотели бы вы побывать в Японии? Почему? Что по этому поводу может сказать ученик, который проводил соц опрос в нашей школе среди учащихся и учителей. Были ли ответы, которые вызвали у вас удивление или разочарование?? Чем по вашему мнению вызван такой интерес к Японии? Что еще мы бы хотели узнать о Японии??? |
Определяют страну и тему и задачи урока. Учащиеся вступают в беседу с учителем Слушают, анализируют, делают выводы. |
Коммуникативные(вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения) Личностные(формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к познанию) Регулятивные( принятие учебной цели, прогнозирование) Познавательные (анализ., установление причинно-следственных связей) |
||||||
2.Актуализация знаний Цель: Актуализировать мыслительные операции и зафиксировать затруднения при вхождении в тему |
– Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по соседству. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому сегодня мы постараемся ближе познакомиться с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни: «Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья. Под вишнями в цвету». Кобаяси Исса Одно из толкований древнего имени этой страны «Ямата», что означает – «путь гор». – Япония это прежде всего страна гор. Их всегда видишь на горизонте, даже находясь посреди самой большой равнины. Страна огнедышащих гор больше известна как страна восходящего солнца. Сами Японцы называют свою страну Ниппон или Нихон. Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает “солнце”, а второй – “основа”. Недаром на японском флаге на белом фоне красный круг, на государственном гербе страны круглая хризантема – национальный цветок японцев, символизирует восходящее Солнце. |
Анализируют информацию |
Познавательные (анализ, умения выделять главное, работа с понятийным аппаратом) Личностные(ценностно-смысловые установки) |
||||||
Включение в систему знаний |
Япония – высокоразвитое государство, страна “большой семёрки”. Развитие любой страны определяется рядом факторов. Одним из главных является географическое положение. Каковы особенности экономико – географического положения Японии? Какие черты географического положения в наибольшей степени повлияли на развитие страны? Данные запишите в виде таблицы:
|
Данные записывают в виде таблицы:
|
Познавательные (обобщение, установление причинно-следственных связей, представление информации в сжато-словестной форме, понимать картографическую информацию) |
||||||
Острова находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое соседское положение открывает большие возможности для участия страны в МГРТ, в том числе с Россией. Однако, развитию отношений с Россией мешают территориальные претензии на часть Курильских островов. (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). - согласны ли вы отдать эти острова Японии? Почему? - какие пути решения этой проблемы вы видите? ) |
(сообщение «проблема Северных территорий» 1 ученик) Референдум, СЭЗ, закрыть границу с Японией (не выгодно |
Познавательные (решение проблемы, анализ, интерпретация информации, обобщение) Коммуникативные(монологическая речь, рецензирование, формулирование собственного мнения) Личностные(ценностно-смысловые установки) |
|||||||
«Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время самые невозмутимые, примитивные, самые непрактичные, безразличные и молчаливые люди». Японцы считают, что главным богатством их страны являются люди с их умением и желанием трудиться. Так кто же они – японцы? Решает первый ряд в парах. Каковы особенности населения страны? При помощи различных источников информации составьте краткую характеристику населения страны по плану: Особенности населения страны. Численность __ человек, тип воспроизводства __, естественный прирост _____ Национальный состав ______, плотность ____чел/кв. км, Религии ___Продолжительность жизни ____, мужчины _______, женщины ___ Уровень урбанизации ___, мегалополис __, крупные агломерации ____ Второй ряд в это время анализирует экономическую карту Японии и заполняет таблицу:
Третий ряд - ваша задача составить картосхему потоков экспорта и импорта Японии (на контурной карте) запишите Вывод. |
Самостоятельная работа в парах по рядам. 1 ряд – поиск информации из текстовых источников и заполняет в рабочих листах пропуски; 2 ряд – поиск информации из карт атласа и заполнение таблицы; 3 ряд – анализ текстовой информации и представление ее в картографическом виде |
Регулятивные ( планирование собственной деятельности в паре, коррекция, контроль процессов и результатов деятельности) Познавательные (решение проблемы, анализ, систематизация, классификация, работа с понятийным аппаратом, выполнение свертывания информации) Коммуникативные(диалог, рецензирование, письменное и графическое изложение материала) Личностные(ценностно-смысловые установки) |
|||||||
Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года). Почему японцы живут так долго? Почему японская нация – самая здоровая в мире? – А над чем из всего сказанного стоит задуматься нам? Почему мы не умеем так жить, ведь 4 принципа из 5 зависят только от нас самих. Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. И все эти принципы легко выполнимы, только приложить немного усилий и старания. Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. С помощью текстов познакомьтесь с некоторыми традициями и обрядами Японцев. Дайте краткую характеристику самому интересному на ваш взгляд обычаю Обряды и традиции Японии (Сообщения учащихся и дополнение учителя с просмотром слайдов( 2-3 обряда на выбор)) Чаепитие, традиционная кухня, икебана, бонсай, традиционная одежда, поэзия, оригами, сумо, театр кабуки, архитектура, хайку. |
Пары первого ряда отвечают, остальные анализируют информацию. Высказывают и обосновывают свою точку зрения, дополняют друг друга Выбор обряда или традиции Японии парами, знакомство с этими культурными ценностями |
Личностные(ценностно-смысловые установки) Коммуникативные(монологическая речь, рецензирование, формулирование собственного мнения, задавать вопросы, аргументированно высказывать свою точку зрения) Регулятивные ( планирование собственной деятельности, коррекция) Познавательные (решение проблемы, анализ, систематизация, классификация, работа с понятийным аппаратом, интерпретацияинформации, обобщение, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов) |
|||||||
6) Японское экономическое чудо Отчет 3 ряда: расскажите об экспорте товаров – Каким же образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира, не обладая при этом собственными ресурсами? Чем обусловлено японское «экономическое чудо» – быстрый выход побежденной в войне страны, с пережитками феодализма, на ведущее место в экономике мира? Учебник стр 221 Япония совершила резкий скачок в экономическом развитии и благодаря особенностям японского менеджмента. Сравните стили управления в американских и японских компаниях. запишите ответ какой стиль управления вам больше импонирует и почему? |
Пара из третьего ряда защищает свою работу у карты. Работа с учебником, поиск информации, и сравнение стилей управления |
Познавательные (формирование приемов информационного поиска, анализ и обобщение, умения исследовательской деятельности) Регулятивные (прогнозирование, оценка правильности выполнения действий) Личностные (ценностно-смысловые установки) Коммуникативные(монологическая речь, взаимодействие и сотрудничество) |
|||||||
V. Рефлексия Цели: Оценить результаты собственной деятельности Повторить способ нового знания |
– Какое значение для тебя имеют знания, полученные сегодня на уроке? Самооценка урока: Я доволен своей работой Я не очень доволен своей работой на уроке Я не доволен своей работой Я хочу больше узнать о Японии в области….. |
Выполнение самооценки и отвечают на вопросы |
Личностные (формирование адекватной самооценки, самопринятия) |
||||||
IV. Домашнее задание |
Составить 20 вопросов для блицтурнира по Японии |
Запись домашнего задания |