Памятники античной литературы


История античной литературы начинается с архаического периода, который охватывает много столетий устного народного творчества. В этот период сформировался древнегреческий героический эпос, выражавший мироощущение "общинного" человека. Его первыми создателями были аэды (от греч. aoidos - певец) - странствующие певцы, сочинявшие песни прямо по ходу выступлений, то есть в форме импровизаций (от лат. improvisus - неожиданный, непредвиденный). Эти песни сначала закреплялись в народной памяти, а затем устно дорабатывались и отшлифовывались другими певцами - рапсодами (от греч. rhapto - сшиваю и ode - песня). Прошло еще какое-то время, прежде чем греки стали записывать произведения своих поэтов.

Самыми древними памятниками героического эпоса Эллады, дошедшими до нас в полном виде, являются поэмы "Илиада" и "Одиссея". Они возникли не позднее VIII в. до н. э., а записаны были два столетия спустя. Первая из них, "Илиада", посвящена событиям последнего, десятого, года Троянской войны, разгоревшейся в XIII в. до н. э. между греками и троянцами (заглавие поэмы происходит от второго названия Трои - Илион). В ней изображаются картины военной жизни, сражения, деяния прославленных героев Эллады. Вторая же поэма - "Одиссея" - рассказывает о многолетнем возвращении героя Троянской войны Одиссея домой, в течение которого он переживает множество увлекательных и опасных приключений. Их подробное описание и составляет основное содержание произведения. Долгое время бытовало мнение о том, что сюжеты "Илиады" и "Одиссеи" - чистейший вымысел, однако открытия археологов показали, что они имели под собой реальную основу - как историческую (Троянская война), так и бытовую (особенности уклада жизни).

В обеих поэмах наряду с людьми изображаются сверхъестественные существа (боги, нимфы, циклопы, сирены и т. п.), утверждается один и тот же идеал героя - человека, лишенного эгоистических черт, всегда и во всем связанного с жизнью народа и общественным делом. Обе поэмы поражают воображение широтой изображения, богатством образов, мастерством художественной отделки, композиционной стройностью, четкостью и ритмичностью, напоминающей геометрический орнамент на древнегреческих вазах. Обе поэмы написаны в величавом эпическом стиле, который придает им черты монументальных памятников прошлого. Но если в центре "Илиады" находится мир героики, то на передний план "Одиссеи" выходит мир приключений. В своей совокупности поэмы отражают две важнейшие грани поэтического духа Эллады - героическую и фантазийную.

Создателем "Илиады" и "Одиссеи" греки считали Гомера, перед которым они преклонялись как перед "отцом" и величайшим гением поэзии. О Гомере в Древней Греции слагались легенды, изображавшие его сыном бога, слепым певцом, странником, зарабатывавшим на жизнь исполнением своих поэм. Однако наука не располагает реальными сведениями об этом человеке и даже не может ответить на вопрос о том, существовал ли он на самом деле. Поэтому наряду с античной традицией, приписывающей "Илиаду" и "Одиссею" Гомеру, существуют иные версии: по одной из них, человека по имени Гомер никогда не было, а "его" поэмы являются продуктом народного творчества; по другой - Гомер существовал, но был только одним из авторов поэм наряду с другими певцами; по третьей - он был рапсодом, который собрал, скомпоновал и обработал созданные до него песни (либо их часть). "Гомеровский вопрос", дискутируемый уже несколько столетий, так и остался неразрешенным. Поэтому сегодня, пожалуй, самым мудрым ответом на него может служить утверждение о том, что легендарный слепой певец является олицетворением поэтического гения Эллады.