Конспект урока ОБЖ на тему «Кожа. Гигиена кожи ребенка»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №75 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект урока ОБЖ на тему
«Кожа. Гигиена кожи ребенка»
подготовила
заместитель заведующего по УВР
Васильева Светлана Юрьевна
Санкт-Петербург
3адачи:
- Ознакомление детей с элементарными валеологическими знаниями о коже (она защищает органы от ударов, воды, солнца; это орган выделения, орган чувств);
- закрепить уже известные детям сведения о правилах ухода за кожей, о гигиенических требованиях к туалетным принадлежностям,
- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, давать оценку фактов, ухудшающих и улучшающих здоровье человека.
- активизация словаря: лупа, микробы, поры, пот.
Оборудование: лупы, стекла, карточки с изображением полезного и вредного для кожи.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель – Ребята, у вас есть такая живая одежда, которая бы дышала, питалась, чувствовала, росла? (Нет. Она из ткани).
Кожа, которая покрывает всё тело человека, и есть наша естественная, данная природой одежда. Вы замечали, что ваше платье или брюки стали вам малы, износились? Когда одежда приходит в негодность, её выбрасывают. А вы видели, чтобы человек выбрасывал свою кожу? Это невозможно. Наша кожа растёт вместе с нами. Она защищает нас от перегревания и переохлаждения, микробов. Она сама «ремонтируется», т. е. заживляет маленькие ранки и ссадины. Чтобы узнать ещё про кожу мы отправимся в путешествие в страну «Гигиена», в город «Человек», на улицу «Тело» в дом под названием «Кожа». Отправляемся в путь (Играет музыка).
2 часть.
Воспитатель - Чтобы попасть в дом под названием «Кожа» надо выполнить задание. Кожа на руках очень чувствительна. Она предупреждает нас об опасностях, помогает определить предмет. В моих руках «чудесный мешочек». В нем лежат предметы, которые мы встречаем каждый день. Опустите руку в мешочек, определите предмет который взяли, опишите его.
Кто помог нам определить предметы? Нам помогли пальцы и кожа на пальцах – органы осязания.
Вот мы и в доме. Давайте поближе познакомимся с кожей.
Посмотрите на свою руку. Потрогай кожу на руках пальцами, немного потяни.
- Что вы можешь сказать о коже? (Кожа гладкая, мягкая, легко растягивается.)
Воспитатель - Обрати внимание - на коже есть небольшие складки.
- Для чего нужны складки на коже? (Незнаем)
Чтобы ответить на этот вопрос, проделай такой опыт:
а) положи на стол левую руку ладонью вниз; сверху на пальцах хорошо видны складки. Правой рукой захвати складки кожи на каком-либо пальце левой руки. Попытайся согнуть палец. Это не получается. Отпусти складки и согни палец. Он сгибается свободно;
б) опусти вниз руку и обрати внимание на локоть с наружной стороны руки. Согни и разогни несколько раз руку в локте.
Понаблюдайте, что происходит со складками. Объясните теперь значение складок кожи! (Складки на коже нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела).
Физкультминутка
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Физкультурой мы с тобой
Будем заниматься.
Мы прогоним печаль,
Одеяло в сторону!
Мне гимнастика нужна –
Помогает здорово!
Вот как ловко двигались наши руки и пальцы.
Воспитатель – А теперь мы внимательно рассмотрим кожу, нам поможет лупа. (Подходим к столу).
Что мы видим через лупу? Через лупу на коже видны небольшие дырочки-поры и мелкие волоски. Через поры на поверхность кожи выделяется жир. Проведи пальцем по лбу. Затем приложи палец к маленькому стеклышку. Что ты увидел на стекле? Правильно, жирное пятно. Это жир, который выделился через поры на кожу лба. Жир смазывает кожу, делает ее мягкой, не дает ей высыхать. Иногда отдельные участки кожи пересыхают. Чаще других пересыхает кожа на тыльной стороне ладони. А если кожа будет сохнуть и трескаться, что нужно сделать? (Намазать кремом).
Правильно, нужно смазать ее на ночь кремом, лучше всего специальным детским. Кроме жира, через поры выделяется пот.
- Какой он? В каких случаях выделяется пот? (Не знаем. Когда жарко).
Пот - это продукт выделения из организма вредных веществ, солей. Пот и жир остаются на поверхности кожи. К ним прилипает пыль. Так тело покрывается грязью. На грязной коже поселяются микробы.
(Перед опытом намазать руку тенями или цветным гелем).
Воспитатель - Мы там много с вами путешествуем. Во время путешествия я всё трогала, брала разные вещи. Здравствуй, Танечка (Воспитатель пожимает руку). Ой, а ведь у меня были грязные руки. Посмотрите. А у тебя Таня? Посмотри. Это произошло потому, что я через рукопожатие передала Тане свою грязь, микробы, которые были на моей руке.
- А что происходит с микробами на чистой коже?
Верно, на чистой коже микробы погибают. « От простой воды и мыла у микробов сдают силы». Поэтому обязательно следите за чистотой кожи. Не реже одного раза в неделю надо мыть все тело мочалкой и теплой водой с мылом. После душа следует хорошо вытереться сухим полотенцем.
- Почему нельзя пользоваться чужими полотенцем и мочалкой? (Можно заразиться чужими микробами.)
Физкультминутка
Ручки мыли? Мыли.
А ушки мыли? Мыли.
Носики мыли? Мыли.
А щечки? Тоже мыли.
Все помыли, ничего не забыли!
3 часть.
Воспитатель - Пора возвращаться. Чтобы вернуться, надо взять по одной карточке, рассмотреть её, рассказать, что изображено и ответить на вопрос: «полезно это или вредно для кожи».
Вот мы и вернулись. Мы сегодня были в стране «Гигиена», городе «Человек», на улице «Тело», в доме под названием «Кожа». Узнали новое про кожу. Наша кожа нас одевает, надежно защищает от грязи и микробов, от жары и холода, чувствительна, поэтому помогает нам в окружающем мире. Необходимо беречь кожу, любить её, ухаживать за ней, тогда она долго будет радовать нас своей красотой.
Список использованной литературы
Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет – СПб.: «Речь», 2006.
Сизова Н. О. Валеология – СПб.: «Паритет», 2008.
Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье – М.: «Школьная пресса», 2008.
Шукшина С. Е. Я и моё тело – М.: «Школьная Пресса», 2015