Основы теории спроса и предложения

Тема Основы теории спроса и предложения .

1. Рыночный механизм и его основные элементы.

2. Рыночный спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.

3. Рыночное предложение. Детерминанты предложения. Закон предложения.

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Рыночное равновесие и равновесная цена.

1. Рыночный механизм и его основные элементы.

Рыночный механизм – это процесс взаимодействия субъектов рынка по поводу формирования цен, распределения ресурсов, установления объема и структуры производства.

Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Проблема ограниченности ресурсов заставляет людей выбирать оптимальный вариант их использования.

Основными элементами рыночного механизма являются цены, спрос и предложение, конкуренция.

Изменение цен служит ориентиром для производителя, влияет на выбор технологии; определяет группу потребителей, которая приобретает данный продукт.

Важнейшим фактором, влияющим на спрос, являются потребности. Спектр потребностей и степень их интенсивности постоянно меняются. Экономическая наука учитывает только те из них, которые обеспечены деньгами.

Однако одного желания и денег для покупки товара недостаточно. Данный товар должен быть произведен в необходимом количестве и ассортименте, т. е. спросу должно соответствовать предложение товара или услуги.

На способ достижения рыночного равновесия спроса и предложения существенно влияет характер конкуренции. Конкуренцию определяют максимизация прибыли, которую преследует каждый предприниматель, а значит, и борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Усиление конкурентной борьбы между продавцами какого-либо товара происходит при превышении предложения товара над спросом на него. Если спрос превышает предложение, то конкурировать будут покупатели.

2. Рыночный спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.

Спрос – это потребность в товарах, обеспеченная деньгами.

Объем спроса - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в определенный период времени.

Различают индивидуальный спрос и рыночный (сумма индивидуальных объёмов спроса при каждом значении цены).

Спрос выражает ряд альтернативных возможностей и показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Эти возможности можно представить в виде графика спроса.

Величина спроса

Кривая спроса DD представляет собой графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар. При более низкой цене спрос на товар увеличивается. Эта особенность названа законом спроса.

Закон спроса: при прочих равных условиях, снижение цены единицы товара приводит к увеличению объема спроса, и наоборот.

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон.

В основе закона спроса лежат следующие причины:

1) снижение цен, увеличивает число покупателей, помимо того, люди склонны больше покупать товаров по низкой цене, чем по высокой.

[То, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством  их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения].

2) действие принципа убывающей предельной полезности означает, что человек получает наибольшее удовлетворение от первой покупки. В связи с этим потребители покупают дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены. [Таким образом, снижение количества продаж происходит не только за счёт роста их цен, но и вследствие насыщения потребностей].

3) снижение цены приводит к возникновению эффекта дохода (возможность купить больше как данного товара, так и других товаров и услуг) и эффекта замещения (при более низкой цене появляется стимул приобрести дешёвый товар, вместо аналогичных товаров, которые стали относительно дороже).

Исключения из закона спроса:

1) Парадокс Гиффена (эффект низших товаров) – рост цен не вызывает снижения объема спроса.

[Английский экономист Роберт Гиффен при изучении структуры потребления в Ирландии обратил внимание на то, что «чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали». Этот парадокс наблюдался в условиях, когда бедные слои населения имели очень низкие доходы и жили в нищете. Из-за повышения цены на хлеб – основной продукт они должны были отказаться от покупки других продуктов, которые были еще дороже хлеба. Т.к. хлеб оставался самым дешевым из продуктов, его покупали еще больше, не смотря на подорожание, стараясь заменить им др. продукты. Когда же цена хлеба снижалась, потребители снова начинали покупать другие продукты и спрос на хлеб сокращался].

«Парадокс Гиффена» осуществляется при наличии следующих условий:

-товар, на который растет цена, должен быть товаром первой необходимости;

-уровень доходов покупателей должен быть таким низким, чтобы изменение цены на этот товар оказывало непропорционально сильное влияние на их покупательную способность.

[Проявление «парадокса Гиффена» можно наблюдать сегодня не только в слаборазвитых странах, но и в странах СНГ].

2) Эффект Веблена (эффект сноба). Это ситуация когда покупатель ориентируется на покупку товаров, подчеркивающих его высокий социальный статус (отдельные марки автомобилей, одежда известных модельеров и др.). [Цена подчеркивает не только качество товара, но и качество жизни его владельца. Нередко повышение цены на такие товары ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса].

3) ситуация когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Снижение цены воспринимается ими как ухудшение его качества, и они сокращают потребление данного товара.

Главным фактором изменения объема спроса служит цена товара, или ценовой фактор. Изменение объема спроса находит своё отражение в движении вдоль кривой спроса.

Существуют и неценовые факторы, которые приводят к изменению спроса, и вызывают сдвиг кривой спроса:

  1. Изменение потребительских вкусов в результате рекламы или изменения моды.
  2. Изменение числа покупателей на рынке. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса, и наоборот.
  3. Изменение доходов покупателей. С повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары (нормальные товары или товары высшей категории), пусть и по более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные (низшей категории), но более дешевые.
  4. Изменение цен на сопряженные товары. Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) - это такие пары товаров, для которых повышение цены одного приводит к росту спроса на другой. Например, если повышается цена на сливочное масло, растет спрос на маргарин. Взаимодополняемые товары (сопутствующие товары) - это такие пары товаров, для которых рост цен одного приводит к падению спроса на другой. Например, повышение цены на бензин понижает спрос на моторное масло.

5. Потребительские ожидания. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Например, неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

Действие неценовых факторов может вызвать увеличение спроса при каждой данной цене и кривая спроса сдвинется вправо.

Если по каждой из цен будет меньший спрос, кривая сдвинется влево.

Важный момент. Нужно различать изменение в спросе и изменение величины спроса. Если происходит изменение в спросе, это означает сдвиг кривой спроса в право или в лево. Если происходит изменение величины спроса, это означает движение по кривой.

3. Рыночное предложение. Детерминанты предложения. Закон предложения.

Предложение – это количество товаров, представленных на рынке.

Объем предложения - это количество продукта, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке в определенное время по данной цене.

Кривая предложения является графическим выражением зависимости между ценой товара и тем его количеством, которое производители товара предлагают к продаже на рынке.

Р – цена на товар; Q- Объем продаж (величина предложения).

Кривая предложения показывает, что рост цены сопровождается ростом величины предложения. Например, точка А показывает, что цене 15 руб. соответствует объем предложения 10 шт. товара, цене 30 р.-30 шт. и т. д. Повышение цены будет сопровождаться движением соответствующей точки вверх, например от точки А до точки В.

Полученная на графике кривая SS называется кривой предложения. Каждая точка этой кривой показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения. При этом кривая предложения имеет, в отличие от кривой спроса, положительный наклон. Положительный наклон свидетельствует, что между величиной предложения и ценой товара существует прямая зависимость, которая характеризует действие закона предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги). [Т.е. с ростом цены товара величина предложения растет, а уменьшение его цены вызовет падение объема предложения].

Действие закона предложения объясняется следующим:

1. Когда цена на товар растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. В отрасль устремятся и предприниматели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела, что еще больше увеличит объем предложения.

2. Рост объема предложения связан с ростом цены товара еще и потому, что производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнительная продукция будет производиться, если будет расти цена товара. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной, дополнительной, единицы продукции.

Факторы влияющие на изменение предложения:

1. Ценовые факторы. Изменение величины предложения под влиянием цены данного товара выражается в движении вдоль кривой предложения.

2. Неценовые факторы. Они вызывают сдвиг кривой предложения. К их числу относят:

2.1 Издержки производства, или производственные затраты. Предположим, что производители теперь покупают для производства своей продукции более дешевое сырье. Это дает возможность произвести больше продукции.

Построим новую кривую предложения S'S' рядом со старой (см. рис.).

Р – цена на товар; Q- Объем продаж (величина предложения).

Новая кривая предложения S'S' расположена правее прежней, что свидетельствует о росте предложения. При уровне цены 10 р. величина предложения составляет 10 шт. товара, а не 2, как раньше; при цене 40 р. величина предложения составляет 50 шт. товара, тогда как прежде она равнялась 40 шт. Следовательно, факторы, не связанные с ценой данного товара, вызывают изменение предложения, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо, если предложение растет, или влево, если оно падает.

2.2 Изменение в технологии производства. Если ручной труд заменить машинами, произойдет увеличение производительности труда и, следовательно, предложение товара вырастет, кривая предложения сдвинется вправо.

2.3 Налоги и дотации. Производители рассматривают увеличение налогов как рост издержек производства. Чрезмерное увеличение налогов на прибыль приведет к сокращению производства, так как сделает его менее выгодным. Кривая предложения сдвинется влево.

Дотации — это «издержки наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

2.4 Цены на другие товары. Часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других товаров. Так, повышение цен на йогурт переключит производителей с изготовления кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится, кривая его предложения сдвинется влево.

2.5 Ожидания. В условиях инфляции ожидание повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в кратковременном и долговременном периодах.

В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма, зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%, постарается попридержать товар на складе хотя бы на 3 дня, зная, что через 3 дня продаст его на 1,5% дороже. Следовательно, в кратковременном периоде предложение сократится, и кривая предложения сдвинется влево.

В долговременном периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли. Кривая предложения будет сдвигаться вправо.

2.6 Рост числа производителей. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше поставщиков, тем больше рыночное предложение, и, наоборот. По мере вступления в отрасль новых фирм предложение будет расти, и наоборот.

4. Эластичность спроса и предложения.

Теперь рассмотрим, как спрос и предложение товара реагируют на изменение цены. Для этого введем понятия эластичности спроса и эластичности предложения. «Эластичность» означает гибкость, плавность. Единицей измерения эластичности выступает процент.

Эластичность спроса по цене характеризует количественные изменения спроса в ответ на изменения цен:

Коэффициент эластичности спроса Е d показывает, сколько процентов увеличения объема спроса приходится на один процент снижения цены товара.

Процентное изменение объема спроса =

Коэффициент эластичности спроса Е d =

Процентное изменение цены

=Qd (в%) : P (в%).

Процентные изменения вычисляются  путем деления величины изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально и изменения в цене на первоначальную цену. Поэтому вышеуказанную формулу можно представить так:

Е d = (D/ D) * 100% : (P/P) *100%.

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают:

Эластичный спрос – когда снижение цены Р вызывает значительное увеличение количества покупаемого товара Q; Е d > 1.

Единичный эластичный спрос – когда снижение Р равно

росту Q; Е d = 1.

Неэластичный спрос – когда снижение Р вызывает незначительный рост Q; Е d < 1.

4. Совершенно эластичный спрос- прямая параллельна оси Q. При совершенно эластичном спросе при постоянной цене может быть реализовано любое количество товара. Е d .

  1. Совершенно неэластичный спрос - прямая параллельна оси Р. Любое изменение цены не приводит к изменению спроса. Е d = 0. (Примером совершенно неэластичного спроса может служить спрос на жизненно необходимое лекарство).

Изобразим это графически.

P меньше Q.

 

 

 

Существует определённая связь между динамикой цен и выручкой от реализации продукции, в зависимости от эластичности спроса:

- спрос эластичен – выручка изменяется в направлении обратном изменению цены;

- спрос неэластичен – выручка изменяется в том же направлении, что и цена;

- при единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

- заменяемость товара, чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

- удельный вес в потребительском бюджете, чем большее место занимает продукт в бюджете, тем выше его эластичность (автомобиль).

- фактор времени, спрос более эластичен в долгосрочном периоде (сказываются привычки, консерватизм покупателей).

- доступность товара, чем доступнее, тем эластичнее спрос.

[Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное увеличение спроса вслед за изменением дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу будет равен:

Процентное изменение объема спроса =

Коэффициент эластичности спроса ЕI =

Процентное изменение дохода

=Qd (в%) : I (в%).]

Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение эластично, и наоборот.

Формула эластичности спроса подходит и для определения степени эластичности предложения. Единственно необходимое изменение заключается в замене «процентного изменения количества спрашиваемой продукции» на «процентное изменение количества предлагаемой продукции».

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. [Это происходит потому, что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности перераспределять ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения].

Эластичность предложения различается в зависимости от следующих временных периодов:

Кратчайший рыночный период – Это такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. [Например, мелкий фермер привез на рынок свой урожай огурцов. Кривая предложения будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько, сколько вырастил, как бы высока ни была цена. Таким образом, ] В течение кратчайшего периода предложение является фиксированным, т.е. совершенно неэластичным (скоропортящиеся товары). коэф-т эл. Еs = 0. Кривая предложения совершенно неэластична.

Краткосрочный период – Это период, когда производственные мощности можно использовать более-менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения. Коэф-т эл. Еs изменяется от 0 до 1, т.е. Еs больше 0, но меньше 1 (кривая предложения неэластична). При коэф. эл. Еs = 1 - кривая с единичной эластичностью.

Долговременный период – Это период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить свои производственные мощности, новые фирмы могут войти в состав отрасли. Коэф-т эластичности изменяется от 1 до бесконечности. Если Еs больше 0, но меньше бесконечности – предложение эластично. Если Еs , то это совершенно эластичное предложение. Кривая параллельна оси абсцисс.

5. Рыночное равновесие и равновесная цена.

Максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар называется ценой спроса. Предельно низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар, называется ценой предложения. Когда интересы покупателя и продавца совпадают, устанавливается цена равновесия или равновесная цена.

Таким образом, рыночное равновесие и равновесная цена существуют на рынке при равенстве величины спроса величине предложения данного товара. Схематично этот процесс представлен на рисунке (нарисовать, см. Зубко, с.109), где кривая D- кривая спроса; S- кривая предложения; точка Е- точка равновесной цены.

Рис. Рыночное равновесие

Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими свойствами:

Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей и все затраты на производство окупаются их продажей по равновесной цене. Достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.

В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.

На рынке не обнаруживается ни дефицита ни избытка товаров.

Дефицит (превышение величины спроса над величиной предложения) и избыток (превышение величины предложения над величиной спроса) образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной.

На рис. рыночному равновесию соответствует равновесная цена Р2 . Дефицит может возникнуть при цене ниже равновесной, например, Р1. При этом спрос превышает предложение на величину отрезка МN. Конкуренция покупателей за товар толкает цену вверх.

Избыток образуется при цене выше равновесной, например, Р3 . Предложение превышает спрос на величину отрезка АВ. Конкуренция продавцов вынуждает снижать цену.

 


банковская система лекция.doc

PAGE 17

Основы теории спроса и предложения