Типология и классификация социальных технологий

Тема 4

Типология и классификация

социальных технологий

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Принципы классификации социальных технологий.

2. Классы и типы социальных технологий.

  1. Принципы классификации социальных технологий.

Российское общество требует качественно нового уровня социальной инженерии. Ускоряется технологизация и информатизация социального пространства. Формируетcя социально-технологическая культура. Между тем достижения в этой перспективной области весьма скромны.

Технологизация социального пространства представляет собой целостную систему практически значимых идей, принципов, методов, средств социализации человека, группы, общности, нации, народа.

Технологизация социального пространства в узком смысле представляет набор способов воздействия социальных субъектов на объект с целью формирования благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Известно, что общественный процесс можно расчленить на его составляющие:

экономический,

социальный,

политический,

духовный,

экологический,

демографический.

Для каждой составляющей необходима своя технология.

Вывод: 1. Учет специфики составляющих общественного процесса и есть первый методологический принцип.

2. Синергетический подход к анализу технологизации социального пространства составляет второе методологическое правило.

Синергетика изучает механизмы самоорганизации в открытых системах. Она позволяет по-иному взглянуть на процессы перехода от хаоса к порядку, расширить наши представления о взаимосвязи материального и духовного, переосмыслить роль человека в структуре познавательной и практической деятельности. Становление синергетики создает новую теоретико-методологическую парадигму исследования природных и социальных явлений — синергетическую. Ее цель — познание сути социальных явлений, обеспечение целостности познания в открытых сложных социальных системах.

3. Третье методологическое правило — принцип целостности социального пространства.

Действительно, глобальные, федеральные, региональные, технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некачественная технологизация в одном звене немедленно скажется на конечном результате — целостном состоянии социального пространства.

Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла, потому что были нарушены все принципы технологизации социального пространства: неудачный выбор площадки для строительства, нарушение правил безопасности АЭС, были разрушены социальные регуляторы предотвращения катастрофы, не контролировалось качество строительства и т.п. Словом, была разорвана целостность социального пространства вокруг АЭС, что, естественно, снизило уровень безопасности техногенного объекта.

Социальное пространство имеет много уровней. Каждый уровень нуждается в собственных социальных технологиях.

4. Принцип разнообразия — это четвертое методологическое правило технологизации социального пространства, построения его многоуровневой модели.

5. Приоритет гуманизма в решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле — еще одно незыблемое методологическое правило технологизации.

Вывод: Соблюдение этих принципов позволяет осуществить переход переход от жесткого, авторитарного управления к открытому управлению.

2. Классы и типы социальных технологий.

1.Важным методом анализа социума (типологизации социальных технологий) на Западе является стратификационно-классовый подход.

Стратификацию определяют как структурированное неравенство, существующее между различными группами людей.

Стратификационно-классовый подход используется в социологии не только при построении концептуальных схем, но и при разработке их технологического обеспечения.

  1. Еще один метод анализа- принцип деления общества на макро- и микросреду.

При этом каждая подсистема может рассматриваться как относительно самостоятельное целое.

3. Еще один метод типологизации социальных технологий- деятельностный подход.

"Чтобы деятельность получила право называться технологией, — подчеркивает болгарский ученый Н. Стефанов, — необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности"1.

Многоуровневая модель технологизации может быть построена в зависимости от того, как, по каким принципам функционирует система социальных отношений.

Возможны следующие варианты:

"матрешка": социальные отношения имеют многоукладный характер и воспроизводятся таким образом, что всякая предыдущая система включается в последующую на уровне видоизмененной подсистемы;

"водоворот": развитие напоминает турбулентный процесс — новые формы обладают большей степенью организованности и менее подобны старым формам, чем те в соответствующий момент развития;

"ступени": смена парадигм воспроизводства на качественно новом уровне восприятия социальной жизни.

"цепи": формирование связей и отношений в каждой подсистеме с необходимостью достижения компромисса с каждым из действующих факторов, причем изменения характера связи одного из "звеньев" ведет к изменению ее во всей "цепи".

Эти технологии позволяют строить различные модели технологизации.

Складывается трехуровневая модель социального познания:

1-й уровень —знание общих законов развития общества- общесоциологическая теория;

2-й уровень —теоретические законы более узких социальных сфер и специфические методы познания в той или иной отрасли;

3-й уровень — эмпирическое познание, изучение социальных явлений на конкретных фактах социальной действительности.

Структурирование социальных технологий может быть осуществлено по многим основаниям. Например, глобальная модель выживания человечества, разработанная американскими учеными по заказу Римского клуба, была рассчитана по критерию конечности, истощаемости ресурсов.

По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества, нации, национально-этнической группы, трудовой ассоциации, контактной группы, личности.

Целостность государственных границ, сохранение и укрепление российского государства, поиск технологии социального согласия, разрешение межнациональных конфликтов, государственного устройства, разделения властей — все это имеет для теории и практики управления первостепенное значение.

Например, владея этими технологиями госаппарат, может укреплять российскую государственность, осваивать социальное пространство России в условиях мира и национального согласия.

По критерию иерархичности проблем управления различают технологии решения мировых, континентальных, государственных (федеральных), региональных, территориально-отраслевых проблем местного самоуправления, трудовых ассоциаций. Речь прежде всего идет о правах человека, загрязнении окружающей среды, повышении качества жизни, обеспечении продовольствием, состоянии здоровья людей, социальном обеспечении и т.п.

В связи с этим особое внимание в нынешней ситуации должно быть уделено глобальным технологиям предотвращения кризисов, катастроф, конфликтов: техногенных, экологических, военных, продовольственных, демографических и др., которые оказывают существенное влияние на континентальные, государственные и другие технологии, ибо в мире все взаимосвязано.

По сферам жизнедеятельности людей различают экономические, политические, духовно-культурные, технологии управления социальными процессами.

По видам деятельности людей различают: технологии промышленно-трудовые, аграрные, учебные, внедренческие, семейно-бытовые и др.

По масштабу общественной проблемы принято выделять два класса технологий: универсальные и частные.

Социальная технология всегда детерминирована общественной проблемой и направлена на ее решение, вначале в процессе социодиагностики, познания, затем — технологизации. Поэтому, выдвигая задачу фундаментального или прикладного социологического исследования, социолог сначала ориентируется на технологию диагностики общественной проблемы (программа исследования), а потом на технологию получения конечного результата. Поэтому социальные технологии не могут быть абстрактными, их построение обычно исходит из логики самого социологического исследования, отражая суть конкретных явлений. Чем выше уровень этого совпадения, тем обычно эффективнее социальные технологии, которые призваны решать общественные проблемы адаптивными методами, воздействовать на процессы в соответствии с целями управления.

Таблица 1

Классы (соц. Пространство)

Типы (соц. Время)

По видам специальных социологических теорий (семьи, трудового коллектива, конфликта, города, сел, и т.д.).

По сферам общественной жизни:

экономические;

политические;

социальные;

духовно-нравственные;

экологические;

социокультурные;

управленческие.

По уровням социологического знания:

макросоциологические;

мезосоциологические;

микросоциологические.

По уровням управления:

глобальные;

континентальные;

национальные;

региональные;

местные;

трудовых ассоциаций.

По назначению:

учебные;

информационные;

правоохранительные;

ресурсосберегающие.

Личностные:

самореализации;

самообразования;

самовоспитания;

самоадаптации;

самовыражения и др.

По характеру действия:

стратегические;

тактические;

оперативные.

По времени действия:

долгосрочные;

среднесрочные;

краткосрочные.

По степени социального развития объекта:

низкая степень — технологии

1-го уровня;

средняя степень технологии

2-го уровня;

высокая степень технологии

3-го уровня.

По уровню эффективности:

высокоэффективные;

среднеэффективные;

низкоэффективные.

По методам:

прогнозирование;

социодиагностика;

моделирование;

проектирование;

планирование;

социальный контроль.

По направленности:

разрушительные;

созидательные;

традиционные;

инновационные;

квазитехнологии.

Вывод: социальные технологии представляют собой необходимое звено перехода от социологической парадигмы к социологической теории, а от нее — к управлению объектами.

Социальные технологии бывают: Инновационные, традиционные, социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии.

Они раскрывают уровень научности в управлении социальными процессами, показывают востребованность науки в обществе.

Вывод: в процессе разработки и внедрения социальных технологий разного типа и класса создается интеллектуальная атмосфера, в которой всем есть место для самореализации.

Ключ — в переходе к информационному обществу, в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования.

Если социальный процесс можно расщепить и измерить, если его можно описать, контролировать, а затем осуществить на основе этого описания теоретическое обобщение (например, теорию человеческих отношений), то в результате появляется новый вид знания — социальные изобретения. Ныне политическая, экономическая социология, многие отраслевые социологии накопили большой арсенал технологических решений социальных проблем на принципах гуманизма духовности. Социальные технологии представляют собой систему инновационных способов и средств оптимизации социального управления на тех же принципах. Именно новые технологии в организации жизнедеятельности людей, общения, воспроизводстве жизненных сил, повышения качества жизни, реализации творческого потенциала каждой личности определяют суть социального прогресса.

1 Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Мысль 1976 С. 182, 183, 187, 192.

6

Типология и классификация социальных технологий