Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах

Тема 9

Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Безопасность и устойчивость работы техногенных объектов.

2. Социальные технологии в атомной энергетике: актуальность

разработки и применения.

3. Пути инновирования социальных систем в техногенном производстве.

1. Безопасность и устойчивость работы техногенных объектов.

На земном шаре значительно возросло количество техногенных опасностей, угрожающих обществу, окружающей среде: химических, биотехнологических, атомных, оружейных, что существенно расширяет критическую зону для человека и природы. Чрезвычайные ситуации, катастрофы, аварии на гидротехнических, химических и военных производствах, газо- и нефтепроводах, АЭС становятся частым и обычным явлением.

По данным ряда ученых, такие события, как стихийные бедствия, техногенные аварии, характеризуются ростом их числа на 57%, ростом ущерба — на 5,1, ростом количества жертв — на 6,1% ежегодно. Эта же тенденция будет сохраняться и усиливаться до 2030 г. (Проект Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации).

Вывод: Современный этап развития цивилизации — это этап разрастающегося социально-экологического кризиса, преодоление которого требует пересмотра всех основных представлений в экономической, социальной, демографической и экологической сферах на основе согласования их с законами биосферы.

Задача:

1) научиться моделировать, прогнозировать техногенные катастрофы, 2) исключить момент "привыкания" к их возникновению,

3) создать масштабные управленческие системы, не только организационно-технически, но и морально-психологически готовые к упреждающим действиям.

Размеры разрушающих последствий могут быть настолько велики, что надолго способны парализовать все ресурсы общества и природы.

Необходимо создать систему защиты и надежного функционирования техногенных объектов.

Анализ показывает, что эти объекты во многом сегодня находятся в состоянии чрезвычайной ситуации, ряд из них не имеет надежной упреждающей защиты. Тактические средства быстрого реагирования на требования экстремальной ситуации, в том числе и информационно-аналитические, представляются далеко не оптимальными.

Вывод: необходимы инновационные системы безопасности.

Безопасность — одна из первейших потребностей человека, общества, государства, человечества.

Ее сущность заключается в способности отражать, предупреждать, устранять опасности.

Создать систему безопасности можно лишь изучив причины возникновения опасности.

Риски присущи техногенному обществу. Иначе говоря, в определенном отношении это катастрофическое общество, которое требует смены социологической парадигмы.

Вывод: Одной из характерных черт новой парадигмы развития должно быть государственное прогнозирование и регулирование процесса модернизации, переход от неограниченного к ограниченному риску, когда приоритетом является сохранение, защита природы и человека, предотвращение опасности1.

Опасность зарождается и проявляется на различных уровнях и в различных сферах — политической, экономической, экологической, технологической, социальной. Причем если опасность существует в одной из приведенных сфер, то факторы, ее порождающие, могут принадлежать к разным сферам, тесно взаимосвязанным друг с другом.

Инновационные ресурсы, которыми являются социальные технологии, в первую очередь должны быть нацелены на усиление социально-технологического контроля со стороны органов государственного управления за состоянием современных техногенных производств.

Необходима инновационная государственная (федеральная и региональная) система предупреждения чрезвычайной ситуации техногенного взрыва. Ее разработка и осуществление начинаются (стратегия оперативного реагирования или ближнего действия) с применения программно-целевого метода управления в данной области. В основе этого подхода лежат следующие положения:

1) техногенное производство представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных технических, экономических и социальных объектов;

2) эта система является организованной и имеет многоуровневую иерархическую структуру;

3) техногенное производство представляет собой часть системы хозяйства общества, состоит из огромного количества разнообразных объектов, число связей в них очень велико;

4) эта подсистема хозяйства и социальной жизни людей является управляемой;

5) управление в ней основано на использовании экономических, социальных, технических закономерностей в их неразрывном единстве;

6) подсистема обладает свойствами целенаправленности, иначе управление на всех уровнях неправильно;

7) подсистема представляет собой динамическую, быстро развивающуюся структуру, реализующую как долгосрочные стратегические цели, так и кратковременные, имеющие сравнительно частный характер.

Программно-целевой метод управления характеризуется целенаправленностью использования ресурсов, выделением их приоритетов.

При этом необходимо выполнить следующие действия:

1) оценить проблемную ситуацию, основные предпосылки ее решения;

2) определить главную цель программы, ее место в общей системе целей и задач общества и хозяйственного комплекса;

3) разработать показатели, раскрывающие конечные результаты реализации программы;

4) наметить пути достижения целей программы, систему программных мероприятий, организационно-исполнительная структуру;

5) собрать данные о ресурсах, необходимых для выполнения программы, сроках ее осуществления;

6) оценить эффективность и последствия реализации программы.

Вывод: Программно-целевой метод в настоящее время широко используется в решении технических, социально-экономических и естественно-научных проблем во всем мире, начинает активно применяться субъектами управления и в России, но пока явно в недостаточной мере.

В сложившихся условиях оптимальным выходом из такой ситуации является внедрение программы "Социальные регуляторы предотвращения чрезвычайных происшествий на опасных производствах". Концепция, механизмы ее реализации разработаны учеными Академии социальных технологий, и отделения атомной энергетики Международной Академии информатизации.

В рамках проекта осуществляется диагностика социотехни-ческой ситуации на ряде объектов атомной энергетики и спроектирован ряд пакетов социальных технологий, способных снять социотехническое напряжение.

2. Социальные технологии в атомной энергетике: актуальность

разработки и применения.

В мировой практике управления утверждается инновационный метод освоения социотехнического пространства — его технологизация.

Разработка и внедрение социальных технологий предполагают использование целого комплекса методов:

- статистический анализ,

- контент-анализ документов и прессы,

- фрагменты "мозговой атаки" и деловой игры с активом управления,

- факторный анализ группы риска,

- анкетный и экспертный опросы,

-моделирование,

-прогнозирование.

Основные направления исследования, связанные в первую очередь с практическими задачами, нацелены на разработку следующих социальных технологий:

1. Определение допустимых порогов рассогласованности системы.

2. Выявление приоритетных направлений развития системы на основе выявления "слабых звеньев" и "провалов".

3. Выявление уровня социальной и технической усталости среды (системы) и способов разрешения возникающих напряжений и конфликтов.

4. Определение вектора социальных интересов, согласование возникающих проблем на основе различных альтернатив.

Одним из методов эмпирического замера границ, в которых система теряет свою устойчивость, качественную определенность (от простой разбалансированности до угрозы полной катастрофы), является условная модель допустимого рассогласования между "целями", "интересами" развития системы и их актуализации в конкретной социальной практике.

Вывод: Основными критериями анализа и оценки устойчивости (надежности) социотехнической системы являются:

- определение идеальных параметров ее развития и функционирования (построение идеальной модели);

- определение допустимых параметров ее развития и функционирования (построение нормативной модели);

- определение меры соответствия реальных параметров функционирования социотехнической системы ее нормативным и идеальным значениям (моделям).

Вывод: Таким образом, актуальность разработки и применения социальных технологий на техногенных производствах состоит в возможности выработать правильную стратегию долгосрочного и ближайшего развития той или иной отрасли техногенного производства, прежде всего атомного, снизить количество ошибок и рисков, повысить социотехническую устойчивость объектов, обеспечить создание эффективной системы управления не только на конкретных предприятиях и в отрасли в целом, но и на уровне регионов.

Это тем более актуально, что, по разным экспертным оценкам, опасность "техногенных взрывов" в общей структуре рисков и угроз национальной безопасности России составляет от 15 до 45%2.

Все это позволит поднять на качественно иной уровень безопасность развития техногенного производства, напрямую скажется на укреплении общей национальной безопасности России в целом.

Экспертные оценки устойчивости системы осуществляются с помощью специальных процедур и методик, проходят необходимую компьютерную обработку и представляются с определенной периодичностью в органы управления.

Система мониторинга устойчивости и безопасности функционирования, в частности, ядерно-опасных объектов преследует следующие цели:

Экспертная система мониторинга может быть использована для решения следующих задач:

а) оценки сложившейся обстановки на техногенных объектах и вокруг них с точки зрения их безопасного и устойчивого развития;

б) прогнозирования экстремальных ситуаций, достигающих критических порогов устойчивости и безопасности их функционирования, а также ведущих тенденций развития напряжения, риска, угрозы;

в) планирования социальных, экономических, технических и других профилактических мероприятий, направленных на снижение риска, угроз безопасности и устойчивости объекта;

г) принятия управленческих решений на разных уровнях в сфере повышения сбалансированности социальных и технических подсистем, повышения общего уровня безопасности объекта, снятия социальных напряжений и конфликтов.

Задачи экспертного анализа:

1) выделение проблемных ситуаций, характеризующих такие явления, как социальная усталость, социальная удовлетворенность, социальная ответственность, сплоченность коллектива, уровень профессионализма и качество подготовки управленческих кадров и др.;

2) оценка и упорядочение по степени значимости этих проблемных ситуаций;

3) определение приоритетных целей и задач управления в сфере повышения социотехнической устойчивости и безопасности объекта,

4) выявление различных вариантов и сценариев развития социальной и социотехнической ситуации на объекте и вокруг него;

5) определение альтернативных вариантов разрешения возникающих проблем, рисков и угроз безопасности с оценкой их предпочтения.

Какие явления и процессы должны стать объектом мониторинговых исследований?

К их числу относятся:

социотехнические факторы:

технические и социальные риски;

уровень профессионально-технической подготовки;

инновационные, технологии;

уровень разбалансированности социального и технического векторов развития;

социальные факторы:

уровень социальной адаптации;

морально-психологический климат;

уровень социальной удовлетворенности различными сторонами жизни;

уровень социальной напряженности в трудовом коллективе;

уровень ответственности и духовного здоровья работников;

жизненная и трудовая мотивация;

психофизиологические факторы:

уровень психического напряжения при исполнении служебных обязанностей;

степень психической устойчивости работников к стрессовым ситуациям;

возможности восстановления нервно-психических сил работников;

физическое здоровье работников;

социально-политические факторы:

уровень социально-политической стабильности;

степень политизированности работников: количество забастовок, митингов протеста населения в защиту своих политических и экономических прав;

принятие на уровне региональной власти политических решений, способных привести к противостоянию как внутри, так и между регионом и центром и др.;

уровень лоббирования интересов отрасли в органах государственной власти;

социально-экономические факторы:

финансовое положение предприятия;

общая экономическая конъюнктура в регионе;

задолженность предприятия предприятию;

несоблюдение контрактных обязательств;

уровень и структура инвестиций.

Итоговые показатели, индикаторы:

-интенсивность процессов разрушения (социальных, технических);

-уровень разбалансированности социальных и технических структур;

-степень риска, грани социотехнической катастрофы;

-качество методов управления предотвращением риска, катастрофы;

-технология предотвращения аварии, катастрофы;

-уровень социальной усталости людей, характер жизненной и трудовой мотивации и поведения.

Предварительное изучение информации о состоянии и функционировании ядерных объектов показало, что для целостной, комплексной оценки их надежности и безопасности целесообразно использовать методологию системного анализа, позволяющего выделить основные элементы изучаемого явления и выйти на параметры, характеризующие сильные и слабые стороны состояния надежности и безопасности, т.е. возможные "зоны риска".

Модели надежности предприятий базируются на разработках профессора В.Б. Тихомирова3, основанных на количественно-качественном анализе статистической и социологической (экспертной) информации с использованием следующих шкал (см. табл. 2).

3. Пути инновирования социальных систем в техногенном производстве.

Инновирование социальных систем предполагает некоторую последовательность технологических операций, которую можно представить в виде следующих шагов.

Первым шагом является определение порогов допустимого рассогласования на основе выделения основных критериев устойчивости системы.

Вторым шагом является определение показателей повышения социальной устойчивости системы.

Третий шаг –определение "болевых точек" позволяют решить целый ряд задач.

Главным недостатком сегодняшних управленческих действий является то, что они устарели, не отражают быстро меняющейся обстановки еще задолго до того, как они вступают в стадию запуска, еще на стадии проектирования. Поэтому само управленческое действие нередко не только не несет положительной нагрузки, но и зачастую имеет отрицательный заряд. Поэтому управление перестает служить успешному решению возникшей проблемы, а в процессе своего функционирования порождает гораздо больше сложностей, чем их было до момента воздействия.

Вывод: Инновирование социальной организации помогает преодолеть эту характерную болезнь нашего управления уже на стадии проектирования: определение уровня социотехнической устойчивости системы изучается в органической связи с методами разрешения возникающих напряжений, конфликтов.

Четвертым шагом на пути инновирования социальной организации ядерного объекта является определение уровня социальной и технической устойчивости среды (системы) и способов разрешения возникающих напряжений, конфликтов.

Исследование основывается на поэтапном использовании комплекса социологических приемов и методов.

I этап: изучение сводок, отражающих разные стороны функционирования технических и социальных подсистем объекта, и накопление статистической информации об "усталости" системы.

II этап: выявление экспектаций (ожиданий) стрессовых ситуаций в отношении возможных аварий, чрезвычайных ситуаций, катастроф.

III этап: изучение механизмов "разблокировки" потенциала напряженности. Определение социальных "клапанов" сброса "высокого давления".

IV этап: на основе экспертных оценок определяются "силы" внутренних ресурсов системы, способные противостоять "возмущениям" социальной и технической усталости.

V этап: синтез полученной информации и определение приоритетного вектора развития системы.

На основе полученных данных анализируется состояние системы по каждому этапу и предлагаются пакеты социальных технологий по повышению социальной устойчивости развития и функционирования исследуемого объекта.

Пятым шагом (направлением) является определение вектора социальных интересов и "профиля" основных субъектов управления социотехнической системой.

Данное направление опирается на разработанную технологию согласования интересов между различными социальными субъектами на основе выработки общей модели допустимых, приемлемых для всех сторон решений.

Пакет социальных технологий повышения надежности и безопасности ядерных объектов включает три основных уровня.

Первый — технологии безопасности и надежности основных структурных подразделений (цехов, служб) ядерной станции.

Второй — технологии совершенствования работы ядерного объекта в инфраструктуре региона, в котором он находится.

Третий — в общем контексте отраслевых и внутриполитических проблем.

Вывод: Технологии надежности и безопасности ядерных объектов как на микро-, так и на макроуровне позволяют комплексно и системно подойти к управлению проблемой предотвращения социотехнических катастроф на основе постоянно действующего мониторинга (слежения и раннего предупреждения нежелательных событий).

1 Ягницкий О.Н. Альтернативная социология//Социологический журнал. 1994. № 1

2 Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М. Славянский диалог, 1996. С. 153-162.

3 Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента//Диалог. 1990. № 3. С. 34.

8

Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах