СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ
ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ.
1.Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.
2.Основные функции и принципы организации централизованных финансов.
3. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами
4. Содержание и направление финансовой политики
5.Государственное регулирование финансов.
6. Основные направления современной финансовой политики РФ
1.Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.
Предметом курса являются финансы, поступающие в распоряжение органов власти и управления различных уровней. Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы:
1) Бюджетная система как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов.
2) Система государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.
2.Основные функции и принципы организации централизованных финансов.
В социально-экономическом развитии общества государственные и муниципальные финансы выполняют ряд функций:
Планирования - формулировка целей и выбор путей их достижения. Реализуется через составление бюджетов;
Организации - присутствует бюджетное устройство, бюджетная классификация, единые процедуры бюджетного процесса;
Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей;
Контроля.
Можно выделить некоторые принципы организации государственных и муниципальных финансов:
- единство законодательной и нормативной базы;
- открытость и прозрачность;
- разграничения полномочий и предметов ведения;
- целевой ориентированности:
- научного подхода;
- экономичности и рациональности;
- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Часть этих принципов дублируют принципы бюджетной системы РФ.
3. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами
В широком смысле выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовой регулирование;
- финансовый контроль;
- принятие финансового законодательства;
-система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами: финансовое планирование, прогнозирование, программирование.
Финансовое планирование представляет собой деятельность по сбалансированности и пропорциональности использования финансовых ресурсов. Оно устанавливает рациональное соотношение между ресурсами государства и доходами хозяйствующих субъектов, а также между величиной дохода до уплаты налога и после на предприятии и другое. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного планирования и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.
Примерами финансовых планов в сфере государственных финансов являются:
- бюджетный план;
- сметы расходов и доходов бюджетных организаций;
-сводный финансовый баланс государства»;
- баланс денежных доходов и расходов населения территории и др.
Сводный финансовый баланс РФ выглядит следующим образом:
Доходы |
Сумма |
Расходы |
Сумма |
1.Прибыль |
1.Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении |
||
2.Амортизационные отчисления |
2.Затраты на инвестиции |
||
3.Налоговые доходы |
3. Дотации, субвенции |
||
4.Неналоговые доходы |
4.Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджеты и внебюджетных фондов |
||
5.Отчисления во внебюджетные фонды |
5.Расходы на научно-исследовательские работы |
||
6. Средства целевых бюджетных фондов |
6.Расходы за счет других целевых фондов |
||
7.Расходы на оборону |
|||
8.Расходы на содержание правоохранительных органов |
|||
9.Расходы на содержание органов власти |
|||
10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность |
|||
11.Обслуживание гос.долга |
|||
12.Прочие расходы |
|||
Итого |
Итого |
Сводный финансовый баланс составляется Министерством экономического развития и внешней торговли РФ.
Финансовое прогнозирование является предвидением возможного финансового положения государства и территории, используется для обоснования показателей финансовых планов. Цель прогноза определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.
Методами прогнозирования выступают:
- экономические модели, описывающие динамику показателей финансового плана в зависимости от факторов, влияющих на экономические процессы;
- метод корреляционно-регрессионного анализа;
- метод непосредственной экспертной оценки.
В масштабах государства финансовое прогнозирование предполагает:
- указание приоритетов государственных расходов по направлениям;
- увеличение эффективности расходования государственных средств;
- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Программирование предполагает подготовку и реализацию целевых комплексных программ по социальным и экономическим направлениям среднесрочного и долгосрочного характера.
Финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения, накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне. Финансовыми регуляторами являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- эксплуатационные расходы бюджетных организаций;
- общие и целевые субсидии для государственных заказов;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий.
Существуют формы регулирования: прямое - через увеличение или снижение ставок прямых налогов; косвенное через косвенное налогообложение; смешанное. Обеспечивают финансовое регулирование финансового законодательства РФ органов власти и управление всех уровней.
Регулирование реализуется посредством состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов. В частности государственные расходы делятся на:
- трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др;
- трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий, доходы социально значимых обязательств и др.;
- текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;
- производственного направления и социального значения.
Государственные доходы воздействуют на ценообразование, издержки производства организаций, величину накоплений юридических лиц, занятость и личное потребление население.
4.Содержание и основные направления финансовой политики.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Ответственность за реализацию финансовой политики несет министерство финансов (казначейство).
Под финансовой политикой понимается деятельность государства по целенаправленному использованию финансов
Выделяют три основных вида финансовой политики:
- классическая;
- регулирующая;
- планово - директивная.
До конца 20-х годов 20 века основным типом ФП большинства стран был классический ее вариант ФП основана на трудах классиковполитэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.
Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в 19 веке вопрос об изменении подходов к ФП. Осуществлялся переход к регулирующей ФП - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30 - 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.
В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится многоцелевым в области:
- экономического роста и занятости;
- денежного обращения;
- валютного курса;
- социальных факторов;
- структурной перестройки хозяйства.
Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.
Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития .
Для государственных предприятий действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода:
- вначале при помощи налога с оборота;
- затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли).
При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово-директивная ФП проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны).
В условиях нормального функционирования экономики использование такой ФП привело к отрицательным последствиям:
снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Содержание финансовой политики включает:
1) - разработку общей концепции развития финансов, основных направлений, определение целей и главных задач;
2) - создание адекватного финансового механизма;
- - управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.
В процессе выработки и реализации ФП обеспечиваются условия выполнения государственных задач.
Основными задачами финансовой политики являются создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся финансовых ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности в стране. ФП является эффективным орудием воздействия на экономические интересы.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач выделяют:
1) финансовую стратегию.
2) финансовую тактику.
Под финансовой стратегией понимают долговременный курс государства в области финансов, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.
В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируется основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования и намечаются принципы организации финансовых отношений. Для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического т социального развития составляются целевые программы.
Финансовая стратегия должна быть стабильной.
Под финансовой тактикой понимается краткосрочный курс государства в области финансов, направленный на решение задач конкретного этапа развития общества посредством своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.
Финансовая тактика должна быть гибкой, что определяется подвижностью экономических условий.
Взаимосвязь финансовой стратегии и тактики заключается в том, что финансовая стратегия создает возможности для решения тактических задач, а финансовая тактика посредством выявления решающих участков и узловых проблем, путем своевременной организации финансовых связей и переброски финансовых ресурсов позволяет решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансовая политика порождается экономическими отношениями (обусловлена экономикой), но в то же время обладает определенной самостоятельностью, которая определяется специфическими законами и логикой развития (оказывает обратное воздействие на экономику).
В этой связи большое значение приобретает государственное регулирование финансов, которое заключается в воздействии государства с помощью сконцентрированных в его руках финансовых ресурсов на приоритетные сферы экономики. Таким образом, в самой финансовой политике вырабатываются приоритетные направления.
По мере повышения уровня производительных сил финансовые мероприятия должны во все большей степени направляться на социальные потребности.
Отрыв ФП от экономики не только сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике, но и отзывается серьезными экономическими трудностями.
Финансовые решения должны приниматься по законам экономической логики и на основе серьезного анализа последствий.
В этой связи большое значение имеют:
- достоверная и полная информация как о процессах, протекающих в экономике, так и о результатах ранее проведенных в жизнь финансовых решений;
- соблюдение принципа обратной связи, служащего надежной основой для оценки эффективности финансовой политики.
Цель финансовой политики является повышение объемов и эффективности использования финансовых ресурсов. Эффективность проверяют ростом финансовой отдачи
При выработке финансовой политики следует учитывать:
- специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки;
- реальные экономические и финансовые возможности государства;
- соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, под которым понимается согласование мероприятий и их направление на выполнение основной задачи, а также тесная взаимосвязь взаимосогласованной финансовой политики с другими составными частями макроэкономической политики (денежно-кредитная, политика обменного курса рубля).
Основными направлениями использования финансовой политики и финансовых ресурсов являются:
- повышение деловой активности в стране;
- повышение благосостояния в стране;
- развитие производительных сил;
- развитие международных экономических отношений.
Финансовая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности, что достигается посредством определения рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства и доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.
В процессе выработки и проведения финансовой политики предусматривается направление части финансовых ресурсов на повышение материального и культурного уровня жизни народа, расширение социального обслуживания; мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном размещении на территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политика способствует укреплению и развитию международных экономических отношений. Власти должны заботиться о том, чтобы страна заняла достойное место в системе международного разделения труда и мировой экономике в целом. В этой связи необходима государственная поддержка экспортных отраслей, а также защита отечественных производителей. В то же время власти должны обеспечить доступ в страну импортных товаров, необходимых для потребления на внутреннем рынке.
Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая поли тика реализуется по нескольким направлениям:
- бюджетная;
- налоговая;
- денежно-кредитная;
- инвестиционная;
- институциональных преобразований;
- социальная.
Так как финансовая политика направлена на всю систему государственных финансов (государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды), ее составной частью является бюджетная политика, составной частью которой, в свою очередь, является налоговая политика.
Под бюджетной политикой понимается деятельность государства, направленная на обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы. Бюджетная политика включает мероприятия, осуществляемые органами власти и управления всех уровней.
Как известно, сумма дефицитов бюджетов за ряд лет образовывает государственный долг, От выбора источников финансирования дефицита бюджета и обслуживания государственного долга в последующем зависит стабильность экономики в целом и финансовой системы в частности.
Составной частью финансовой политики является налоговая политика, которая представляет собой , основанные на правовых нормах организационно-экономические мероприятия регулирующего характера, осуществляемые органами государственной власти всех уровней в сфере налоговых отношений с физическими и юридическими лицами.
К целям налоговой политики можно отнести:
1) обеспечение поступления налоговых доходов в объемах, достаточных для покрытия основной части бюджетных расходов в целях выполнения органами власти и управления возложенных на них задач;
2) содействие устойчивому развитию как экономики в целом, так и отдельных приоритетных отраслей и видов деятельности;
3) содействие развитию экономики отдельных регионов страны;
4) обеспечение соблюдения принципов налогообложения.
Инструментом налоговой политики являются льготы и санкции. Налоговые льготы могут применяться в целях поддержки:
- отдельных видов предпринимательской деятельности, в развитии которых заинтересовано государство;
- определенной категории предприятий (например, малых предприятий);
- предприятий, создающие рабочие места для пенсионеров и инвалидов;
- предприятий, занимающихся благотворительной деятельностью.
Налоговая политика формируется и реализуется органами власти и управления всех уровней в соответствии с их компетенциями в области налогообложения, то есть в соответствии с правом устанавливать, собирать и использовать налоги.
Важнейшая задача денежно-кредитной политики восстановление доверия в банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения, устойчивость национальной валюты. Ее задачи:
- совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
- сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
- пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
- усиление таможенного контроля.
Большую роль в активизации государственной политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
- приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
- передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
- инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
- вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
- приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
- структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и ЖКХ;
- совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
- усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
Финансовая политика имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
- выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
- разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
- сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
- реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансирование; внедрение элементов накопительного финансирование пенсий;
- упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенаселением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
- регулирование вынужденной миграции.
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
- повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
- создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
- развитие ипотечного кредитования;
- привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
Инструменты финансовой политики
Основными инструментами финансовой политики являются:
- Разграничение прямого и косвенного налогообложения.
- Управление государственными расходами.
- Управление дефицитом бюджета.
Разграничение прямого и косвенного налогообложения.
Основную часть бюджетных доходов составляют налоговые поступления.
Разграничение прямого и косвенного налогообложения представляет собой ведение прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков. Основными группами налогоплательщиков являются физические и юридические лица. Считается, что в рыночной экономике налоговое бремя должно быть смещено в сторону физических лиц. Основную часть населения в развитых странах составляет средний класс, доходы которого позволяют выдержать дополнительную налоговую нагрузку. Предприятия, напротив, должны освобождаться от чрезмерного налогового бремени, т.к. они являются основой экономики, играют главную роль в создании совокупного общественного продукта, создают рабочие места и, соответственно, выплачивают заработную плату.
Для смещения налогового бремени в сторону физических лиц, кроме прямых налогов на их доходы, вводятся также косвенные налоги акцизы, представляющие собой надбавку к цене товара.
Управление государственными расходами. Управление связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования экономики.
Государственные расходы имеют большое значение для экономики, так как направляются на структурную перестройку экономики, увеличение научно-технического потенциала, модернизацию и техническое переоснащение предприятий, на проведение природоохранных мероприятий, распространение экологически чистых технологий.
Управление дефицитом бюджета. Дефицит бюджета - превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами достаточно распространенное явление.
Дефицит может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами).
В первом случае превышение расходов над доходами является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
Во втором случае, превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами. При этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно.
Дефицит бюджета может также отражать кризисные явления в стране, ее развал, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры и соответствующие политические решения.
Вообще в условиях динамично развивающейся экономике с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит в количественно допустимых пределах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, т.е. сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, не должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2-3%.
Сокращение разрыва между расходами и доходами можно также достичь с помощью увеличения доходов и сокращения расходов.
5.Государственное регулирование финансов.
Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.
Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.
В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику, поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется МВФ и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.
Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение покупательной способности населения, уменьшение дефицита бюджета и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста, сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и съеденных инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.
В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.
Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее - государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.
Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.
Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, т.к. издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок налогов.
Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, либо за счет роста налоговых поступлений, что возможно при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде в мировой финансовой практике применяется редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. От государства требуется разработка твердой законодательной базы для соблюдения рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников ан собственные средства предприятий.
Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств РФ.
Необходим также контроль за общей массой денег в обращении и за определенной структурой платежных средств, в том числе более ликвидных. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из факторов роста цен.
Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономики.
6. Основные направления современной финансовой политики РФ:
В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.
1.Произошел перевод взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.
2. Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты получили большую самостоятельность в сфере расходования средства. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.
3. В формирование территориальных бюджетов стали учитываться трансферты (поступления из фондов финансовой помощи вышестоящих бюджетов), размер которых определялся по единой методике, учитывающий налоговый потенциал и численность населения территории.
4. Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов ЦБ РФ, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.
5.С созданием частных страховых компаний в стране начал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.
6. С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.
7. Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ФЗ, ФМС).
8. Существенные изменения произошли в управлении финансами, Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Федеральная налоговая служба, Счетная палата и др.)
Бюджетная политика. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности. Предпринимаются усилия по сокращению нерациональных затрат государства.
С 2005 г.внедрена новая система бюджетного учета как исполнения бюджетов РФ, так и бюджетного учета в бюджетных учреждениях, которая позволит отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результат их использования, а также давать возможность объективно оценивать активы и обязательства государства:
Для обеспечения социальных гарантий граждан, предусмотренных конституцией, с 2005г. принято решение о переходе на единые денежные выплаты (замена льгот натуральными денежными выплатами). С января 2006г. исполнение всех бюджетов РФ осуществляется через органы Федерального казначейства, что позволяет обеспечить прозрачность в прохождение бюджетных средств и целевой характер их расходования. Также с января 2006г. осуществляется финансирование национальных проектов в области здравоохранения, образования и т.д. В 2007г. перечень этих проектов значительно расширился. Одним из важных направлением бюджетной политики является сокращение государственного долга (как внутреннего, так и внешнего). С 2006г. для минимизации государственных расходов введен в действие ФЗ «О государственных контрактах, закупках». С июля 2006г.введены полная конвертируемость рубля, снятие всех ограничений с инвестиций в Россию и из России. Определен порядок использования и управления средствами Стабилизационный фонд РФ разделение его на Резервный фонд и фонд будущих поколений.
Согласно Концепции реформирования бюджетного процесса основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств является создание механизмов, при котором бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационных правовых форм. В этой связи д.б.предусмотрена возможность преобразования государственных и муниципальных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанностей финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.
Иными словами, государство не желает в дальнейшем финансировать по смете организации, непосредственно не обеспечивающие реализацию его управленческих функций и не относящиеся по своей природе к СГУ (прежде всего, речь идет об организациях социальной сферы образования, культура, здравоохранения). Именно поэтому в ноябре 2006г. был принят ФЗ «Об автономных учреждениях». Новая организационно-правовая форма основывается не праве оперативного управления, а на праве хозяйственного ведения (по аналогии с государственными и муниципальными унитарными предприятиями), запрещающем организации самостоятельное распоряжение недвижимым имуществом.
Однако, этот закон противоречит Гражданскому законодательству РФ. Во-первых, потому, что право хозяйственного ведения принадлежит исключительно коммерческим организациям. Во-вторых, полный отказ государства от субсидиарной ответственности по долгам некоммерческой организации, основанной на праве хозяйственного ведения, не соответствует ГК РФ и т.д.
Тем не менее, намерения государственной власти сохранить бюджетное финансирование только для учреждений СГУ однозначно будут реализованы (даже если для этого потребуется изменить основополагающие нормы гражданского законодательства РФ). Бюджетные учреждения в сфере образования, культуры, здравоохранения должны быть готовы к преобразованию в иную организационно-правовую форму.
При этом государством обязательно будут найдены новые способы оказания индивидуальных бюджетных услуг социального характера. Таких способов может быть несколько:
- оказание индивидуальных услуг социального характера бюджетными учреждениями, финансируемыми по смете доходов и расходов;
- приобретение услуг государством на рынке путем размещениям государственного социального заказа;
- создание условий для того, чтобы потребитель услуги самостоятельно выбирал ее поставщика.
Первый способ в настоящее время не годится по следующим причинам. Во-первых, сокращение налоговой нагрузки, необходимое для развития российской экономики, естественно, влечет за собой сокращение бюджетных расходов, Во-вторых (и это самое главное), российские налогоплательщики должны быть твердо уверены в том, что за свои деньги они не получат недобросовестного конкурента в лице государства на рынке товаров (работ, услуг)
Второй способ также вряд ли можно признать оптимальным, ведь когда исполнителей госзаказа выбирает государство, а не потребитель услуг, у них исчезают всякие стимулы для повышения качества предоставляемых услуг.
Таким образом, наиболее приемлемый способ на сегодняшний день это третий способ, при котором именно потребитель будут выбирать, куда ему обратиться за оказанием услуги социального характера, оплачиваемой из бюджета. Пионером в этой области стала сфера образования - ГИФО (Гос.именные финансовые обязательства, ЕГЭ как единый способ оценки качества предоставляемых образовательных услуг). В здравоохранении ведение для беременных сертификатом.
Комментарии ЖКХ, накопительная часть ПФ.
После принятия ФХ учреждения сферы образования и культуры в первую очередь получат возможность преобразования в новую организационно-правовую форму. Несколько сложнее обстоит дело с учреждениями здравоохранения, несмотря на то, что данная сфера особенно нуждается в преобразованиях. Статья 41 Конституции РФ гарантирует бесплатную медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а не в каких-либо иных некоммерческих организациях. Поэтому масштабная реформа в сфере здравоохранения может быть начата только лишь при условии внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ.
Направления финансовой бюджетной политики:
- Снижение налоговой нагрузки на экономику
- Упорядочение государственных обязательств
- Концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач
- Снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен
- Создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Проведение налоговой реформы должно снизить налоговую нагрузку, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков и повысить уровень управления всей системой налогообложения (Единая ставка налога на доходы, снижение ЕСН, НДС и т.д.). Выпадающие в связи с этим бюджетные доходы д.б. покрыты за счет повышения собираемости налогов.
В рамках обязательств государства произведен переход к адресной социальной поддержке граждан, замена льгот ЕДВ. Предстоит сокращение, а затем полный отказ от покрытия убытков предприятий ЖКХ. Основным источником их доходов будет не бюджетная дотация, а платежи от потребителей их услуг.
Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих.
Главными приоритетами в бюджетных расходах будет его социальная направленность, обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, судебная реформа, воспроизводство научного потенциала.
Финансирование учреждений социальной сферы будет организовано таким образом, что размер бюджетных расходов должен находиться в зависимости от конечных результатов их деятельности.
Финансирование расходов на оборону будет базироваться на утвержденной военной доктрине. Расходы будут учитывать необходимость перевооружения армии при сокращении численности отдельных родов войск и поэтапном переводе части армии на профессиональную основу.
Поддержка судебной системы одна из важнейших функций государства. Необходимо добиться независимости судей, в т.ч. от региональных властей.
В целях снижения зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен будет осуществляться поддержка российских предприятий, выходящих на мировые рынки с продукцией высокого качества.
Ключевой задачей является совершенствование межбюджетных отношений. Должно быть проведено четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы и создание нового механизма финансовой поддержки территории. В связи с принятием ФЗ «Об основах местного самоуправления» с 2006 года этот механизм начал действовать на территории РФ.
Важное направление финансово-бюджетной политики создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усиливает контроль общества за использованием бюджетных ресурсов, обеспечивает открытость и прозрачность всех бюджетов и бюджетных процедур. С 2006г. обеспечивается конкурсность при проведении государственных и муниципальных закупок и заказов.
Осуществление перечисленных мероприятий позволит обеспечить укрепление государственных и территориальных финансов, ускорить экономическое и социальное развитие нашей страны.
PAGE \* MERGEFORMAT 16
СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ