Настоящее, прошлое, будущее в пьесе «Вишневый сад»


Настоящее, прошлое, будущее в пьесе "Вишневый сад» Конец девятнадцатого — начало двадцатого — время из­менений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошло­го. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе "Отцы и дети». У него это яркий конфликт, зачастую разрешающийся спорами. Антон Павлович Чехов по-иному взглянул на проблему. У него нет внешних столкно­вений, но читатель чувствует глубокую внутреннюю трагедию. Рвутся связи между поколениями, и, что самое страшное, рвут­ся обыденно.

Для нового поколения, которое в пьесе представ­ляют Аня и Петя, уже не существует тех ценностей, без ко­торых жизнь старшего, то есть Раневской, Гаева, не имеет смысла. Ценности эти в пьесе олицетворяет вишневый сад. Он — символ прошлого, над которым уже занесен топор. Жизнь Любови Андреевны и ее брата не может существовать раздельно от вишневого сада, но вместе с тем они ничего не могут сделать для сохранения его. Раневская просто бежит от своих проблем. После смерти сына она, бросая все, уезжает в Париж. После разрыва с любовником вновь возвращается в Россию, но, об­наружив на родине неразрешимые проблемы, вновь хочет бе­жать во Францию.

Гаев силен лишь на словах. Он говорит о богатой тетке, о многом другом, но в действительности и он понимает, что множество рецептов предлагается лишь при не­излечимой болезни. Их время уже прошло, а наступило время тех, для кого красота заключается лишь в пользе. Таковым был Лопахин. Говорят о нем по-разному: то он "хищник», то — "тонкая и нежная душа».

В нем сочетается несовместимое. Человек, который любит Любовь Андреевну, всей душой сочувствует ей, не понимает прелести вишневого сада. Он предлагает сдать в аренду имение, разбить его на дачи, Не сознавая, что это будет концом не только вишневого сада, но и его хозяев. Две противоположности боролись в этом че­ловеке, но, в конце концов, победило рационалистическое зерно. Он не может сдержать радости, что он, бывший холоп, становится владельцем вишневого сада.

Он начинает вырубать его без всякого сожаления. Лопахин поборол в себе любовь к Раневской, не хватило смелости у него и жениться на Варе. Варя — приемная дочь Раневской — по существу была хозяйкой вишневого сада во время длительных отсутствий своей матери. У нее находятся ключи от имения. Но она, которая в принципе могла бы стать хозяйкой, не хочет жить в этом мире. Она мечтает о монашестве, о странствиях.

Действительной наследницей Любови Андреевны и Гаева можно было бы посчитать Аню. Но, к сожалению, она таковой не является. Аня с Петей олицетворяют будущее. Он — "веч­ный студент», своими философскими речами напоминающий Гаева; она — образованная девушка, его невеста. На Аню очень влияют Петины речи. Он говорит ей, что вишневый сад в крови, что его нужно ненавидеть, а не любить. Она же во всем согла­шается с Петей и восторгается его умом. И как страшный итог звучит вопрос Ани: "Почему я больше не люблю вишневого сада?» Аня, Любовь Андреевна, Гаев — все они, по существу, предают свой сад, сад, который они приручили, но за который не способны постоять.

Трагедия старшего поколения в неспо­собности защитить свое прошлое. Трагедия же настоящего и будущего поколений — в неспособности оценить и понять цен­ности прошлого. Ведь нельзя же, чтобы символом целого по­коления стал топор. Чехов в пьесе описал три поколения, рас­крыл перед читателем трагедию каждого из них. В наше время проблемы эти также актуальны. И на рубеже XX — XX