Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «В гостях у профессора Водолея»
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группеКонспект занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у профессора Водолея "
Автор: учитель-логопед: Червякова Татьяна Васильевна, МДОУ детский сад «Родничок»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы по теме «В гостях у профессора Водолея». Данный материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует развитию у детей навыков измерения объема, логического мышления, речи, внимания, памяти.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
1. Познакомить с приемом непосредственного сравнения предметов по объему (вместимости).
2. Формировать представление о том, что сравнивать объемы жидких тел можно тогда, когда измерения ведутся одной меркой.
3. Вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью мерки.
Демонстрационный материал: 4 сосуда для сравнения их по объему - два одинаковых по размеру и форме, но разные по цвету, третий по объему немного побольше, а четвертый – поменьше. При этом более высокий сосуд должен иметь меньший объем; два прозрачных сосуда одинаковой высоты, но разного диаметра; подкрашенная вода.
Раздаточный материал: на каждого ребенка – 1 стаканчик с жидкостью, 1 стаканчик пустой, мерный стаканчик, фишки.
Методическая литература:
1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». – М., «Баласс», 1998.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004..
Ход занятия.
(воспитательпоказывает детям конверт с письмом).
- Сегодня утром я получила письмо. Хотите узнать, что там написано? (Да).
- Тогда слушайте: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне на ковре-самолете. Ваш друг Профессор Водолей».
- Ребята, какое загадочное письмо. О чем нам хочет рассказать Профессор. Полетим к нему в гости? (Да, полетим).
- Тогда садитесь на ковер, закрывайте глаза, возьмитесь за руки и представьте, что мы летим над лугом, лесом, полем, озером (воспитатель в это время переодевается в «Профессора», звучит спокойная музыка).
- Вот и прилетели. Открываем глаза.
(воспитатель в образе Профессора встречает детей).
Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте! Ребята, а вы откуда? А вы знаете куда прилетели?
-Вы прилетели к профессору Водолею. Профессор – это я. Я сегодня как раз проводил опыты с одним веществом. Угадайте, что это за вещество.
- Что в руках не удержишь и в решете не унесешь?
Дети: вода
Профессор: Правильно, это вода. Как раз с водой я и проводил свои опыты.
- Обратите внимание, у меня на столе разные сосуды. Хотите узнать в который из них уместиться больше воды?
- А как это узнать?
- Оказывается, надо сравнить эти сосуды с помощью переливания: налить воду в один сосуд, потом перелить в другой и посмотреть, что получится. (показывает)
- Наполним белый стакан до краев и перельем из него воду в синий стакан. Видите, и второй стакан наполнился до краев, а в первом ничего не осталось. Значит в эти стаканы умещается одинаковое количество воды.
– Как вы думаете, какой из этих сосудов больше – бутылочка или баночка?
- Вы думаете бутылочка, тогда давайте проверим. Берем бутылочку и переливаем в нее воду из белого стаканчика и что же мы видим, сосуд наполнен до краев, а в стаканчике еще осталась вода.
- Возьмем баночку, нальем в неё воду из синего стакана и что же мы видим. Вся вода из стаканчика вылита, а в банке еще осталось место для воды. Это значит, что в банку уместится больше воды, чем в бутылочку.
– А теперь скажите-ка мне, чем мы сейчас с вами занимались?
Дети: Искали, в какой сосуд уместится больше воды.
Профессор:Ребята, это свойство сосудов называется объем или вместимость. Повторите.
- Зависит ли объем сосуда от его цвета? Высоты?
- Правильно, не зависит. Более высокая бутылочка оказалась меньше по объему.
- Что важно, когда мы сравниваем объем?
- Когда мы сравниваем объем важно больше или меньше воды в нем уместится.
– А сейчас вы сами попробуете с помощью переливания воды сравнить сосуды.
- Подойдите к столу, возьмите сосуды. Сравните их по объему и расскажите, как вы будете это делать. Молодцы! Вы очень сообразительные.
– Сейчас проведем очень интересный опыт.
- Для этого возьмем низкий и широкий сосуд и высокий и узкий сосуд. В эти сосуды буду наливать воду из стаканчика, наполненного до краев водой.
- Ребята, в каком сосуде воды больше?
(дети указывают на высокий узкий сосуд)
- Вы, очевидно, так думаете, глядя на высоту столбика воды в сосуде.
- Из этого опыта видно, что объем налитой воды определяется не высотой столбика воды, не цветом и формой сосуда, в который она налита, а тем, больше или меньше места она занимает.
- Как это проверить? (с помощью переливания).
Динамическая пауза:
А теперь попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и потянулись, наклонились, разогнулись,
Вдох и выдох – улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
(детисадятся за столы).
- Молодцы! Занимайте свои места за столами, только тихо. В моей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без моего разрешения.
Профессор:
- Ай-яй-яй! Произошло досадное недоразумение. Я забыл подписать сосуды с живой и мертвой водой. Как же узнать, где живая, а где мертвая вода? Ах, да! Я вспомнил, что живой воды было больше.
- Вы я вижу ребята сообразительные и поможете мне с этим ответственным делом.
- Как узнать, сколько воды в этих сосудах?
- А на самом деле, воду надо измерить мерками и сравнить количество мерок.
- А можно ли измерить жидкость из одного сосуда стаканчиком, а из другого баночкой?
- Конечно же нет, друзья мои. Измерение будет неверным. Сравнивать по объему можно тогда, когда мерки одинаковые.
- Приступим к измерению. Меркой будет служить маленький стаканчик. Наполняем его до краев, выливаем и только после этого выкладываем фишку. Своим помощником я назначаю Егора. Сколько фишек получилось? (Четыре).
- Четыре мерки уместилось в сосуде, где уровень жидкости выше.
- Измерим количество жидкости в другом стаканчике. Сколько мерок получилось? (пять)
- Так, что же это, ребята, оказывается воды больше в том сосуде, где уровень воды ниже.
- Почему так получилось?
- Да потому что этот сосуд больше по объему. По высоте уровня жидкости нельзя судить об ее объеме.
- Молодцы, вы помогли мне справиться с таким трудным заданием.
- Ну, раз вы мне помогли, то наверняка поможете и моему давнему другу, доктору медицинских наук – Айболиту. Поможете?
- А дело вот в чем. Айболит купил в аптеке микстуру для своей больницы. Но не знает, сколько же микстуры содержится в каждом стаканчике.
- Ребята, а вы сможете узнать сколько в стаканчике микстуры?
- А как вы узнаете? Что нужно сделать?
- Правильно, измерить
- А теперь расскажите, как вы будете измерять?
- Правильно с помощью мерки. Мерку наполняем до краев. После того как вылили из мерки в стаканчик, выкладываем фишку.
- Приступаем к работе. Работаем аккуратно, не проливая микстуру.
- Закончили. Теперь каждый про себя посчитает свои фишки. Сколько мерок у вас получилось?
- Ну что, понравилось вам измерять жидкость?
- К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. А вы ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях?
- А теперь садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в детский сад.
(Дети садятся на коврик, закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает костюм «Профессора», звучит спокойная музыка).