Первый раз в первый класс



Первый год обучения в школе - очень сложный адаптационный период в жизни ребёнка. Меняется его место в системе общественных отношений, очень сильно меняется уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену повседневным играм, приходят ежедневные учебные занятия, которые требуют от ребёнка большей сосредоточенности, усидчивости, активизации внимания, напряжённого умственного труда. Известно, что для ребёнка в возрасте 6-7 лет очень трудна, такая статичная нагрузка, так как в этот период времени двигательная активность ребёнка становится в 2 раза меньше, чем была до поступления в школу. Ребёнка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему предстоит: установить новые контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной деятельностью. Именно в первом классе закладываются основа отношения ребёнка к школе и обучению. Для того чтобы ребёнок благополучно прошёл этот этап своей жизни, его родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния своего ребёнка. С первых дней обучения в школе у детей вызывают трудности многие стороны учебного процесса, например такие, как высиживать урок в одной и той же позе, сложность не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые иногда появляются в изобилии. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению. Первые 2-3 месяца после начала обучения, являются самыми сложными. Ребёнок переживает "эмоциональный дискомфорт" из-за непонимания требований учителя, об особенностях и условиях обучения, нормах поведения в коллективе. Это вызывает состояние внутреннего напряжения, настороженности и тревожности. Такое психическое состояние, может привести к дезадаптации. У детей может измениться поведение, те, кто был шумными и крикливыми, могут стать скованными и робкими и так же наоборот. Адаптация к школе имеет две стороны: социально - психологическую и физиологическую. Социально - психологические аспекты адаптации рассмотрены выше. Организм ребёнка должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация. Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся всегда происходит. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и положительные результаты, учитывая социально - психологические и физиологические особенности первоклассников.