Погружение в Пушкина: история с продолжением


В 9-м классе главным пушкинским впечатлением становится, конечно, «Евгений Онегин». Кроме него, мы также читаем следующие произведения: «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (фрагмент), «Кавказский пленник», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Последние дни» М. А. Булгакова.

Характер вопросов к тексту меняется: в 9-м классе они основываются уже не только на самом тексте, но и на письмах, критике, фактическом материале. Разнообразие источников направлено на воспитание культуры мышления, и в первую очередь на развитие умения проводить аналогии — и хронологические, и исторические, и общекультурные.

Вот примеры вопросов и заданий к некоторым из перечисленных произведений.

«Кавказский пленник»

1. Назовите русских поэтов — современников Пушкина, романтизировавших тему Кавказа в своём творчестве.

2. В одном из писем автор определяет жанр «Пленника» как “романтическое стихотворение”. Определите характерные черты, подтверждающие его слова.

3. Кому посвящена поэма «Кавказский пленник»? В нескольких словах расскажите об этом человеке.

4. Среди первоначальных набросков поэмы были найдены три варианта плана:

А. (Буря. Бешту. Песни. Игры. Черкес. Дева. Воспоминание. Прощ. Портр…). Нападение. (Война. Прощание). Побег.

B. Черкес. (Табун). Бой. Бег. Аул. Хата. Дева.

С. Аул. Пленник. Дева. Любовь. Бешту. Черкесы. Пиры. Песни. Воспоминания. Тайна. Набег. Ночь. Побег.

Какой из трёх вариантов стал окончательным?

5. В письме к Гречу от 21 сентября 1821 года Пушкин писал: “Хотел было я прислать вам отрывок из моего «Кавказского Пленника», да лень переписывать; хотите ли вы у меня купить весь кусок поэмы? Длиною 800 стихов; стихи шириною 4 стопы; разрезано на две песни. Дёшево отдам, чтобы товар не залежался”.

    По каким причинам поэт так говорит о своей поэме? С помощью примеров подтвердите описанное Пушкиным построение поэмы.

6. Письмо Пушкина Вяземскому (14 октября 1823 года): “1) Под влажной буркой. Бурка не промокает, и влажна только сверху, следственно, можно спать под нею, когда нечем иным накрыться, — а сушить нет надобности. 2) На берегу заветных вод. Кубань — граница. На ней карантин, и строго запрещается казакам переезжать…”

Объясните, почему Пушкину понадобилось комментировать эти выражения?

7. «Вестник Европы» писал о Черкешенке, что она “есть истинная дочь Кавказа, и портрет её должен висеть подле портрета Душеньки в галерее красавиц, созданных русскими стихотворцами”. С героиней какого произведения сравнивает критик Черкешенку?

8. Письменно прокомментируйте следующие слова Вяземского: “…Лицо её совершенно поэтическое. В ней есть какая-то неопределённость, очаровательность. Явление её, конец — всё представляется тайною. Мы знаем о ней только одно, что она любила, и довольны…”

9. Кто из русских поэтов хотел таким образом “переписать” «Кавказского пленника»: “Пленник не один, у него есть товарищ по несчастью, с которым он вместе грустит о своей судьбе. Его спасает Черкешенка и бежит вместе с ним, но злая пуля черкеса настигает беглеца, а Черкешенка бросается в Терек, к отчаянию её отца, оказавшегося убийцей Пленника”.

10. Объясните значение следующих слов: Громада, ланита, елень, кинжал булатный, спрянуть.

11. Объясните значение следующих выражений: Обнял грозное страданье, с сумрачной зарёй, жаждет сени гробовой, рог луны сребристой, престолы вечные снегов, светила ночи затмевались.

12. Напишите размышление о фигуре Пленника, руководствуясь словами самого Пушкина: “Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи XIX века”.

«Скупой рыцарь»

1. «Скупой» и «рыцарь» — совместимы ли эти понятия?

2. Чем различается любовь к деньгам у Барона и у жида?

3. Прокомментируйте слова критика: “Скупой — это голодный, который, сидя за столом, убранным его любимыми яствами, предпочитает умереть с голода, так как слишком любит эти яства для того, чтобы, съев, уничтожить их…” (Н. Минский).

«Пир во время чумы»

1. “В них сказалась вся разительная противоположность двух миросозерцаний — святой наивности и демонизма…” (Ю. Айхенвальд). О каких составляющих «Пира» идёт речь?

2. Если “маленькие трагедии” — это трагедии о страстях: к деньгам («Скупой рыцарь»), к женщине («Каменный гость»), к славе («Моцарт и Сальери») — о какой страсти говорит «Пир во время чумы»?

3. На портретах Ван Дейка запечатлены англичане XVII века. Их взгляды можно назвать взглядом из того времени. Какие качества человека, современного сюжету «Пира во время чумы», вы можете прочитать по его взгляду?

4. Считается, что образ пира постоянно присутствует в “маленьких трагедиях”: “пир” Барона перед его сундуками; “пир”, на котором Сальери убивает Моцарта; пир, на который Дон Гуан приглашает Командора; пир во время чумы. Какой пир мог бы изобразить Пушкин в ненаписанной, но задуманной им пьесе об Иисусе?

Можно провести в Третьяковской галерее экскурсию «Четыре портрета Пушкина» (О. Кипренский, Н. Ге, В. Тропинин, Г. Чернецов).

Вопросы к экскурсии

1. Перечислите русских писателей, изображённых на этюде Г. Чернецова.

2. Какой из портретов Пушкина называют портретом “байронического типа”?

3. По чьему заказу О. Кипренским был написан портрет Пушкина?

4. На портрете кисти Тропинина найдите предметы-символы. Расскажите их историю.

5. Кому из художников Пушкин посвятил строки:

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца скромных Муз,

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но — чудо! — зеркало мне льстит…

Любопытный эффект достигается при чтении «Последних дней» М. Булгакова. Спросим ребят, почему главный герой так и не появляется на сцене? Почему максимум его действия — это тень, промелькнувшая где-то на заднем плане? Отчего родился этот образ: Пушкин без Пушкина? Получается, что величайший русский поэт — фигура для многих условная, автоматически признаваемая, а большинством он так и не прочитан по-настоящему. Учащимися был проведён соцопрос на тему «Если произносят слово “великий русский поэт”, кого вы себе представляете?». Около 70%, как и предполагалось, назвали Пушкина. Однако на просьбу процитировать что-нибудь из “великого русского поэта” отозвались всего 10% из этих семидесяти…

В 10-м классе «Борисом Годуновым» фактически заканчивается “пушкинское погружение”.

Вопросы и задания к трагедии «Борис Годунов»

1. Автор «Беседы Валаамских чудотворцев» ещё при Иване Грозном предсказывал частые смены царей в смутное время: “Царие на своих степенях царских не возмогут держатися и почасту пременятися станут”. Перечислите правителей Смутного времени, назовите годы их правления.

2. Одно из первоначальных заглавий «Бориса Годунова» выглядело так: “Драматическая повесть. Комедия о настоящей беде Московскому Государству, о Царе Борисе и о Гришке Отрепьеве. Летописи о многих мятежах и пр. Писано бысть Алексашкою Пушкиным в лето 7333 на городище Ворониче”. В каком значении применяется здесь слово “комедия”? Что такое “городище Воронич”?

3. Пушкин не определяет жанр «Бориса Годунова». Известно, что в письмах он обозначает его как трагедию, но иногда называет романтиче­ской драмой. Мнения критиков также расходятся: историческая драма, трагедия, “эпическая поэма в разговорной форме” (Белинский), сцены, хроника И так далее. Как бы вы определили жанр поэмы? Обоснуйте своё мнение.

4. Почему поэма посвящена Н. М. Карамзину?

5. Из текста поэмы перепишите в тетрадь все топографические названия и исторические имена, упомянутые в тексте поэмы.

6. До цензуры III Отделения и Николая I трагедия заканчивалась таким образом:

Мосальский. …Что же вы молчите? Кричите: Да здравствует царь Дмитрий Иванович!

Народ. Да здравствует царь Дмитрий Иванович!

Какая концовка кажется вам более логичной и выразительной? Почему?

7. Посмотрите, как описывает Бориса Годунова князь Катырев-Ростовский в своей повести: “Бысть же той Борис — образом своим и делы многих людей превзошед; никто бы ему от царских синклит подобен во благолепии лица и в рассуждении ума его; милостив и благочестив… и в царствующем граде многое дивное о себе творяше во дни власти своея”. Другой русский писатель — дьяк Иван Тимофеев пишет следующее: “…в ответах всем сладок, беспомощным и вдовицам отмститель скор” И отмечает, что у его преемников на престоле была только “тень” его разума. Заканчивает Иван Тимофеев жизнеописание Бориса так: “В час же смерти его никто не весть, что возодоле” — какая сторона его дел, благая или злая, перетянула весы. А какое впечатление о Борисе сложилось у вас после прочтения пушкинской трагедии?

8. Выясните происхождение слова “юродивый”. Почему действиям юродивого в поэме придаётся такое значение? Какую роль играли юродивые в реальной жизни общества?

9. “Шекспиру подражал я в вольном и широком изображении характеров, в необыкновенном составлении типов и простоте; Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени”. Прокомментируйте эти слова Пушкина.

10. Рассмотрите картину К. Маковского «Убиение Фёдора Годунова». Перескажите её сюжет, пользуясь текстом поэмы.

11. В чём, на ваш взгляд, заключается трагедия власти?

И несколько текстов для чтения и обсуждения на тему «После Пушкина» (10–11-й классы): Речь Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину; стихи Я. Полонского, А. Плещеева, А. Голенищева-Кутузова, посвящённые открытию памятника Пушкину; М. Цветаева. «Мой Пушкин»; Г. Адамович. «По широким мостам…»; И. Северянин. «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!», «Пушкин»; В. Сирин. «Смерть Пушкина»; Г. Иванов. «Медленно и неуверенно месяц встаёт над землёй…»; Н. Туроверов. «Задыхаясь, бежали к опушке…»; Архиепископ Иоанн (Шаховской) из «Поэмы о русской любви»; Декларация о ежегодном всероссийском чествовании памяти Пушкина (11 января 1921 года).