Доклад РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ У УЧЕНИКОВ ОСОЗНАННОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ЗНАНИИ И УВАЖЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА РОССИИ


РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ У УЧЕНИКОВ ОСОЗНАННОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ЗНАНИИ И УВАЖЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА РОССИИ.

Павлова Н. А., учитель высшей категории

МБОУ «Начальная школа-детский сад»,

Города-курорта Железноводска

Ставропольского края

Каждый регион РФ уникален, имеет неповторимое этнокультурное своеобразие. Наш край не исключение - является одним из самых многонациональных в стране. Ставрополье граничит со многими республиками Кавказа. И самая главная проблема, которая стоит перед учителями – это донести до детей о важности сохранения и уважения всех культурных традиций народов живущих рядом друг с другом.

Воспитание и гармонизация межнациональных отношений учащихся в образовательном пространстве - одна из наиболее острых проблем педагогики, ставшая особенно актуальной в современных условиях. Известно, что человек входит в человечество через национальную индивидуальность, в нем есть черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные, национально-этнические, национальные духовные типы и культуры. Все это естественным образом дополнительно актуализирует проблему воспитания и гармонизации межличностных и межнациональных отношений. Нравственное здоровье и духовные силы своего и других народов, всего человечества, проблемы исторической памяти волнуют сегодня всех, потому что все это влияет на благополучное существование рядом с людьми разных национальностей и религий. Современная школа не может оставаться в стороне от этих проблем, ее задача – помочь построить обучение и воспитание на основе духовно-нравственных ценностей, учитывая все национальности, религии, культуры. Поэтому, я считаю, и был введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» - Один из компонентов системы духовно-нравственного воспитания учеников. Самое, на мой взгляд, важное, что курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. А идея этого нового предмета, с родительской точки зрения, проста - если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.

Мой опыт работы по модулю «Основы мировых религиозных культур», показывает, что детям интересен этот предмет, и они с желанием его изучают, а также сами принимают активное участие в создании презентаций и проектов по темам курса. Для того чтобы дети не теряли интерес к урокам я строю свои занятия таким образом, чтобы они были содержательными, доступными для возраста, имели связь с жизнью, были увлекательными и запоминающимися, а также, которые могли включать в процесс творчество учеников. Ребенку интереснее самостоятельно решать проблемные вопросы. Для мотивации ребенка на то, чтобы он сам находил ответы, нужны соответствующие задачам формы и виды организации образовательного процесса. В своей практике на уроках мы часто с детьми используем тематические игры и путешествия, экскурсии, уроки-праздники (особенно о традициях народов), уроки-интервью, мини-проекты. Очень часто, готовясь к уроку, я создаю клипы, которые способствуют мотивации о значимости той или иной темы урока. Бывают серьезные нравственные темы, во время объяснения которых я часто слышу вопрос от учеников: «А зачем нам это нужно?». Поэтому, я считаю, что учитель, который преподает этот непростой предмет, должен иметь глубокие знания о культуре и религиях других народов, уметь ответить на любой спорный житейский вопрос, а в процессе обучения, умеющий найти нужные формы и методы для конкретного урока. Как учитель, я понимаю, что для комплексного изучения предмета нельзя обойтись без проектной деятельности. Проектная деятельность – это, прежде всего, способ проверки полученных знаний, умений и навыков, а также метод проектирования помогает сформировать информационную культуру. Детям всегда интересна та информация, которая поступает от сверстников. При этом проводится исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и ознакомительно-ориентированная деятельность. Здесь еще надо учесть привлечение в этот процесс родителей учащихся, которые с большим интересом делятся своим опытом, рассказывают о своих культурных и религиозных традициях семьи и национальности. На свои уроки я часто приглашаю родителей, выдающихся деятелей города, работников музея, учителей истории, священнослужителей. Все это помогает детям прочувствовать и понять значимость сохранения культурного наследия нашего города, края, страны. Очень часто некоторые мероприятия выходят за рамки учебного процесса, так как недостаточно урока, чтобы максимально раскрыть тему урока. Дополнительные занятия для всех и для отдельных творческих групп, индивидуальные консультации проводятся почти систематически, по мере необходимости. Также на уроках используется деловая игра, так как в игровой форме любая информация усваивается легче. Очень полюбилось детям разыгрывание сценок-ситуаций. Каждая тема, предложенная для изучения в рамках этого курса, может быть разыграна, а значит и ситуативно прожита в стенах аудитории. Глубоко прочувствовать нравственную тему урока поможет игра «Продолжи предложение». Дети высказывают свою точку зрения, тем самым формируют осознанное поведение, основанное на знаниях, полученных на уроках. Дети понимают значимость уважения культурных и религиозных традиций многонационального окружения. Каждый этап обучения очень важен. Я считаю, что и домашние задания должны быть не просто повторение изученного, а творческие и разнообразные, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Здесь могут быть предложены и подбор дополнительного материала к теме, и создания иллюстраций к уроку, и написание мини-сочинений, и написание писем-обращений к будущим поколениям, и обсуждение вопросов урока с родителями, а на повторение терминов хорошим заданием будет составление кроссвордов, ребусов. Детям нравится готовить задание в паре или группе, это воспитывает в них очень важные качества: чувство ответственности и коллективизма. Для особо эрудированных детей можно предложить задание придумать план к следующему уроку. Также учащимся нравится подбирать пословицы, поговорки, загадки к темам урока.

Всего один час в неделю для изучения мировых культур и религий – это так мало… Но и этого достаточно, чтобы донести до каждого ребенка важность уважения и знания культуры и религии тех, кто живет непосредственно рядом с нами, донести о нравственных ценностях и ориентирах. А сюда мы относим – уважение к родному языку и языкам других народов, культуре своих предков и культуре людей живущих рядом. Заинтересовать и предоставить знания – это еще не все. Полученные знания должны быть сохранены. А у детей, чтобы всегда было желание узнавать как можно больше о том, что они узнали на уроках по этому курсу. Еще одна немаловажная задача – раскрыть потенциал каждого ученика. Совместная работа учителя, учащегося и родителей – это важная проблема, осуществление которой поможет нашему обществу культурно и нравственно развиваться. Прежде всего, человек учится самостоятельности в духовной работе. Это позволяет избежать многих проблем как межличностных, так и внутренних. Внутренняя установка личности - это поступать согласно своей совести. А осознание ценности человеческой жизни позволит грамотно выстраивать отношения в семье и обществе.

Российская Федерация выступает с поддержкой предложений о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей. Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).

Изучение религиоведческих и культурологических дисциплин в системе образования Российской Федерации призвано формировать у обучающихся представление о религии как о социокультурном феномене, важной составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, способствовать осознанному и свободному выбору мировоззрения.

Иудейская, православная, исламская, буддистская культуры несмотря на кажущуюся разницу, имеют много общего. И это должны знать все образованные люди нашего общества. Поэтому курс ОРКСЭ важен для учителей, родителей и учащихся. Он позволит по-другому взглянуть на существующий нас мир. Заставит задуматься о том, как жить рядом с разными людьми в мире и согласии.

Литература:

Асмолов А. Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире [Текст] /А. Г. Асмолов. – М.: ФИРО, 2012. – 48 с.

Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Текст] /А. Г. Асмолов. – М.: ФИРО, 2015. – 73 с.

Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России [Текст] /Отв. ред. В. С. Магун. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006 – 327 с.

Гусельцева М. Образование и общество: гуманистическая перспектива [Текст] /М. Гусельцева //Образовательная политика. - № 1 (51). – 2015. – С. 24-44.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] //Http://Standart.Edu.Ru/

Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования [Текст]. – М.: Информационно-технологический центр, 2012.–15 с.

Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс] - Http://Www.Orkce.Ru/Official-Dokuments/

Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения [Текст] /В. Я. Стоюнин. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.

9. - мой личный сайт