Натурфилософская лирика Ф. И. Тютчева


Находясь с 1822 г. на дипломатической службе в Мюнхене и занимая незначительный пост в русском посольстве при дворе баварского короля, Тютчев как бы «между делом» занимался поэзией. Но уже в это время он ясно осознал, что его мировосприятие полнее и лучше всего выразится именно в лирике. В своих стихах он сосредоточивает внимание на самых главных вопросах бытия, проблемах жизни и строения природы, космоса. Тютчев пытается языком поэзии выразить глубоко волнующие его философские размышления.

Стихотворения Тютчева приобретают особую стилевую окраску, делающую их не похожими на произведения всех других поэтов.

В эти годы он создает наибольшее количество лирических шедевров, среди которых особенно выделяются стихотворения «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Цицерон», «Silentium», «Из края в край», «Сон на море», «Тени сизые смеси,-лись», «Фонтан» и некоторые другие, Тютчев как бы избирает в поэзии свой путь, который нередко уводил читателя в область философских размышлений, но именно на этом пути поэт достиг истинной глубины и силы.

Тютчевские стихотворения этого периода не подходят под традиционные жанровые категории, в них есть элементы одического и элегического стиля, иногда в них звучат и обличительные интонации, сатира. Но так как Тютчев — поэт-философ, то и сатира его носит «высокий» характер: это возвышенное, гневное обличение, проникнутое ораторским пафосом.

Большинство своих стихотворений Тютчев строит по принципу образного параллелизма. В первой части обычно рисуется картина природы, а во второй дается философское обобщение, которое объединяет пейзаж с человеческой жизнью и позволяет обнаружить в природе и человеке некие общие черты, придающие стихотворению внутреннее единство. Так построены стихотворения «Через ливонские я проезжал поля...», «Осенний вечер», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и др.

Такая композиционная гармония обеих частей стихотворения как бы выражает убеждение поэта в незыблемости внутреннего единства всех явлений природы, в состав которой входит и человек, в стройности и разумности этой мировой системы.

Но слова «пейзаж», «природа» следует понимать достаточно широко. Поэт нередко противопоставляет явления внешнего мира отдельной личности (бой часов в «Бессоннице», тени в «Тени сизые смесились...», ветер в «О чем ты воешь, ветр ночной?»). Иногда природное и человеческое начало так сильно переплетены, что создают у читателя ощущение неразделимости природы и человека («Ветер мглистый и ненастный..,», «Арфа скальда», «Летний вечер»).

В некоторых стихотворениях мы встречаемся с обратным параллелизмом, то есть описание переживаний человека предшествует картине природы. Это стихотворения «В толпе людей...», «К N. N..» и др. В стихотворении «И гроб опущен уж в могилу...» бездушие официального обряда (которое поэт, видимо, считает неизбежным) противостоит образу умершего, которому ничего этого уже не нужно, противопоставляется как бы бренность бытия человека и вечность природы:

А небо так нетленно-чисто,

Так беспредельно над землей

И птицы реют голосисто,

В воздушной бездне голубой...

В таких произведениях Тютчева нужно видеть символический смысл, выражение натурфилософских представлений автора, и в целом тютчевская поэзия 20-х — 30-х годов XIX века является натурфилософской.

Тютчева интересуют не картины природы, а наблюдения над стихиями природы как средство познания сущности бытия, всеобщих законов Вселенной. Такая поэзия вполне заслуживает названия философской.

Многие философские стихотворения Тютчева повторяют (каждое по-своему) один и тот же лейтмотив его лирики: необходимость слияния человека с природой как цель человеческого бытия. Но эта цель оказывается одновременно и концом индивидуальной, личной жизни человека. В этом заключается, по Тютчеву, трагизм человеческой жизни, ее мрачная, темная сторона. В момент слияния человек испытывает высшее блаженство, так жизнь и смерть идут рядом, кульминация жизни есть шаг в область смерти.