Конспект урока для 1 класса «Готовим детей к школе. Что это значит?»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Ленинского административного округа

Города Омска

Конспект урока для 1 класса «Готовим детей к школе. Что это значит?»

подготовила

педагог дополнительного образования

Дзюбан Екатерина Ивановна

г. Омск

«Готовим детей к школе. Что это значит?»

Перед родительским собрание проводится предварительная работа, родители получают анкеты и заполняют их, с детьми проводят анкетирование педагоги групп предшкольной подготовки

( см. приложение)

Примерный текст выступления.

1. Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

2.Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

    Умение считать, считать, писать

    Умение общаться со взрослыми и сверстниками

    Состояние здоровья

    Умение логически мыслить

    Умение организовать рабочее место

    Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

2. Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Специальная готовность: умение читать, считать, писать.

Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности:

- общей осведомлённости и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире;

- умственных операций, действий и навыков;

- произвольной регуляцией деятельности и поведения;

- познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;

- речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

Социально-коммуникативная готовность к школе ( складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником

Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать своё поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.

5. Вернёмся опять к вашим анкетам.

Отрадно, что все родители в подготовке детей к школе большую роль отводят себе:

    Чтение книг, с последующим извлечением идеи прочитанного;

    Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу;

    Привитие желания к учёбе

    Развитие самостоятельности и ответственности

    Научить слушать

    Научить усидчивости и вниманию

И, конечно же, немалая роль отводится и группам предшкольной подготовки:

    Дать детям знания в системе с постепенным усложнением

    Развитие мелкой моторики руки

    Пробудить в ребёнке заинтересованность к учёбе

    Физическое развитие ребёнка

    Развитие логического мышления

    Научить ребёнка общаться со сверстниками

    Специально подготовить ребёнка: счёт, письмо, чтение.

    Умение общаться со взрослыми и сверстниками на занятиях « Я – успешен»

    Расширение кругозора на занятиях по «Краеведению и « Мир, в котором мы живём»

    Научить усидчивости и вниманию

    Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу, рисование;

Из ваших анкет мы узнали, что все дети выполняют какие – либо поручения по дому со взрослыми, т. е. они трудятся. Но не всегда это происходит систематически. А чаще бывает тогда, когда он хочет сам, когда это ему интересно, это ему нравится.

Но бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.

Если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.

Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.

В ваших анкетах был вопрос: является ли для ребёнка трудом следующее (перечислить).

Почти все из вас отметили: мытьё посуды, уборка игрушек, стирка носочков, полив растений.

Конечно же, нам, взрослым, кажется, что, например, вышивание, сервировка стола, самоделка из бумаги – это очень просто.

Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?

Труд предполагает всегда результат, который значим для других.

Виды труда:

    Художественно-бытовой труд

    Ручной труд

    Труд в природе

Следующий вопрос анкеты пытался выявить затруднения при организации труда ребёнка. Давайте вместе попытаемся найти выход из ваших затруднений.

    Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь ; будьте Рядом с ребёнком, а не Над , объяснитесь с ним на равных)

    Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)

6. Предложить родителям ознакомиться с ответами детей на вопросы: «Прочитайте, это будет Вам интересно. Может быть учтёте их желания в организации труда дома.

7. Решение педагогических ситуаций.

За Настей в группу предшкольной подготовки пришла мама. Она радостно рассказывает ей: «Мама, а мы сегодня цветочек рисовали!»

Мама Почему у тебя вся одежда в краске?

Настя Ирина Александровна сказала, что я очень старалась.

Мама Сколько раз тебе говорить – не пачкать одежду!

Настя Я этот цветочек для тебя рисовала

Мама Вот теперь пойдешь как грязнуля, больше не получишь нарядного красивого платья ( мама смяла открытку и запихала ее в сумку)

Девочка замолчала и стала нехотя одеваться, со слезами на глазах.

Вопросы: В чём мама допускает ошибку? (гаснет интерес, желание делиться). Как бы Вы поступили на её месте?

8. Чтобы вам легче было организовать труд детей дома, мы дарим вам памятки. Ознакомьтесь с ними. Если есть вопросы, мы на них ответим.

10. Детям предлагается присоединиться к родителям. Им даётся задание:

    назвать пословицы, поговорки о труде

    совместно с родителями смастерить поделку по усмотрению педагогов

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Анкета для родителей

В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):

    Умение читать и писать

    Умение считать

    Умение логически мыслить

    Ответственность и самостоятельность

    В Эмоциональной зрелости

    В Социально-коммуникативной готовности к школе.

    В Психологической готовности к школе

Какую помощь может оказать Вашему ребёнку группа предшкольной подготовки?

В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?

Рассказываете Вы ребёнку о своей профессии: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)

В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

От случая к случаю__________________

Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:

если да, то какие________________

В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)

Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)

    Мыть посуду

    Мастерить поделку из бумаги

    Поливать растения

    Стирать носки

    Убирать игрушки

    Строить из кубиков дом

    Сервировка стола

Ваши вопросы и предложения к педагогам групп предшкольной подготовки

2. Вопросы к детям

Кто убирает твои игрушки?

Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?

Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?

Хвалят ли взрослые тебя за твои труды?

Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?

«Ты очень хорошо потрудился!» - что это значит, как ты думаешь?

Если у тебя не получается какая-нибудь работа, или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

Кому ты больше любишь помогать маме или папе, почему?

Памятка для родителей

Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.

Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.

Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.

Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.

Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.

относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.

Никогда не используйте труд как средство наказания.

Не мешайте ребенку доводить начатое дело до конца, даже если вам надоело ждать и вы справитесь с этим в несколько раз быстрее.

Если результат труда ребенка вас не совсем удовлетворяет, не ругайте его, а похвалите и ненавязчиво порекомендуйте, как в следующий раз сделать лучше.

Список использованной литературы

Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. / Редкол.: Н. Н. Педъяков и др. - М, 2005. - 266 с

Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. - 374 с.

Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М.: Эксмо, 2015. - 464 с.

Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 2004 г., - №8, стр.80-83.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 2005. - 392 с.

Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебник для студентов Пед. ВУЗов. - Спб.: Питер, 2000 г. - 304 с.

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2005, - №8, стр.66-74.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. - 2004. - 208 с.;

Леонтьев В. Г. Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности // Вопросы психологии - 1986. - № 5.

Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002. - С.358.

Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001. - 256 с.

Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.