Конспект урока по истории Культура Древних Шумеров: письменность, религия, искусство и наука 10 класс


Предмет: История

Тема урока: Культура Древних Шумеров: письменность, религия, искусство и наука.

Класс: 10

ФИО: Безбородых Ольга Владимировна

Место работы: МОУ СОШ №3

Должность: учитель истории и обществознания.

Дата разработки: май 2015 год

Г. Алексеевка

Тема урока: Культура Древних Шумеров: письменность, религия, искусство и наука.

Цель урока: Познакомиться с культурой, наукой, искусством и религией древних шумеров.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с особенностями культуры Древних Шумеров. Дать представление о религии, науке, письменности и искусстве..

2. Продолжать развивать умения самостоятельной работы с учебным материалом, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать интерес к истории и культуре различных народов.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: Фронтальная, индивидуальная, работа в группе. Работа с текстом, заполнение таблицы, продуктивные методы.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: 4 компьютера, проектор, экран, учебная доска.

Структура и ход проведения урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Вывод. Рефлексия.

Объяснение д/з.

Часть урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

1-2 мин.

Приветствие, перекличка

Приветствие, подготовка к уроку

Актуализация знаний.

5-8мин.

Изучение нового материала.

15 мин.

Закрепление изученного материала.

Вывод. Рефлексия.

Объяснение д/з.

Фронтальный опрос учащихся. Опрос проводится по изученной на предыдущем уроке теме «Культура и верования в Древнем Египте». Внимание уделяется особенностям, по которым можно отличить египетскую культуру от других культур Древнего Востока.

Формулировка учителем темы урока.

Вступительный рассказ учителя:

Рабовладельческое общество и государство складываются в южной части долины рек Тигра и Евфрата, называемой Двуречьем (вся долина называлась Месопотамией, по-гречески - Междуречье).

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. К концу III тысячелетия до н. э. они смешались с семитскими скотоводческими племенами, проникшими в Двуречье из Сирийской степи. У шумеров не было единого государства, существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40 - 50 тыс. человек каждый.

Наследниками и продолжателями шумерской культуры, сосредоточенной в городах-государствах, стали семиты, поселившиеся на севере Двуречья. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете. Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Учитель готовит к уроку 4 папки с материалом. (Письменность, Религия, Наука, Искусство, ) каждая папка содержит как текстовый (Приложение 1) так и электронный материал (Приложение 3). Учитель проводит жеребьевку учащихся с помощью жетонов, на которых указана одна буква П, Р,Н или И. Затем те, кто вытащил жетоны с одинаковыми буквами объединяются в группу.

Учащимся дается следующее задание: внутри групп проработать полученный материал и подготовить сообщение, слайдовую презентацию (не более 5 слайдов) и викторину из 3-5 вопросов на заданную тему. Презентация не должна содержать объемный текстовый материал, должна иллюстрировать сообщение, визуально обогащать его.

Защита работ.

Викторина «Каверзные вопросы»

Учащимся предлагается систематизировать изученный материал с помощью приема «Кластер» (Приложение 2)

Вывод урока учащиеся делают самостоятельно.

Учащимся предлагается сделать сравнительный анализ культуры Древнего Египта и Древних Шумеров.

Исходя из темы, учащиеся ставят перед собой цель урока. Записывают тему урока в тетрадь.

В процессе жеребьевки учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает папку с материалами и занимает место у стола с компьютером. Участники группы дробятся на микро-группы, одни работают с текстом, другие готовят презентацию, третьи составляют вопросы викторины.

Учащиеся каждой группы представляют свой рассказ и презентацию по теме.

Те ученики, которые слушают сообщения, делают краткие записи в тетрадь по ходу повествования.

Представители от каждой группы, готовившие вопросы викторины задают их одноклассникам. По окончании всех вопросов определяется группа или ученик, набравшие наибольшее количество правильных ответов.

Учащиеся составляют кластеры, группируя материал в блоки или выделяя обобщающее все блоки понятие.

Приложение 1

Папка №1

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом - царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Шумеры видели в своей общинной религии прежде всего начало возвышенное, упорядоченное и светоносное. Об этом говорит написание слова «бог» — знак, обозначающий одновременно небо, звезду и властителя небесных звезд Ана. В божестве важна не сила (как у семитов) и не способность наделять мир различными благами (как у индоиранцев), а удаленность от суеты здешней жизни, ясный свет, испускаемый с небес на землю, и обладание наглядно воспроизводимыми законами, которым должно подчиняться все мироздание. Таково специфически шумерское понимание божества, нигде более на древнем Ближнем Востоке не встречающееся.

Боги-демиурги Шумера — силы, обладающие определенным характером и возможностями.

Ан — старейшина богов, существовавший еще до отделения Неба от Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегда советующим. По праву старшинства он управляет Собранием богов, но его голос в нем практически не слышен. Именно Ан является хранителем священных ME, которые после сотворения мира он передаст силам земли и подземных вод.

Энлиль (чье имя переводится как «владыка Ветер» или «господин Дуновение») — божество со множеством функций, сводящихся к одному смысловому ядру. Он повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и землей; он второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он господин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности, старающихся выгнать из своих владений человека; он устроитель гибельного потопа. В первоначальном своем виде Энлиль может быть понят как бог местности, противостоящей человеческому коллективу в работе по ее обживанию. Однако впоследствии он понимался только как бог-покровитель царской власти, карающий царя за пренебрежение к древним праздникам и постоянным жертвам. В качестве карающей руки Энлиля в этом случае выступали враждебные Шумеру горные племена, захватывавшие власть в стране. Энлиль — покровитель естественных законов, и прежде всего законов биологического возраста, старения и смерти. Он устраивает потоп потому, что вечная жизнь шумерских городов была бы противоестественной. Он поощряет борьбу соперников и победу сильнейшего из них. Именно в Ниппуре — городе Энлиля — существовал эталонный для Шумера календарь, предписывающий строго определенные действия в определенный месяц года, когда на небе восходит соответствующее созвездие.

Энки («господин земли») — сила, во многом противоположная Энлилю. Это прежде всего повелитель пресных и подземных вод; это создатель ипокровитель человечества; это умелец, искусник и маг, обучающий своим хитрым искусствам младших богов, с тем чтобы они передали его премудрость людям. Позднее Энки станет покровителем шумерских школ и писцового ремесла, хотя главная роль в управлении образованием достанется второстепенной богине Нисабе. Энки любит преодолевать естественный закон — именно его своевременный совет спасает семью праведника от потопа. Энки лечит больного, восстанавливает чистоту оскверненного, покровительствует любой попытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел. Он олицетворяет собой человеческий коллектив, пытающийся изменить первоначальные условия своего обитания, подчинить себе природу и закрепить в традиции навыки технологии и творчества. Энки не очень любим по понятной причине: он умеет преодолевать мировой порядок. К нему обращаются только в час серьезной опасности, угрожающей коллективу или отдельному человеку. В мирные дни Энки едва ли удостаивается жертв, редки и святилища, ему посвященные.

Думузи (имя переводится «истинный сын», но его значение неясно) — божество весенних процессов вегетации и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). Т. Якобсен, посвятивший Думузи большое исследование, указывает на его роль бога плодоносящей финиковой пальмы. Известны имногочисленные тексты о браке между Инанной и Думузи, также совершающемся весной. В канун летнего солнцестояния Думузи уходит в подземный мир, передавая земле свою плодоносную силу.

Инанна (имя переводится обычно как «госпожа неба», но это позднешумерское его толкование) — богиня планеты Венера, олицетворяющая силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является олицетворением женского начала в природе и обществе. Инанна — дева-воительница, она никогда не рожает, покровительствуя только самим отношениям между полами. Она всегда в конфликте с демиургами и их позитивной созидательной активностью. Плоды ее деятельности нельзя увидеть как статичные формы — это состояния, которые проступают изнутри человеческой души и из глубины внешнего мира природы.

Папка №2

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Своими геометрическими формами храмы шумеров удивительно напоминают современные сооружения. Основным строительным материалом служила глина.

В Художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н. э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н. э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н. э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н. э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

Шумеры высоко ценили исполнительское искусство, они создали свирель, флейту, бубен, арфу. Это, безусловно, связано с их математическими познаниями.

Папка №3

Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

У шумеров была развита математика, они пользовались шестидесятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: "клин" обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; "крючок" - 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д.

Папка №4

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н. э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

Приложение 2

Прием «Составление кластера»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т. е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.

В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

Например, задание: составьте кластер к слову… Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

Карточка основного понятия.

Предмет: История

Тема: Культура Древних Шумеров: письменность, религия, искусство и наука.

Понятие: Культура Древних Шумеров

Разработчик: Безбородых О. В. учитель истории и обществознания МОУ СОШ с УИОП№3

Дата разработки: май 2015

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое культура Древних Шумеров?

Культура Древних Шумеров– это самобытное искусство, религиозные верования, научные открытия, письменность народов, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода

2

Как получается (из чего состоит, достигается, функционирует) культура Древних Шумеров?

Складывается из специфической религии, письменности, науки и искусства.

3

Какие преимущества в жизни получит человек, понимая (хорошо зная) культуру Древних Шумеров?

Расширенный кругозор, умение ориентироваться в теме культуры древних народов. Знание некоторых аспектов культурологи, мировой художественной культуры.

4

Какие преимущества в жизни получит ученик, понимая (хорошо зная) централизованное государство?

Сможет справиться с заданиями ГИА/ЕГЭ, которые будут связаны с этим понятием. Сможет сравнивать культуру Древних Шумеров с культурой других государств.

5

Какие вероятные проблемы (негативные последствия) могут наступить, если человек не знает (не имеет представления, слабо знает) культуру Древних Шумеров?

Не будет достаточно квалифицированным, если его профессиональная деятельность как-то связана с этим понятием. Не будет компетентным в данном вопросе.

6

Какие вероятные проблемы (негативные последствия) могут наступить, если ученик не знает (не имеет представления, слабо знает) культуру Древних Шумеров?

Не даст правильный ответ на вопросы ГИА/ЕГЭ, в которых встретится данное понятие, как следствие получит меньший результат.

13