Конспект урока по истории Древнейший Рим
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Урок 50. Древнейший Рим
Цели: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.
УУД: Сравнивать Природные условия Греции и Рима.
Соотносить Время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.
Рассказывать Легенды, связанные с историей Рима.
Характеризовать Общественный строй, установившийся с возникновением Рима.
Использовать Карты ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.
Оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был контрольно-обобщающим.
Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1 План
Легенда об основании Рима.
Город на семи холмах и его обитатели.
Какое управление было в древнейшем Риме.
На доске: тема урока, новые слова: Патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.
1. Рассказ учителя.
Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима - последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н. э. и до конца V в. до н. э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители.
Сравним природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.
Работа по карте и беседа с учащимис с. 213).
Где находится Италия? (На Аппенинском полуострове.)
На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)
Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Аппенинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.)
Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)
Что можно сказать о рельефе этой страны? (В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции.)
Какие народы проживали на этом полуострове? (Галлы, этруски, латины, самниты.)
Какие племена проживали на территории Рима? (Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.)
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 1 § 44, познакомиться с легендой об основании Рима.
Беседа по прочитанному.
Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем.)
Кто спас малышей от гибели? (Волчица, а потом пастух и его жена.)
Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула.)
В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, так как Рим - по-латински Рома.)
Кто окружал и помогал Ромулу? (Ликторы, личная охрана Ромула.)
Сообщение учащегося о занятиях и быте жителей Рима.
Археологи доказали, что Рим возник в 753 г. до н. э. на холмах левобережья реки Тибр. Специалисты делят историю Рима на два основных периода. Первый из них - республика. Отсчет этого периода ведется с 510 или 509 г. до н. э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27 г. до н. э., когда к власти пришел первый римский император. В далекие времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили ослов, рогатый скот, свиней, коней. Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.
На завтрак римляне чаще всего ели хлеб или пшеничные бисквиты с медом, инжиром и маслинами. Завтрак они запивали вином или водой. Трандей (второй завтрак) состоял из хлеба и пищи, оставшейся от вчерашнего обеда. Главная дневная трапеза, так называемая дена, происходила после ежедневного посещения бань. Обед состоял из трех смен блюд. Сначала подавались салат, редис, грибы, устрицы и ракообразные, а также сардины и яйца. Эти кушанья запивались вином с медом. Главная смена блюд состояла обычно из семи кушаний, в том числе рыба, мясо и домашние птицы. Гарнир к ним - овощи, с разнообразными соусами.
Вместо того чтобы убирать со стола пустые блюда, рабы обычно уносили весь стол целиком и на его место приносили новый, на котором гостям предлагались фрукты, орехи и медовое печенье. Пищу запивали большим количеством вина. Римляне знали более двухсот сортов вин.
В эпоху республики на торжественных трапезах могли присутствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали, сидя вокруг столов на стульях. Впоследствии стало модным во время трапезы возлежать на специальных ложах и кушетках.
Одна из сторон стола оставалась свободной, чтобы рабы могли приносить новые кушанья и убирать опустевшие блюда. Вино за трапезой разливали и подавали гостям рабы. Иногда вино немного подогревали. Римляне не пользовались вилками и ножами. Они чаще всего ели прямо руками, иногда - ложками. Между сменами блюд омывали руки гостям.
Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 38-39.
Работа с новыми понятиями.
Патриции - потомки древнейших жителей Рима.
Плебеи - переселенцы из других поселений.
Сенат - заседание старейшин родов.
Народное собрание - высший орган власти управления Римом.
7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и в тетрадях.
Прочитать п. 3 § 44 и заполнить схему.