Управление обеспечением финансовыми ресурсами

PAGE 1

Лекция 24. Управление обеспечением финансовыми ресурсами

  1. Финансовые ресурсы и кругооборот капитала

2. Источники финансовых ресурсов

3. Управление прибылью

4.Основные финансовые показатели эффективности хозяйственной деятельности организации

  1. Методы финансирования инновационной деятельности за рубежом

  1. Финансовые ресурсы и кругооборот капитала

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность собственных денежных средств и поступлений извне.

Они создаются в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц. Это, во-первых.

И, во-вторых, привлекаются извне, заимствуются у банков, государства, фондов, инвесторов и др.

Финансовые ресурсы направляются на финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства, производственно-торгового процесса, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, выполнение финансовых обязательств, инвестирование, а также могут оставаться в резерве.

Финансовые ресурсы находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия.

Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени. Углубление этих процессов приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике специальных финансовых инструментов.

Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производства, представляют собой капитал в денежной форме.

Капитал - это финансовые ресурсы, вложенные в производство и приносящие доход; это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Другими словами, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. (Капитал – это самовозрастающая стоимость).

Финансовые ресурсы, в виде денег, материальных ценностей или прав направляются на обеспечение кругооборота капитала, простого и расширенного воспроизводства.

Этот процесс привлечения капитала носит название «финансирование».

Предприятие может иметь разные формы финансирования. В зависимости от цели выделяют финансирование первичное (или учредительное), текущее и с целью расширения производства.

2. Источники финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников: прибыли; амортизационных отчислений; кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия; средств, полученных от продажи ценных бумаг; взносов членов трудового коллектива, других юридических и физических лиц; кредитов, займов и других поступлений денежных средств.

Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на:

-собственные (внутренние);

-привлеченные (внешние);

-мобилизуемые на финансовом рынке;

-поступающие в порядке перераспределения.

В соответствии с этим и различают:

-внутреннее (за счет средств самого предприятия) финансирование;

-внешнее (поступление средств со стороны) финансирование.

2.1. Собственные финансовые ресурсы

К собственным финансовым ресурсам относят прибыль от основной и прочей деятельности, выручку от реализации выбывшего имущества (за минусом расходов по его реализации), амортизационные отчисления, уставный, резервный и добавочный фонды.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления.

Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия.

Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов. Они включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Уставный фонд (или уставный капитал) представляет собой сумму вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения хозяйственной деятельности.

Уставный фонд является первоначальной суммой собственного капитала. Минимальный размер уставного фонда хозяйствующих субъектов устанавливается законодательно (см. Положение о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16.03.1999 г.). Изменение величины уставного капитала может производиться только в установленном законодательством порядке и отражается в уставе (учредительных документах) предприятия.

Резервный фонд – часть собственного капитала, зарезервированная предприятием и предназначенная для внутреннего страхования его деятельности. Источником образования является чистая прибыль предприятия.

Добавочный фонд включает эмиссионный доход акционерного общества (суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных обществом акций за минусом издержек по их продаже), суммы переоценок статей баланса и прочие средства.

Акционерный капитал предприятия, средства, полученные от продажи акций.

Страховые возмещения.

Иммобилизованные излишки нематериальных активов, основных и оборотных средств.

Целевые финансовые фонды (амортизационный, накопления, потребления, резервный и др.) формируются и используются в соответствии с порядком, оговоренным в учредительных документах предприятия.

2.2. Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на:

2.2.1. Собственные.

Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов. (Их можно отнести и в первый пункт). Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

2.2.2. Заемные. Передаются предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде:

- кредитов банков и финансово-кредитных организаций, выданных на разные сроки;

-средств других предприятий в виде векселей;

-облигационных займов;

-внебюджетных фондов;

-средств нефинансовых организаций и отдельных граждан.

Банковский кредит - основная форма внешнего финансирования инновационной деятельности.

Кредитование осуществляется на основе возвратности, срочности, целевого характера, материальной обеспеченности.

В зависимости от срока, на который предоставляется кредит,

различают краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование.

По условиям кредитного договора заемщик обязан гарантировать кредитору возврат полученной суммы. Наиболее надежным денежным гарантом обеспечения возврата кредита служит залог.

Кредиты предоставляются кредитоспособным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании являются эффективность бизнеса клиента, рентабельность финансируемого проекта. Кредиты в иностранной валюте выдаются юридическим лицам преимущественно на валютоокупаемые проекты.

Основой предоставления ссуды служит кредитный договор. В нем оговорены следующие условия:

-размер предоставляемого бюджетного кредита;

-величина процентной ставки за его использование;

-срок возврата кредита.

Например, АСБ «Беларусбанк» осуществляет:

Краткосрочное кредитование на цели, связанные с созданием и движением оборотных (текущих) активов на срок до 12 месяцев: с единовременной выдачей кредита или открытием кредитной линии, по специальному ссудному счету (торговых и снабженческо-сбытовых организаций, обеспечивающих наращивание собственных источников для покрытия оборотных активов), по единому счету в национальной валюте (юридических лиц с устойчивой платежеспособностью, обеспечивающих покрытие свыше 90% оборотных активов собственными средствами).

Долгосрочное кредитование на цели, связанные с созданием и движением внеоборотных активов на срок до 6 лет. Основными направлениями инвестиционного кредитования являются проекты по модернизации и замене основного оборудования и совершенствованию технологических процессов, позволяющих достичь мировых стандартов по ресурсопотреблению, проекты производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.

Документы, представляемые в банк для рассмотрения заявки на выдачу кредита:

-финансовая и бухгалтерская отчетность;

- документы, подтверждающие реальность кредитуемой сделки;

- документы по обеспечению кредитных обязательств;

-данные о поступлении и использовании валютных средств (при выдаче кредита в иностранной валюте);

- бизнес-план, включающий расчет экономической эффективности и окупаемости кредитуемого проекта (при инвестиционном кредитовании);

-нотариально заверенные учредительные документы и другие документы в зависимости от характера кредитуемого проекта.

Наряду с кредитами банков заемными средствами могут быть:

- средства финансово-промышленных групп;

- ресурсы страховых компаний;

- инвестиционных фондов и компаний;

- негосударственных пенсионных фондов;

- ресурсы общественных организаций, физических лиц и др.

2.2.3. Средства, поступающие в порядке перераспределения. Состоят из:

-страхового возмещения по наступившим рискам;

-финансовых ресурсов, поступающих от концернов, ассоциаций, объединений, головных компаний;

-дивидендов и процентов по ценным бумагам;

-бюджетных субсидий.

2.2.4. Бюджетные ассигнования.

Выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение. Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. В условиях ограниченности финансовых ресурсов безвозвратное предоставление бюджетных средств выступает исключением.

2.2.5. Средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг, мобилизуемые на финансовом рынке.

Эмиссия ценных бумаг (акций и облигаций) выступает достаточно широко распространенной формой внешнего финансирования инновационной деятельности.

Различают первичную и вторичную эмиссию.

В момент учреждения акционерного общества осуществляется выпуск акций — первичная эмиссия. Впоследствии, если акционерное общество нуждается в привлечении дополнительных средств, осуществляется вторичная эмиссия.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме открытого или скрытого их размещения.

Открытое размещение ценных бумаг позволяет приобрести их неограниченному кругу инвесторов.

Скрытое размещение предполагает приобретение ценных бумаг заранее ограниченным кругом инвесторов.

2.2.6. Лизинг.

Лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на условиях обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Различают финансовый и оперативный лизинг.

Под финансовым лизингом понимается форма финансирования приобретения оборудования при посредничестве лизинговой компании, которая покупает его себе в собственность за свои и привлеченные средства, а затем сдает в пользование (в аренду) предприятию-лизингополучателю на определенный срок. Лизинговая компания обязана приобрести то оборудование и у тех поставщиков, которые указал лизингополучатель.

При финансовом лизинге лизингополучатель, как правило, выкупает оборудование в конце срока договора лизинга. Условия договора не меняются в течение всего срока его действия.

При оперативном лизинге срок аренды оборудования лизинга намного меньше срока службы оборудования, сдаваемого в лизинг.

Лизинговые платежи включаются в себестоимость, что влечет за собой уменьшение налогооблагаемой базы и стимулирует развитие производства.

По международной практике сроки лизинга зависят от периода амортизации оборудования.

2.2.7. Венчурное инвестирование

Венчурные инвестиции - это инвестиции в венчурные (рисковые) проекты освоения новой продукции или технологий. Принципиальной особенностью таких инвестиций в отличие от обычных кредитов является необязательность их возврата.

"Идейной базой" финансирования деятельности венчурных фирм является концепция "одобренного риска".

Для организации венчурного инвестирования создаются венчурные фирмы.

Источники средств венчурных фирм:

- личные сбережения их учредителей;

- венчурный капитал банков и других финансовых структур;

- пенсионные фонды;

- страховые компании;

- средства корпораций, благотворительных фондов, иностранных инвесторов;

-средства населения.

Поддержку им может оказывать государство. Венчурные фонды могут формироваться за счет средств организаций.

Типичный венчурный портфель состоит, как правило, из не менее 10 проектов, где 4 оказываются несостоятельными, 3 — малоудовлетворительными и только 2 — достаточно удовлетворительными, а I — подходящий и соответствует всем требованиям.

На начальный период отводится 20% инвестиций, причем на этом раннем этапе прибыль должна достигать 50—60% на вложенный капитал. Второй период финансирования охватывает 40% инвестиций и должен давать 40% прибыли на вложенный капитал. И наконец, последний период финансирования (40%) должен давать не менее 30% прибыли на инвестированный капитал. Только в этом случае венчурный Инновационный фонд будет участвовать в разработке проекта.

Венчурному бизнесу обязаны своим могуществом такие крупнейшие фирмы, как Microsoft, UpJohn и др. Примером первых ростков инновационного венчурного бизнеса может служить разработка и внедрение высоких технологий в Силиконовой долине в Калифорнии.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быструю и эффективную их окупаемость.

Финансирование может осуществляться инвесторами как напрямую, так и посредством создания специальных организаций, финансирующих деятельность предприятий, инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов и др.

Финансовая политика должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и широком контроле за их использованием.

3. Управление прибылью

3.1. Управление формированием прибыли.

Прибыль характеризует финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражает ее эффективность. Это один из основных финансовых показателей оценки деятельности предприятия.

В условиях рыночной экономики прибыль выступает в качестве основной цели финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Она является главной движущей силой рыночной экономики, обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции, оказание услуг. (На стр. 15 дана методика исчисления различных видов прибыли).

Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение менеджерами методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Основу формирования внутренних финансовых ресурсов предприятия составляет балансовая прибыль.

Мы уже отметили, что она представляет собой сумму прибыли:

- от реализации продукции;

- прибыли от операционных доходов и расходов;

- прибыли от внереализационных доходов и расходов.

На долю прибыли от реализации продукции приходится 90-95% общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия часто рассматривается как процесс формирования прибыли от реализации продукции.

Основной целью управления формированием прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.

Механизм управления формированием прибыли от реализации строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (Cost-Volume-Profit-relationships; «CVP»), позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.

В процессе управления формированием прибыли от реализации на основе системы «CVP» предприятие находит ответы на следующие вопросы:

- какое влияние окажет на прибыль изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации;

- какой объем реализации обеспечит достижение безубыточности;

- каковы оптимальные объем и структура выпуска;

- как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;

- какой «запас прочности» есть у предприятия;

- какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;

- какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;

- какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;

- как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;

- производить ли товары и услуги самостоятельно или заказывать их на стороне;

- какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.

Для отечественных предприятий, утверждает Н.А. Масилевич, этот метод не является официально рекомендованным, используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в реальных рыночных условиях.

Поэтому упростим несколько наши подходы к управлению прибылью.

Учитывая, что масса прибыли в определяющей степени зависит от цены реализации и затрат на производство реализуемых товаров и услуг, рассмотрим вначале эти составляющие, требующие неослабного внимания менеджеров, их управленческого воздействия.

3.2. Управление ценой реализации

Реализационная цена зависит от:

- умения адаптировать производство и цены к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка;

- правильности выбора видов выпускаемой продукции и оказываемых услуг, их инновационности;

- спроса и уровня его удовлетворения;

- создания конкурентоспособных условий продажи товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.);

-качества реализуемых товаров и услуг;

- временного фактора.

Управленческое воздействие на цену реализации как важнейший фактор получения прибыли заключается в том, что менеджер должен принимать управленческие решения на основе:

- знания рыночной ситуации;

- целесообразности выхода на рынок с новыми товарами и услугами;

- использования эффекта пионерных товаров;

- гибкости ценовой политики с учетом жизненных циклов товаров;

- информации о сильных и слабых сторонах конкурентов;

- целесообразности повышения качества реализуемых товаров и услуг.

- совершенствования послепродажного обслуживания.

3.3. Управление затратами предприятия

Затраты на производство продукции и оказание услуг являются вторым фактором, определяющим размер прибыли.

Внедрение системы управления затратами, побуждение кадров планомерно и рационально сокращать их повышает шансы на стабилизацию экономического положения предприятия.

Три основные направления управления затратами:

- планирование затрат;

- учет и план-фактный контроль затрат;

- корректирующие воздействия на затратный процесс.

На практике в управлении затратами можно встретиться со следующими проблемами:

-недостаточная оперативность учета;

- нет полного перечня норм и нормативов;

- нет развитой статистики по затратам за прошедшие периоды;

- неразвитости системы мотивации.

- не выработан единый методологический подход к анализу эффективности произведенных затрат.

Модель управления затратами может включать:

1) Разработку норм и нормативов по статьям затрат.

2) Внедрение системы планирования, план-фактного контроля переменных и постоянных затрат.

3) Систему учета и передачи данных в режиме реального времени.

4) Систему документирования (акты на списание материалов, приемки-сдачи работ, справки о выполненных работах, путевые листы, ведомости форма оперативного учета и контроля затрат, графики составления документов).

5) Разработку программы ресурсосбережения и механизма мотивации, распределения ответственности за выполнение планов затрат; внедрение системы поощрения за экономию (премии за выполнение нормативов, процент от экономии и т. д.).

6) Внедрение системы и обучение персонала.

При неизменной цене чем меньше затраты, тем больше прибыль.

Поэтому менеджерское воздействие должно направляться на снижение затрат (себестоимости) на производство продукции и оказание услуг и, в первую очередь, за счет:

-экономного расходования и эффективного использования имеющихся средств;

-приобретения для производственного процесса по приемлемым ценам сырья, материалов, полуфабрикатов, машин, оборудования, оснастки и пр.;

-снижения энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции;

-применения современных технологий и высокопроизводительных машин, агрегатов, станочного парка;

-хорошей организации производства и труда.

- рационального использования производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени.

Третий фактор увеличения прибыли (объединенный) – это:

- рост объемов производства и реализации продукции (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

- диверсификация производства;

- расширение рынка продаж и др.

Источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.

4.4. Управление процессом распределения прибыли.

Прибыль предприятия распределяется между государством, собственниками предприятия (дивиденды по акциям) и самим предприятием.

При распределении прибыли осуществляется первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом

В процессе распределения балансовая прибыль вначале уменьшается на суммы доходов, которые являются самостоятельным объектом налогообложения:

-доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

-дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям, принадлежащим данному предприятию;

-доходы от сдачи имущества в аренду и др.

Оставшаяся после вышеперечисленных вычетов прибыль называется налогооблагаемой прибылью. Из нее уплачиваются в республиканский и местные бюджеты налоги и сборы, в первую очередь, налог на недвижимость и налог на прибыль. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24%.

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачиваются:

1) сборы с пользователей;

2) целевые сборы;

3) налог за использование природных ресурсов (экологический налог);

4) плата за размещение отходов;

5) платежи в бюджет, уплачиваемые республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями.

Государство через налоговые инспекции контролирует правильность начисления налоговых отчислений и используемых предприятием налоговых льгот.

После уплаты налогов у предприятия остается нераспределенная прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия и являющаяся объектом распределения и использования.

4. Основные финансовые показатели эффективности хозяйственной деятельности организации

Важнейшим показателем эффективности хозяйственной деятельности организации служит прибыль, представляющая разницу между доходами и расходами.

2. Рентабельность. Обобщающим показателем эффективности использования основных производственных фондов является рентабельность, исчисляемая отношение балансовой прибыли к инвестированному капиталу:

Кп = Прибыль / Инвестиции.

Измеряется в форме коэффициента, но чаще в процентах.

У К. Маркса в «Капитале» это уровень рентабельности.

3. Важным обобщающим показателем назовем рентабельность как отношение прибыли к себестоимости реализованной продукции и выраженная в процентах.

Ученые изобрели целый ряд других показателей, которые можно использовать для более углубленного анализа.

4. Рентабельность собственного капитала:

Рс.к. = (Чистая прибыль / Средняя величина источников собственных средств) х 100%.

5. Рентабельность активов:

Ра = (Чистая прибыль / Средняя величина совокупных активов) х 100%.

6. Рентабельность реализации:

Рр = (Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации продукции) х 100%.

7. Рентабельность продукции:

Рпрод = Прибыль от реализации продукции / Себестоимость

продукции) х 100%.

8. Рентабельность производства:

Рпр = Балансовая прибыль / (Средняя величина основных производственных фондов + Средняя величина нормируемых оборотных средств) х 100%.

9. Ликвидность предприятия – наличие оборотных средств достаточных для погашения краткосрочных обязательств (хотя бы и с нарушением сроков погашения).

Коэффициент текущей (общей) ликвидности представляет собой отношение стоимости оборотных средств к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков и займов и различных кредиторских задолженностей:

Кт.л. = Текущие активы / Краткосрочные обязательства

Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие теоретически может рассматриваться как успешно функционирующее.

10. Платежеспособность предприятия означает наличие денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме денежных средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

11. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно:

Ка.л. = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства.

Рекомендуемая нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, 0,2.

12. Финансовая устойчивость предприятия определяется как способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться в изменяющейся внутренней и внешней среде, сохранять равновесие своих активов и пассивов, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность.

Финансовая устойчивость предприятий характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) на основе роста прибыли. Финансовая устойчивость предприятия – это финансовая независимость предприятия, способность маневрировать собственными средствами, достаточная финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности.

Первая группа коэффициентов финансовой устойчивости характеризует соотношение собственных и заемных средств. К ним относятся:

1) Коэффициент автономии – показатель удельного веса средств, авансированных предприятию, т. е. отношение суммы источников собственного капитала к итогу баланса предприятия. По коэффициенту автономии судят, насколько предприятие независимо от заемных средств. Рекомендуемое значение коэффициента составляет 0,5 и выше.

2) Коэффициент соотношения источников заемных и собственных средств – это отношение всех краткосрочных и долгосрочных обязательств предприятия к сумме источников собственных средств. Коэффициент показывает, каких средств у предприятия больше – заемных или собственных. Чем больше коэффициент превышает единицу, тем сильнее зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия и скоростью оборота оборотных средств. При высокой оборачиваемости оборотных активов рассматриваемый коэффициент может превышать единицу.

3) Коэффициент покрытия инвестиций – характеризует долю собственных источников средств и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала предприятия. Считается критическим снижение показателя до 0,75.

4) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Определяется как отношение разности источников собственных средств, доходов и расходов и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств. Нормативное значение для промышленных предприятий – 0,3.

13. Оценка деловой активности. Направлена на анализ эффективности текущей основной производственной деятельности.

Количественная оценка делается по двум направлениям:

1. степень выполнения плана по основным направлениям, обеспечение заданных темпов их роста;

2) уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Для реализации первого направления анализа целесообразно учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:

Тп > Tр > Tа.к > 100%,

где Тп, Тр, Та.к – соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала.

Эта зависимость означает, что: а) экономические потенциал предприятия возрастает; б) объем реализации возрастает более высокими темпами по сравнению с увеличением экономического потенциала, т. е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения.

14. Эффективность использования активов характеризуется скоростью их оборачиваемости, которая может оцениваться следующими показателями:

- количество оборотов, которое совершают за анализируемый период активы предприятия или их составляющие;

- период оборота, т. е. продолжительность одного оборота этих активов в днях (средний срок, за который активы делают один оборот).

Скорость оборота средств (скорость превращения их в денежную форму) оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Рассчитывают:

1) Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующую прибыль:

Ко.а. = Выручка от реализации / Среднегодовая стоимость активов.

  1. Коэффициент оборачиваемости текущих активов:

Ко.т.а. = Выручка от реализации / Среднегодовая стоимость текущих активов.

3) Коэффициент оборачиваемости запасов:

Ко.з. = Себестоимость реализованной продукции / Среднегодовая

стоимость материально-производственных запасов.

4) Продолжительность оборота в днях (период оборота):

По = Длительность анализируемого периода (360, 90, 30 дней) / Ко.а

Чем скорее оборотные средства оборачиваются в процессе функционирования предприятия, тем меньше их потребуется при данном объеме производства.

15. К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.

Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой. С помощью коэффициента устойчивости роста (Ку.р.) определяются предприятия по расширению основной деятельности за счет реинвестирования собственных средств; показатель вычисляется по формуле

Ку.р.= (ЧП – Д) / ИСС = РП / ИСС,

Где ЧП – чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия;

Д – дивиденды, выплачиваемые акционерам;

ИСС – источники собственных средств;

РП – прибыль, направленная на развитие производства (реинвестированная прибыль).

Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими темпами в среднем увеличивается экономический потенциал предприятия.

16. Уровень самофинансирования оценивается с помощью:

Коэффициента финансовой устойчивости (К1) как соотношения собственных и заемных средств:

К1 = С / (З + КП),

где С – собственные средства, руб.; З – заемные средства, руб.;

КП – кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, руб.

  1. Методы финансирования инновационной деятельности за рубежом

Масштабы, методы и формы финансирования инновационной деятельности в разных странах определяются государственной инновационной политикой.

Инновационный процесс в развитых странах черпает капитал, как из частных, так и из государственных источников.

В Японии доля частных инвестиций превышает 80%. Наиболее мобильная форма финансирования — рисковый капитал — базируется по преимуществу на частных источниках.

В США и европейских странах их доли примерно равны. В США финансовые ресурсы поступают как от государства через федеральный и муниципальный бюджеты (49% в 1998 г.), так и от частных фирм и организаций (это составляло в том же 1998 г. 46,7%). Для системы государственной поддержки инноваций в США в последние годы характерно распространение программно-целевого подхода. При этом финансовые ресурсы концентрируются как на приоритетных технологических направлениях (биотехнология, энергетика, электроника, здравоохранение), так и на отраслевых (аэрокосмическое, военно-промышленное и т.д.). Так, в авиакосмической промышленности на государственных ассигнованиях находится около трех четвертей НИОКР. Научные исследования в производстве новых конструкционных материалов на 35% также финансируются государством.

В США внутрифирменные венчуры пользуются поддержкой корпораций и имеют широкий доступ к их ресурсам, к научно-технической информации и ноу-хау, информации о рынке, возможностям использования корпоративной системы маркетинга и продаж.

Во Франции, Австрии, Швеции и других европейских странах в системе государственного финансирования НИОКР сочетаются как прямые формы, так и эффективные методы косвенной поддержки инновационного процесса (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания). В руках государства такие источники превращаются в мощный стимул развития инновационной деятельности.

В Японии государственные расходы на приоритетные направления НИОКР в начале 1990-х годов составляли около 3,5% ВНП. Основную часть источников финансирования НИОКР составляют частные компании (до 80% в 1998 г.). На долю государства приходится около 25% затрат на НИОКР.

Правительство этой страны традиционно не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР. Оно принимает протекционистские меры по защите национального рынка и приоритетных направлений НТП. Только долгосрочные прогнозы развития национальной японской науки и экономики являются основой для государственной поддержки.

Различными прямыми и косвенными мерами государство направляет деятельность частного капитала в русло современной инновационной стратегии.

Так, японский Банк развития, один из крупнейших государственных финансовых институтов, предоставляет долгосрочные ссуды на модернизацию и обновление приоритетных отраслей. Плату за кредит банк взимает с этих клиентов значительно меньшую, чем с обычных заемщиков. Более того, срок кредита в Японии для приоритетных отраслей установлен до 30 лет, в то время как срок обычного кредитования в Японии — 10 лет, а на мировом рынке ссудных капиталов — 3—5 лет.

Усилия частных компаний и государства объединяются в специальных фондах программных исследований по общенациональным приоритетам, определяемым Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии.

В Японии стала широко применяться практика передачи частным фирмам оборудования научных лабораторий и опытных предприятий, а также результатов исследований государственных учреждений, университетов, в том числе научно-технической информации. К тому же при разработке ключевых инноваций частным фирмам, выпускающим новую продукцию на базе новейших технологий, предоставляются на срок от 3 до 5 лет значительные (до 50%) налоговые льготы. Широко практикуется дифференциация норм амортизационных отчислений.

Наиболее полно инновационная деятельность промышленных компаний Японии реализуется во внутрикорпоративных подразделениях в форме проектных временных групп и в виде внутренних венчуров. Нередко внутренние венчурные подразделения создаются на базе уже существующих отделений корпорации. Самостоятельные организации внутреннего венчура на период разработки проекта освобождаются от ответственности за получение прибыли и субсидируются полностью корпорацией до момента достижения рентабельности нового производства.

Именно венчурному подразделению японской фирмы "ТорУ обязано появление сверхновых углеродных материалов для космической техники, применяемых США при производстве космического корабля Shuttle. Эта компания заняла прочные позиции на мировом рынке, а ее успех послужил стимулом для активного развертывания внутренних венчурных подразделений в 1980-х годах в японской промышленности. Достаточно широкой известностью пользуется проект миниатюризации аудио- и видеоавтомобильных систем фирмы "'Хитачи".

Если временные проектные группы ориентированы в основном на оперативную разработку текущих нововведений, то внутренние венчуры используются для разработки и коммерциализации принципиальных нововведений или инновационных проектов, не вписывающихся в существующие производственные и финансовые рынки.

Внутренние венчуры имеют возможность осуществлять весь инновационный цикл: разработку, внедрение, производство, маркетинг, сбыт и послепродажное обслуживание. Зачастую после успешной реализации нескольких крупных проектов внутренний венчур получает статус юридического лица и становится дочерней фирмой.

В последние годы в промышленно развитых странах происходит диверсификация рисковых инвестиций, наблюдается переход к многоотраслевой и межотраслевой ориентации. Возникают новые рыночные ниши, смежные производства, от крупных фирм отпочковываются мелкие инновационные фирмы, на деле демонстрирующие преимущество диверсификации и инновационной направленности инвестиций, более эффективными становятся разрабатываемые технологии.

Например, если в начале 1970-х годов у фирмы General Electric было организовано лишь 10 самостоятельных инновационно направленных предприятий, то в конце 1980-х годов у головной компании уже насчитывалось 200 внешних венчурных научных подразделений. Широко развиваются фирмы венчурного капитала и при таких промышленных гигантах, как General Motors, Xerox, /BM и т.п.

Управление обеспечением финансовыми ресурсами