Какова цель нововведений


Я впервые пишу вам. Хорошо, что на страницах вашей газеты можно сказать о наболевшем. Письмо Владимира Воронцова «Давайте спокойно разберёмся» затронуло самые важные проблемы учителя-словесника. Со многими положениями статьи невольно соглашаешься. Но непонятно всё же, почему литература “умрёт”? Потому что наряду с сочинением будет ЕГЭ? Потому что ребята сочинение перестанут выбирать? Я попросила свою ученицу 11-го класса написать, что думает она об этом. И вот что мы читаем:

“Сочинение — один из рычажков человеческого мышления и самовыражения. Я согласна с автором статьи. Ученикам необходимо давать выбор. Но я бы выбрала сочинение. Однажды мне попалось сочинение мальчишки-озорника. Несколько цитат из него выражали позицию зрелого человека. Меня это удивило. Вот и выходит, что человек по своему мышлению не гуманитарий, но в сочинении вдруг раскрывается с неожиданно гуманитарной стороны.

Сочинение, на мой взгляд, это своего рода искусство, которое не должно быть потеряно, забыто. В нём так интересно выразить себя, свою позицию, своё мнение. А ЕГЭ — это лишь функция памяти, зубрёжки. Но «выбор есть всегда».

Татьяна Ларченко, 11-й класс”.

К вышеизложенному хочу добавить только одно: таких, как Таня, в школе единицы. Большинство же ребят не имеют такой мотивации к словотворчеству. Но это и неудивительно. Пушкин рождается раз в столетие. Однако эволюция строится как раз на развитии большинства. И здесь затраты более чем уместны. И, наверное, спор всё же не об этом. Спор, как я понимаю, всё же о ЕГЭ.

С одной стороны, говорят, что ЕГЭ по литературе нужен, чтобы литература не стала в один ряд с трудовым обучением, физкультурой и изобразительным искусством.

С другой, как я понимаю, — опасения, что ЕГЭ вытеснит сочинение, а с ним и привилегию литературы как предмета. Я думаю, что это противоречие и поднимает ещё более глубинные проблемы, связанные и с зарплатой, и с большой загруженностью словесника, и с определяющей функцией предметов русского и литературы. Вот почему хотелось бы, чтобы было побольше информации со стороны реформаторов образования. Может быть, тогда яснее были бы цели и задача нововведений.

С уважением

Наталья Алексеева,

С. Талое, Ирбейский район

Красноярский край.

От редакции

Почему умрёт школьный предмет литературы, спрашивает Наталья Александровна Алексеева, если школьники сами будут выбирать: писать им сочинение или отвечать на тестовые задания. Потому что смысл преподавания нашего предмета заключается в том, чтобы приучить ребёнка к чтению книги, научить его постигать в прочитанном замысел автора, его душевный повод, подвигнувший писателя к сочинительству. А постигая такой повод, дети учатся отличать в произведении главное от второстепенного, понимать роль каждого персонажа в реализации авторского замысла.

Изучая с детьми великую книгу, мы приучаем их мыслить, обостряем их мысли, учим точно формулировать их.

Вот почему сочинение является Единственной формой проверки полученных учеником знаний, а заодно и проверки квалификации учителя: что он смог дать ученику?

Тестовая проверка хороша для естественных дисциплин с чётко установленными правилами, которые требуют своего подтверждения. Отрицание их означает, что ученик этих правил не знает.

Но в дисциплинах, подобных литературе, такой чёткости нет. Тестовая проверка по книге ничего не скажет о том, как усвоил её учащийся. Разве только сможет подтвердить, что он её читал: знает имена героев, помнит суть иных ситуаций в ней.

Однако наша с вами специальность существует не для этого. Выбрать из трёх предложенных ученику имён верное, скажем, для Базарова или Одинцовой, — вовсе не значит продемонстрировать, что вы понимаете художественный смысл «Отцов и детей».

И нам, дорогая Наталья Александровна, хотелось бы получить побольше информации от так называемых “реформаторов образования”. Что всё-таки будет со школьным предметом литературы? И каким образом, по их мнению, школа научит детей душой отзываться на “чувства добрые”, научит, формировать и формулировать свои мысли, научит наконец, правильно и грамотно их излагать на бумаге, если литература, как выразился зачинатель нашей дискуссии, учитель Владимир Воронцов, умрёт?