ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

PAGE 5

Тема 8. Финансы предприятий.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ.

1. Сущность и значение расчетов, принципы организации денежных расчетов.

2. Расчетные и текущие счета, порядок их открытия и документального оформления.

3. Классификация безналичных расчетов, их характеристика.

  1. Сущность и значение расчетов, принципы организации денежных расчетов.

Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью проводить расчеты как внутри самой организации, так и вне ее. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, окати ия услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов ко внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.

Все расчеты организации можно разделить на две группы.

  1. Платежи по товарным операциям — операции, связанные с движением товара: расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами.
  2. Расчеты по нетоварным операциям — операции, не обусловленные движением товара и связанным лишь с движением денежных средств: расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями.

Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей:

платежными поручениями;

плановыми платежами;

платежными требованиями-поручениями;

аккредитивами;

расчетными чеками;

зачетом взаимных требований;

векселями;

• встречным движением товара (товарообменные операции).

По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.

Безналичные расчеты - расчеты между юридическими лицами, с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке, т. е. путем списания средств со счета на счет или путем зачета взаимных требований.

Организация безналичных расчетов строится на основе определенных принципов, имеет свои условия, порядок и формы расчетов (платежный инструмент).

  1. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения и осуществления операций с денежными средствами.
  2. Осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банка и исключительно по приказу субъектов хозяйствования в порядке установленной очередности платежей.
  3. Свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования.
  4. Срочность платежа, которая предполагает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в договорных отношениях субъектов хозяйствования, нормативных документах Национального банка Республики Беларусь.
  5. Обеспеченность платежа, предусматривающая наличие у владельца счета достаточных денежных средств в банке для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования.

К принципам организации безналичных расчетов также относятся: место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены.

Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

Расчетный документ — это оформленные соответствующим образом требования, поручения, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы.

Расчеты в безналичной форме могут проводиться в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо. Использование той или иной формы безналичных расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств.

Банковский перевод – последовательность операций, в результате которых банк-отправитель перечисляет денежные средства за счет плательщика в другой банк в пользу бенефициара (получателя средств), указанного в платежных инструкциях плательщика.

Условиями организации безналичных расчетов являются:

-- обязательное наличие счета у предприятий в банке (последний они могут выбрать самостоятельно);

-- договор на порядок ведения счетов и расчетов;

-- свободный выбор участниками форм безналичных расчетов.

2. Расчетные и текущие счета, порядок их открытия и документального оформления.

Банки открывают организациям, предпринимателям расчетные (текущие) и другие счета. К ним относятся депозитные, корреспондентские, субсчета, контокоррентные, а также счета в иностранной валюте (включая специальные) и др.

1. Расчетный (текущий) счет — это счет, открываемый банком субъектам хозяйствования, предпринимателям без образования юридического лица, на который зачисляются все поступающие в их адрес денежные средства и с которого осуществляется расчетные операции как в безналичной, так и в наличной формах, вытекающие из его уставной деятельности.

Банки не вправе отказать организации, ее обособленному подразделению, выделенному организацией на отдельный баланс, предпринимателю, физическому лицу в расчетно-кассовом обслуживании, если это предусмотрено Уставом банка и имеется соответствующая лицензия НБ РБ.

Для открытия текущих (расчетных) счетов в банк представляются следующие документы:

заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

копия (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

карточка с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Физические лица при открытии депозитного счета в официальной денежной единице РБ представляют заявление и паспорт или документ, его заменяющий.

  1. Текущие счета, открывающиеся для некоммерческих учреждений и организаций, не являющихся юридическими лицами (например, филиалов). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой.
  2. Специальные счета, применяемые для хранения средств строго целевого назначения.

4. Валютные счета, предназначенные для осуществления расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию на ведение валютных операций.

3. Классификация безналичных расчетов, их характеристика.

Безналичные расчеты классифицируются по ряду признаков:

1. По экономическому характеру платежа (объекту расчетов) — за товары и услуги и по нетоварным операциям (платежи в бюджет, банку по ссудам и процентам, штрафы и т.д.).

  1. По месту проведения расчетов — внутриреспубликанские (внутригосударственные) и межгосударственные; в свою очередь внутриреспубликанские расчеты подразделяются на одногородние (в пределах одного города, населенного пункта) и иногородние.
  2. По виду платежа: а) гарантированные, обеспечивающие гарантию платежа за счет бронирования средств на отдельном счете; б) негарантированные (не имеющие такой гарантии); в) расчеты путем списания средств со счета или путем зачета взаимных требований; г) расчеты с отсрочкой платежа.

Безналичные расчеты осуществляются с использованием различных форм.

Форма безналичных расчетов определяется видом платежной инструкции клиента, порядком совершения расчетов, организацией документооборота. Формы безналичных расчетов предприятий, применяемые в национальном обороте, могут быть классифицированы по следующим группам:

расчеты по исполнению банковского перевода;

документарные аккредитивы;

расчеты чеками;

расчеты пластиковыми карточками.

Сторонами по банковскому переводу выступают плательщик и бенефициар (взыскатель или получатель платежа), а также банки, обслуживающие данных участников. Банковский перевод бывает кредитовый и дебетовый. При кредитовом банковском переводе инициатором выступает плательщик, который представляет в банк-отправитель платежные инструкции по форме платежного поручения, платежного требования-поручения. Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель бенефициару.

Схема расчетов платежным поручением по исполнению кредитового перевода представлена на рис.1.

Бенефициар (получатель средств)

1

Плательщик

6

2

Банк- получатель

Банк-отправитель

4

5

3

Рис. 1. Расчет платежным поручением по исполнению кредитового-перевода:

1 — отгрузка товара, оказание услуг, возникновение обстоятельств платежа по договору, наступление срока платежа при расчетах по нетоварным операциям, другим финансовым обязательствам; 2 — представление платежного поручения в банк; 3 - принятие к исполнению платежного поручения банком-отправителем; 4 — перевод платежа в банк-получатель; 5 — принятие к исполнению платежного поручения банком получателем; 6 — извещение бенефициара об оплате, выдача копии платежного поручения.

Платежные поручения представляются в банк в течение 10 дней со дня выписки в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем. Допускается передача платежного поручения клиентом в банк-отправитель в электронном виде с применением электронной почты, факсимильной связи или на машинном носителе. Банки плательщика и бенефициара обязаны исполнить платежное поручение в день, когда оно получено, если соблюдены все условия для приема перевода к исполнению, т. е. правильность оформления и наличие средств у плательщика для исполнения перевода. При наличии договорных условий. Между банком-отправителем и плательщиком возможно помещение платежного поручения в картотеку, где хранятся расчетные документы, не оплаченные в срок. Оплата их производится по мере поступления средств на текущий счет плательщика в соответствующей очередности.

В течение последних лет в Республике Беларусь расчеты платежными поручениями являются самыми распространенными в платежном обороте и по количеству документов и по суммам платежа. Это объясняется достоинствами формы расчетов, ее универсальностью. Она применяется при расчетах за отгруженные, полученные товары; выполненные работы и оказанные услуги; по финансовым обязательствам, другим операциям нетоварного характера; по авансовым платежам; предварительной оплате. Обладает упрощенным документооборотом по сравнению с другими формами расчетов, относительно невелики издержки по расчетам, значительную часть операций по расчетам берут на себя банки. Вместе с тем эта форма расчетов не дает 100 % гарантии платежа в пользу бенефициара, если у плательщика в данный момент нет средств для оплаты, возможна задержка расчетов, так как срок действия платежного поручения длительный (10 дней).

Платежное требование-поручение также является формой расчетов по исполнению кредитового перевода.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Схема расчетов платежным требованием-поручением по исполнению кредитового перевода дана на рис. 2.

Бенефициар несет ответственность за достоверность, полноту и правильность заполнения основных реквизитов расчетного документа. Плательщик проверяет обоснованность требований бенефициара, дает согласие (акцепт) на оплату (полностью или частично) и передает требование-поручение в свой банк для оплаты в пределах акцептованной суммы. Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, устанавливается в договоре между плательщиком и бенефициаром (получателем средств). Последующие действия участников расчетов-банков аналогичны схеме расчетов при исполнении платежного поручения.

Бенефициар (получатель средсв)

1

Плательщик

2

7

3

Банк-получатель

Банк- отправитель

5

6

4

Рис. 2. Расчет платежным требованием-поручением по исполнению кредитового перевода:

1 — отгрузка товара, оказание услуг, выполнение работ; 2 — передача платежного требования-поручения бенефициаром плательщику; 3 - представление платежного требования-поручения в банк; 4 — принятие к исполнению платежного требования-поручения банком-отправителем; 5 — перевод платежа в банк-получатель; и - принятие к исполнению платежного требования-поручения банком-получателем; 7 — извещение бенефициара об оплате, выдача копии платежного требования-поручения.

Положительным при этой схеме расчетов является то, что предприятия в большей степени регулируют свои расчетные отношения, минуя банк; используют определенные преимущества расчетов платежными поручениями. Однако эта форма расчетов может быть неэффективной из-за возможных недостатков в расчетных отношениях именно между предприятиями; задержка и ошибки в оформлении платежного требования-поручения бенефициаром; задержка в передаче требования-поручения в банк плательщиком, необоснованные отказы им от оплаты; отсутствие средств у плательщика и др.

Дебетовый банковский перевод — перевод, инициатором которого является взыскатель (получатель) средств, т. е. бенефициар. Формой расчетов по исполнению дебетового перевода является платежное требование. Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы денег. Особенностью здесь является проведение операций по инкассо, т. е. операций с документами, осуществляемых банками согласно полученным инструкциям в целях взыскания платежа. В практике используется акцептная и безакцептная форма инкассо, т. е. платеж производится с согласия плательщика или в бесспорном порядке без его согласия.

Акцепт плательщика может быть предварительным или последующим по договору с бенефициаром.

Предварительный акцепт обозначает акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до получения платежного требования от банка бенефициара, а последующий акцепт — получение акцепта от плательщика в течение 10 дней после поступления требования в банк-отправитель от банка бенефициара.

Схема расчета платежным требованием с предварительным акцептом по исполнению дебетового перевода представлена на рис. 3.

Платежное требование бенефициаром представляется в течение 10 дней со дня его выписки.

Предварительный акцепт предполагает подачу плательщиком в обслуживающий его банк заявления. Заявление содержит инструкции банку оплачивать платежные требования бенефициаров в день их поступления, номера и даты договоров между бенефициаром и плательщиком и другую необходимую для расчетов информацию. В заявлении плательщика на акцепт может быть определен и другой срок оплаты, но не позже 4-го банковского дня после поступления в банк-отправитель платежного требования из банка-получателя.

Бенефициар (получатель средств)

Плательщик

1

3

9

2

Банк-получатель

5

Банк-отправитель

7

4

8

6

Рис. 3. Расчет платежным требованием с предварительным акцептом по исполнению дебетового перевода:

1 — отгрузка товара, оказание услуг, наступление срока исполнения других обязательств;

2 — передача в банк-отправитель заявления на предварительный акцепт; 3 — представление бенефициаром платежного требования в банк; 4 — принятие платежного требования банком-получателем на инкассо; 5 — передача платежного требования в банк-отправитель; 6 — принятие к исполнению платежного требования банком-отправителем; 7 — перевод платежа в банк-получатель; 8 — принятие к исполнению платежного требования банком-получателем;

9 — извещение бенефициара об оплате, выдача копии платежного требования

В этом случае акцепт допускается с возможностью отказа от оплаты. Исполнение таких требований происходит по мере наступления срока платежа, указанного в заявлении, т. е. на 2-й, 3-й или 4-й банковский день. В случае несогласия оплатить частично или полностью платежное требование в установленные сроки плательщик может дать отказ от оплаты, мотивировав его. Банк плательщика не проверяет обоснованность отказа от акцепта, урегулирование претензий стороны осуществляют самостоятельно по действующему законодательству или договором.

Схема расчетов по исполнению дебетового перевода платежным требованием с последующим акцептом дана на рис. 4.

Бенефициар (получатель средств)

Плательщик

1

2

11

6

7

Банк-получатель

4

Банк-отправитель

9

3

10

5

8

Рис. 4. Расчет платежным требованием с последующим акцептом по исполнению дебетового перевода:

1 — отгрузка товара, оказание услуг, наступление срока исполнения других обязательств; 2 — представление бенефициаром платежного требования в банк; 3 — принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо; 4 — передача платежного требования в банк-отправитель; 5 — принятие к исполнению платежного требования банком-отправителем; 6 — передача банком отправителем платежного требования плательщику для акцепта; 7 — передача плательщиком заявления на последующий акцепт; 8 — исполнение платежного требования банком-отправителем; 9 — перевод платежа в банк-получатель; 10 — принятие к исполнению платежного требования банком-получателем; 11 — извещение бенефициара об оплате, передача копии платежного требования.

Движение дебетового перевода со стороны бенефициара и его банка такое же, как и для предварительного акцепта. Особенности возникают в действиях плательщика и его банка. Плательщик осуществляет акцепт платежного требования только после его поступления в банк-отправитель. После получения от плательщика согласия на акцепт, банк плательщика осуществляет списание средств с его счета в пределах суммы и в срок, указанные в заявлении на акцепт. Если в установленный срок не поступило заявления на акцепт, то такое требование считается неакцептованным и возвращается в банк бенефициара без исполнения.

При расчетах по исполнению дебетового перевода платежным требованием положительно то, что здесь расчеты в значительной степени зависят от условий договоров между бенефициаром и плательщиком, с учетом взаимных интересов хозяйствующих субъектов. Это проявляется в установлении видов акцепта, их мотивов, сроков оплаты по обязательствам и др. Однако сама по себе система расчетов громоздкая, сложная, также не гарантирующая платежи при отсутствии средств у плательщика.

Аккредитив — обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента об открытии аккредитива и в соответствии с, его указанием, должен провести платежи на условиях, указанных в аккредитивном заявлении, при представлении соответствующих документов.

В расчетах по документарному аккредитиву участвуют: приказодатель (плательщик), который обращается в банк с. просьбой об открытии аккредитива; банк-эмитент, открывающий аккредитив; бенефициар — в чью пользу открывается аккредитив (или получатель средств); исполняющий или авизующий банк, который привлекается для передачи аккредитива бенефициару. Схема расчета по документарному аккредитиву приведена на рис. 5.

Бенефициар

Приказодатель

4

11

5

3

1

9

Исполняющий банк

2

Банк-эмитент

6

8

10

7

Рис. 5. Расчет по документарному аккредитиву:

1 — представление заявления на открытие аккредитива; 2 — открытие аккредитива банком-эмитентом и направление бенефициару через исполняющий банк; 3 -- извещение бенефициара об открытии аккредитива в его пользу; 4 — отгрузка товара; 5 — оформление и представление бенефициаром в банк комплекта докумен- тов на отгруженный товар для получения платежа; 6 — пересылка исполняющим*» банком документов банку-эмитенту; 7 — проверка банком-эмитентом всех документов и их оплата; 8 — перечисление средств в исполняющий банк; 9 — выдача 3 банком-эмитентом оплаченных документов приказодателю; 10 — зачисление выручки на счет бенефициара; 11 — извещение бенефициара о зачислении выручки.

Существуют различные виды аккредитивов с особенностями в документообороте. В зависимости от возможностей изменения условий аккредитив бывает безотзывным и отзывным. Безотзывный аккредитив — твердое обязательство эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон. Отзывный Аккредитив включает возможность банка-эмитента изменять или отменять его без предварительного уведомления бенефициара.

В зависимости от обеспечения способа платежа аккредитивы подразделяются на покрытые и непокрытые.

Покрытый аккредитив предполагает, что при открытии аккредитива банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка денежные средства в сумме аккредитива на срок его действия. В случае открытия покрытого аккредитива за счет собственных средств приказодателя, он предварительно предоставляет банку-эмитенту средства в сумме аккредитива, которые зачисляются на отдельный балансовый счет. Покрытый аккредитив может обеспечиваться и кредитами банка-эмитента. При непокрытом аккредитиве сумма аккредитива может списываться со счета приказодателя не в день открытия аккредитива, а в течение всего срока действия аккредитива до момента осуществления платежа по нему.

Расчеты аккредитивами обеспечивают гарантию и быстроту в получении платежа бенефициару, особенно экспортеру, в свою очередь, плательщик платит за реально отгруженный товар (услуги, работы). Вместе с тем это достаточно сложная и не совсем удобная форма расчетов: покрытый аккредитив предполагает отвлечение средств из оборота плательщика на длительный срок. Исходя из изложенного, расчеты аккредитивами внутри страны ограничены, больше используются в международном обороте.

Одной из форм безналичных расчетов являются расчеты чеками из чековых книжек. Юридические лица (предприятия, предприниматели) могут выступать как чекодатели, так и чекодержатели в расчетах за товары (услуги, работы). Чек — ценная бумага, содержащая безусловный приказ чекодателя банку произвести выплаты чекодержателю.

Схема расчетов чеками из чековой книжки представлена на рис. 6.

Средства с текущего счета чекодателя (плательщика) в сумме чековой книжки депонируются в банке на счете специального режима. Срок действия чековой книжки — 1 год, при необходимости по заявлению чекодателя может быть продлен еще на год. В течение срока действия чековой книжки она может чекодателем пополняться, а с разрешения руководителя банка -- уменьшаться сумма чековой книжки.

Чекодержатель

4

Чекодатель

3

5

11

2

1

Банк чекодержателя

7

Банк чекодателя

9

6

10

8

Рис. 6. Расчет чеками из чековой книжки:

1 — подача заявления на получение чековой книжки и платежного поручения на депонирование денежных средств; 2 — оформление и выдача чековой книжки; 3 — передача товаров, оказание услуг, выполнение работ чекодателю; 4 — прием чека из чековой книжки чекодержателем; 5 — передача чека в банк вместе с поручением-реестром; 6 — принятие чека к оплате; 7 — отсылка чека и поручения-реестра в банк чекодателя; 8 — оплата чека со счета специального режима; 9 — передача поручения-реестра в банк чекодержателя с отметкой об оплате чека; 10 — зачисление средств на счет чекодержателя; 11 — извещение чекодателя об оплате.

По истечении срока действия чековая книжка сдается в банк, а неиспользованный остаток перечисляется на текущий счет чекодателя. При этой форме расчетов чекодателю гарантируется платеж за счет специально забронированных средств. Однако эта форма расчетов, по сравнению с другими, дорогая; не всегда есть возможность передачи чека чекодателем чекодержателю; бронирование чекодателем средств отвлекает их из оборота.

При расчетах пластиковыми карточками следует выделять эмитента карточки (кто выпускает и ведет счета владельцев счета), держателя карточки, владельца карт-счета, эквайера (обычно банк), осуществляющего операции по обслуживанию карточек, предприятия, принимающего карточки в качестве платежного средства, процессингового центра — межбанковская технологическая компания, обеспечивающая обмен информацией между участниками. Для отражения операций используется карт-счет, который открывается банком клиенту на основании заключенного между ними договора карт-счета. В зависимости от того, кто является владельцем счета, карточки бывают личные (для физических лиц) и корпоративные. Корпоративная карточка предназначена для расчетов сотрудников, уполномоченных расходовать в определенных пределах средства своих предприятий, организаций и фирм. Она выдается на основании договора, заключенного с юридическим лицом. Даже в этих случаях держателем карточки выступает физическое лицо, которое осуществляет операции с использованием карточки по доверенности клиента (предприятия). Корпоративные банковские карточки можно применять при следующих безналичных расчетных операциях: расчетах в белорусских рублях, связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица на территории Республики Беларусь, а также при оплате расходов, связанных со служебными командировками держателей корпоративных карточек; расчетах в иностранной валюте для оплаты расходов, связанных со служебными командировками за пределы Республики Беларусь. Держатели корпоративных банковских карточек имеют право получать по ним наличные денежные средства для вышеуказанных расчетных операций. На рис. 7 приводится примерная схема безналичных расчетов пластиковыми карточками с предприятиями торговли и сервиса.

Предприятие торговли и сервиса (ПТС)

4

Держатель карточки

3

5

11

2

1

Банк-эквайер

7

Банк-эмитент

9

6

10

8

Рис. 7. Расчет с использованием пластиковых карточек;

1 — заключение договора карт-счета и открытие карт-счета; 2 — выдача карточки;

3 — передача товаров, оказание услуг клиенту, который является держателем карточки;

4 — использование карточки с поступлением на ПТС карт-чека или иных документов, подтверждающих данную операцию; 5 — передача в банк карт-чека или иных документов;

6 — принятие банком документов от ПТС и формирование платежных инструкций банку-эмитенту; 7 — передача в банк-эмитент платежных инструкций; 8 — списание средств с карт-счета клиента; 9 — перевод денежных средств в банк-эквайер; 10 — зачисление средств на счет ПТС; 11 — извещение ПТС об оплате

Виды банковских карточек очень многообразны и классифицируются по различным признакам: эмитенту, назначению, способу платежа, сфере действия, владельцу счета, продолжительностью использования, способу записи информации и др. В последнее время развиваются расчеты пластиковыми карточками физическими лицами Республики Беларусь. Они создают определенные удобства владельцам карточек ввиду их многофункциональности, сфере действия и т. п.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ