ФИЛОСОФИЯ ПОЛА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ

ТЕМА №15 ФИЛОСОФИЯ ПОЛА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ и ФЕМИНОЛОГИЯ.

  1. Понятие гендерологии, её объект, предмет, основные методы анализа.

Гендер (gender) - социальный пол. Гендер – это набор характеристик, определенных культурой общества, которые идентифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними.

Гендерология - это учение о полах, дисциплина, изучающая общественное бытие полов, включая эволюцию их общественных статусов. Гендерология – наука молодая, которая начала свое формирование за рубежом с 1980-х гг., в России – с 1990-х гг. Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем собственно гендерных исследований. Смысл понятия “гендер” заключен прежде всего в идее социального моделирования пола.

Цель гендерологии - изучение и использование знаний о полах и их взаимоотношениях в социуме, выяснение влияния половых особенностей жизнедеятельности людей на общественную и индивидуальную жизнь, создание адекватного образа полов.

Объект гендерологии – отношения между полами, мужчиной и женщиной, пол как таковой.

Предмет гендерологии - пол в его культурно-исторических измерениях, пол как социальный конструкт. Такой пол – продукт собственных усилий человека, и потому отношения между полами, и социальный статус каждого пола может быть изменен(по желанию человека или общества).

Каждый человек есть продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. В течение всей жизни, а особенно в период взросления, идет процесс полоролевой социализации, освоения определенных моделей поведения.

Основная проблема гендерологии заключается в том, что понимается под нормами мужского и женского поведения и каков характер отношений между полами, чем определяется это поведение и эти отношения.

Гендерология и феминология – междисциплинарные науки. Они развиваются в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология.


Методы исследования гендерологии и феминологии:                

  • социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия;
    • аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины; 
    • функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной/мужчиной и обществом; 
    • институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин и мужчин. 

Методы Гендерного анализа:

  • Картирование 

-жители одной и той же местности (села, микрорайона и т.п.) рисуют карту своей местности, где они живут. Обычно объекты, более важные для рисующего, получаются на карте крупнее, а менее значимые - мельче или вообще отсутствуют. К примеру, на рисунках мужчин хорошо обозначены пивные, где они проводят свободное время, дороги, обозначающие связь с внешним миром, спортивные объекты и т.п. На картах, нарисованных женщинами, в первую очередь заметны магазины, рынки, детские сады, больницы и т.п. Сравнение карт дает возможность зримо выявить разные приоритеты мужчин и женщин, отражающие различия их рабочей нагрузки и образа жизни, и учитывать эти различия в развивающейся деятельности.

  • Гарвардский метод анализа 

состоит из трех основных элементов:
1. обзор видов деятельности, базирующийся на гендерном разделении труда. Этот список работ, выполняемых мужчинами и женщинами, который позволяет осуществить разделение по возрасту, национальной и классовой принадлежности, а также по месту и времени выполнения работы. Деятельность делиться на три группы: продуктивная репродуктивная и общественная;

2. обзор доступа и контроля, включающий перечисление ресурсов, необходимых для выполнения этих работ, и оценку их практической пользы. Ресурсы могут быть материальными, экономическими, политическими или общественными. В качестве ресурса может выступать и время.

3. обзор факторов, влияющих на разделение труда, доступ и контроль в местном сообществе.

  • Планирование, ориентированное на людей

Данный метод разработан и широко используется Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Здесь описанные выше обзоры делаются дважды: до переселения и в настоящей ситуации. При заполнении части «доступ и контроль» указывается не только, что имеет или не имеет группа беженцев, но и кто и что потерял и приобрел. Этот метод позволяет обнаружить очень важную для женщины проблему - необходимость в защите. Кроме того, эта схема анализа включает следующие ключевые моменты:

- дифференциация доступа к ресурсам и контроля над ними, а также практических преимуществ мужских/женских обязанностей;
- понимание значения ресурсов - не только материальных, но и менее очевидных, таких как умения и навыки, социальные организации и, что наиболее важно для женщины, время.

  • Анализ возможностей и уязвимых моментов

Анализ позволяет выявить уязвимые точки в жизни женщин, мужчин и детей в чрезвычайной ситуации и их возможности преодолеть ситуацию. Она основана на матрице, которая описывает различные категории факторов, которые влияют на жизнь людей, и отношения между этими факторами.

Имеются в виду следующие категории:

  • физические и материальные ресурсы, которые требуются людям для жизни: земля, климат, здоровье, навыки, технологии;
  • социальные и организационные: социальные связи, политические организации, системы распределения продуктов и услуг, социальные ресурсы (например, образование);
  •  психология и подходы: комплекс убеждений и верований, подходов и ожиданий или зависимости, который обуславливает реакцию людей на ситуации. Матрица позволяет различать данные категории по полу, классу, национальной принадлежности и другим социальным факторам, или может быть использована для повторного анализа через какое-то время.

  • Иерархия нужд Лонгве

Этот метод может быть применен в любой ситуации, чтобы выяснить основную направленность предполагаемой деятельности. Положение мужчин и женщин рассматривается в отношении к следующим ключевым индикаторам развития: 

1.  контроль над ресурсами,
2.  участие в принятии решений,
3.  справедливость/равенство мужчин и женщин,
4.  доступ к ресурсам,
5.  материальное благополучие.

Эти индикаторы расположены в иерархическом порядке, начиная с самого важного.

Метод предполагает, что равный контроль над ресурсами не может быть достигнут раньше, чем будет достигнуто равенство в четырех других сферах. Данная прогрессия позволяет оценить существующие достижения и определить, что остается сделать.

Цель гендерного анализа - понять, каковы половые различия, их влияние, а так же постоянный учет факторов, определяющих отношения между мужчинами и женщинами и их последствия. Средства, которые для этого используются, зависят от контекста, опыта сотрудников и ресурсов. Они могут включать наблюдения, интервью, дискуссии и т.д.

  1. Мужчины и женщины как субъекты общества. Социально-философская характеристика их социализации: общее и особенное.

Рассмотрение проблемы целесообразно начать с понимания терминологии, характеризующей пол, мужественность и женственность. Несмотря на постоянный интерес к проблемам пола, половых сходств, различий, взаимодействий, эта категория достаточно изучена лишь в биологическом плане.

За коротким словом «пол» ранее закреплялось много смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, эротика, психологические особенности и социальные отношения женщин и мужчин.

Американский психолог Д. Майерс понятия пол и гендер: «"Пол" является биологической категорией, гендер — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям "мужчина" и "женщина"».

Современная наука различает биологический, репродуктивный пол — статус индивида как самца или самки — и социальный пол как совокупность социо-культурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе. Социальный пол называют гендером (от латинского gender — род), и все соответствующие свойства и отношения, за исключением анатомо-физиологических, называют не половыми, а гендерными.

  1. Проблемы культуры пола, стереотипы маскулинности и феминности в обществе.

  • Мужчина и женщина в идеале должны выступать равноправными субъектами общества. Но в патриархатном мире женщина выступает не столько как субъект – активный деятель, принимающий важные решения, сколько как объект руководящих усилий мужчины, ибо она отстранена от принятия высших решений. Веками мужчины ссылались на анатомо-биологические свойства женщин, особенно на их способность к деторождению как коренную причину, определяющую, якобы, их неспособность участвовать в сфере общественной жизни и выполнять высшие функции. Разум, интеллект, научные открытия – во всем этом женщинам было отказано. Женщину готовили для исполнения семейных функций – деторождения и домашнего труда.

  • Культура пола – это совокупность знаний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, регулирующих отношения между полами и их поведение в семье и в обществе. Для того чтобы модели пола и культуры пола заработали, поведение мужчин и женщин должно отличаться друг от друга и восприниматься как нечто разное.

Осознание гендерной принадлежности (т.е. принадлежности к полу) настолько распространено в нашем сознании, что мы его считаем заложенным в генах. И нам трудно поверить, что гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в ходе человеческого взаимодействия, и в то же время составляют основу социальной жизни и являются ее организующим началом.

  • Гендерное сознание и манера поведения, обусловленные принадлежностью к полу, настолько вошли в нашу жизнь, что мы обычно не придаем им значения. Однако если мы встречаем человека, чья манера поведения не однозначна и не позволяет нам определить, мужчина это или женщина, то мы чувствуем себя достаточно неуютно до тех пор, пока не отнесем его к определенному полу. В обществе существуют две группы людей подобного типа: трансвеститы (люди, переодевающиеся мужчиной или женщиной) и транссексуалы (люди, сделавшие операции смены пола). Однако эти люди всего лишь производят двусмысленное впечатление, не нарушая при этом гендерной дихотомии – мужское/женское. Переодевание в мужское и женское платье воспринималось бы как норма, если бы не существовало представлений о том, как принято одеваться мужчинам и женщинам. Под несоответствующей гендеру человека одеждой мы все же различаем черты принадлежности к определенному полу и относим трансвестита к разряду женщин или мужчин. Действительно, трансвестит, с биологической точки зрения, - это женщина, лишь переодетая в мужчину, или мужчина, переодетый в женщину. Транссексуал же ставший из женщины мужчиной или из мужчины – женщиной, перешагивает границы пола, но при этом вполне благополучно вписывается в рамки привычных категорий, обретая статус мужчины или женщины.

  • Работа и семья – основные институты большинства обществ – практически полностью проникнуты осознанием гендерных различий. Род занятий, профессии, характер выполняемой работы разделяются на мужские и женские. Роли родственников в семье определяются по гендерному признаку. На это указывают их названия: мать, отец, дочь, сын, брат, сестра. Здесь гендерная принадлежность также встроена в структуру института и играет практическую роль, особенно в разделении труда.

Стереотипы маскулинности (мужская гендерная роль).

Мужчины с головой погружены в океан социальной информации, которая дает им знания о том, что такое «мужественность» (информационное давление); общество поощряет их за гендерно-соответствующее поведение и не устает наказывать за малейшие действия, не укладывающиеся в рамки ролевых норм (нормативное давление).

Верования относительно того, каким должен быть мужчина и что он должен делать, составляет то, что названо «идеологией мужественности». Эта идеология – не что иное, как набор социальных норм.

  • Норма умственной твердости подразумевает, что мужчина должен быть знающим, компетентным и всегда контролировать ситуацию. Эта норма может мешать восприятию новой информации, быть причиной серьезных ошибок и создавать проблемы в сфере взаимоотношений.
  • Норма физической твердости и ее спутник – норма «посылай все к черту и вперед» содержит ожидания того, что мужчина будет физически сильным, мужественным и не избегать опасности. Эти нормы могут быть одной из причин агрессии и рискованного поведения, которое, например, включает в себя злоупотребление алкоголем и наркотиками, физиологические дисфункции, возникающие из-за злоупотребления лекарствами или несвоевременного обращения к врачу, неосторожную езду и безответственное сексуальное поведение.
  • Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчины не должны выражать чувства, показывать эмоциональную слабость и обязаны сами решать собственные проблемы. Причины того, что мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют меньше подлинно близких отношений, кроются именно в этом запрете на проявление эмоций.
  • Норма антиженственности содержит идею о том, что мужчинам следует избегать занятий и личностных черт, ассоциируемых с женщинами. Подобно норме эмоциональной твердости, эта норма также подавляет выражение эмоций, не позволяя проявлять желаемые, но стереотипно считающиеся женскими модели поведения, такие как нежность и эмпатия (сопереживание, сочувствие). Она может также противостоять более честному разделению работ по дому.

  • Американские ученые Томпсон и Плеск (1986) определили мужскую роль как «социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать». Шон Берн пишет: «Один из компонентов мужской роли – это норма успешности/статуса. Она означает, что ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе».

Стереотипы феминности (женская гендерная роль).

Стереотипы женской роли альтернативны стереотипам мужской роли. Вот некоторые из них.

  • Женщина-домохозяйка

женщина видится в основном «хранительницей домашнего очага», которая все силы отдает детям, хозяйству и менее всего думает о своей самореализации, развитии себя как личности. В этом видится «особый дар женщины». А он означает, что женщина тратит на домашнюю работу до 70 ч. в неделю, не получая за это ни плату за труд, ни внутреннее удовлетворение от примитивных форм домашней работы, ни благодарности от близких, кому посвящается ее жизнь. Неудовлетворенность ролью домашней хозяйки ощущают даже те женщины, чьей мечтой всегда была роль жены и матери.

  • Работающая женщина

Подавляющее большинство женщин в развитых странах и в России работают. Но работающие женщины должны исполнять и свои традиционные обязанности домохозяйки и матери. Гендерные ролевые стереотипы ассоциируют именно с женщиной эту двойную нагрузку, и при этом и в семье и на работе женщины не считаются равными мужчине. Женщины несут ответственность и за семейный бюджет, особенно если он напряженный, скудный в денежном отношении (ответственность за дефицит). Гендерные стереотипы детерминируют и различия в оплате труда мужчин и женщин.

  • Низкий статус женщины в организациях и отсутствие у них власти.

Мало того что женщины получают меньше денег, чем мужчины, они к тому же еще обычно и ниже по статусу, - пишет Ш. Берн. Например, большинство самых престижных профессий в американском обществе буквально оккупированы мужчинами: 80% научных работников, 84% врачей, 61% профессоров университетов и колледжей (стоит заметить, что несмотря на относительно высокий процент женщин среди преподавателей, женщин – постоянных профессоров, имеющих наивысший статус, только 10%), 78% адвокатов и судей, 87% архитекторов и 94% инженеров – также мужчины. Низкая власть женщин по сравнению с мужчинами становится очевидной, подчеркивает Ш. Берн, если обратить внимание на почти полное отсутствие женщин в политике.

  1. Феминология. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем.

Феминология – исследование женского вопроса и женского движения, их историче- ских судеб, противоречий женского бытия и способов их преодоления.

Женский вопрос – это осмысление положения женщин в обществе, обоснование про- граммы их эмансипации, достижения равенства с мужчинами во всех сферах общественной жизни.

ФИЛОСОФИЯ ПОЛА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ