Жизнь и смерть в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»


Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско» Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремит­ся к широким художественным обобщениям. Он анали­зирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях все­го мира есть много общего. Особенно показателен в этом плане замечательный рассказ "Господин из Сан-Франциско», написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.

В этом коротком произведении, которое можно на­звать своеобразным "мини-романом», И. А. Бунин расска­зывает о жизни людей, которым деньги дают, как кажет­ся на первый взгляд, все радости и блага мира. Что же это за жизнь, жизнь общества, "от которого зависят все блага цивилизации: фасон смокингов, и прочность тро­нов, и объявление войны, и благосостояние отелей»? Постепенно, шаг за шагом писатель подводит нас к мыс­ли, что жизнь эта полна искусственного, ненастояще­го. В ней нет места фантазии, проявлениям индивиду­альности, потому что все знают, что надо делать, чтобы соответствовать "высшему» обществу. Пассажиры "Ат­лантиды» одинаковы, жизнь их идет по установленно­му распорядку, они одеваются в одинаковую одежду, в рассказе почти отсутствуют описания портретов попут­чиков главного героя. Характерно и то, что Бунин не называет ни имени господина из Сан-Франциско, ни имен его жены и дочери. Они — одни из тысячи подоб­ных им господ из разных стран мира, и жизнь их всех проходит одинаково. И. А. Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского мил­лионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного тру­да он, наконец, понял, что добился того, к чему стре­мился.

Он богат. И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостя­ми жизни, тем более что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет — едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью — и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ори­ентируясь на то, как это делают другие.

Он много ест, много пьет. Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть. Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит. Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубо­чайший философский смысл. Господин из Сан-Францис­ко откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги.

Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозритель­ного счастья в будущем, но он и не замечает, как бездар­но прошла его жизнь. Господину из Сан-Франциско, это­му бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, "безза­ботного гуляки и красавца», равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению И. А. Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги. И. А. Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказы­вается искусственным в этом мире богачей. Именно лю­бовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с во­сточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет "необыч­ная кровь», потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду.

И высшая ступень опошления любви — пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры "Атлантиды», не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она "нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие Деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле». Смерть господина из Сан-Франциско ничего не из­менила в мире. И вторая часть рассказа с точностью до наоборот повторяет первую. По иронии судьбы герой возвращается на родину в трюме той же Атлантиды. Но он больше не интересен ни гостям судна, которые про­должают жить по своему распорядку, ни хозяевам, по­тому что он не оставит теперь денег в их кассе.

Продол­жается и жизнь в Италии, но герой рассказа уже не уви­дит красоты гор, моря. Впрочем, это и неудивительно — он не увидел их и тогда, когда был жив. Деньги иссуши­ли в нем чувство прекрасного, ослепили его. А потому он, миллионер, господин из Сан-Франциско, лежит сей­час в ящике из-под содовой в трюме корабля, за кото­рым следит со скал Гибралтара Дьявол, а "в гроте ска­листой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем», стоит матерь Божия, заступница "всех страждущих в этом злом и прекрасном мире».