Проектирование деятельности педагога по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

PAGE \* MERGEFORMAT 4

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты организации досуговой деятельности как фактора профилактики агрессивности у младших школьников………….6

1.1 Агрессивность младших школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..6

1.2 Формы организации досуговой деятельности младших школьников в педагогическом процессе СОШ………………………………………………10

Глава 2. Проектирование деятельности педагога по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста………………20

2.1 Педагогический проект по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………..20

2.2 Этапы проекта…………………………………………………………27

2.3 Перспективное планирование проекта……………………………..29

2.4 Реализация проекта и результаты опытно–экспериментальной работы………………………………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………………38

Приложения

Введение

Современные данные психологических, социальных, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально- психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в школе. В связи с этим для педагога-психолога актуальна задача поиска наиболее эффективных путей выявления и профилактики этого негативного факта. Одним из ключей к решению проблемы является развитие умений детей жить в обществе сверстников и взрослых, понимать их, отзываться на чужие переживания, справляться со своими отрицательными эмоциями, выражать их в социально-приемлемой форме.

Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития – 1,3,7 лет. Однако настороженность должна вызвать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации,  деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивное поведение человека и его особенности у детей на разных возрастных этапах активно изучались в России. Написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления агрессивного поведения детей такими авторами, как С.А. Беличева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубейнштейн, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Д.Б. Эльконин и многими другими.

За рубежом проблему агрессии и агрессивности изучали А. Бандура, И.Беркович, К. Лоренц, Г. Салливан, Б. Скиннер, З.Фрейд, Э. Фромм, К. Халл, К. Хорни, К. Юнг.

Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с профилактикой агрессивного поведения детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы остаются практически не изученными.

Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в младшем школьном возрасте.

В связи с этим складывается противоречие между возросшей необходимостью профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы и недостаточной методической и практической обеспеченностью данного вопроса.

Это определило выбор проблемы исследования: поиск эффективных форм и методов профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: формы и методы профилактики агрессивного поведения младших школьников.

Цель: разработать проект профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста и апробировать его на базе МАСОШ № 11 г. Боровичи.

Гипотеза исследования: предполагается, что профилактика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста будет осуществляться эффективнее, если использовать разработанный комплекс занятий.

Задачи:

- провести опытно-экспериментальную работу в 1 А классе МАСОШ № 11 г. Боровичи Новгородской области;

- на констатирующем этапе выявить уровень агрессивности младших школьников;

- на организационно-практическом этапе разработать и реализовать проект, содействующий снижению агрессивности младших школьников;

- на контрольно-итоговом этапе подвести итоги и результаты исследования.

Исследование проводилось на базе МАСОШ № 11 г. Боровичи Новгородской области. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Практическая значимость работы состоит в том, что был разработан и апробирован проект профилактики агрессивности младших школьников, который может быть применен в практической работе педагога школы.

Глава I. Теоретические аспекты организации досуговой деятельности как фактора профилактики агрессивности у младших школьников

1.1 Агрессивность младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, необходимо рассмотреть понятие «агрессия» и близкие ее понятия – «агрессивность» и «агрессивное действие».

Слово «агрессия» происходит от лат. «aggressio», что означает «нападение». «Словарь по социальной педагогики» Л.В. Мардахаева, предлагает следующее определение: «агрессия» - поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу.

По мнению, Коджаспировой Г.М, Коджаспирова А.Ю. «Агрессия» - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющая физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности [23,с.6]. Крысько В.Г. считает, что «агрессия» - индивидуальное или коллективное поведение и действия, направленные на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другим людям, либо на их уничтожение.

Таким образом, во всех современных справочниках и энциклопедиях даются сходные определения «агрессия». Коджаспирова Г.М. дает более полное и точное определение, на которое в дальнейшем мы ссылаемся, рассматривая агрессивность в младшем школьном возрасте.

Близким к понятию агрессия, по мнению Н.П.Сазонова является «Агрессивное действие» – это средство достижения какой – либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.

В последние годы, ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны.

Формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:

·  негативизм - чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;

·  раздражительность - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

·  подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

·  обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

·  чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;

·  вспыльчивость - ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.

Младший школьный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений.

Младший школьный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – учебную, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, формируется как техническая сторона, как и мотивационно – целевая [25,с.78].

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В младенческом возрасте детская агрессивность проявляется в импульсивных приступах упрямства, не поддающего управлению со стороны взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающегося криком, брыканием, касанием, щипанием, драчливостью. Причиной такого поведения, с одной стороны является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате либо ненадлежащего ухода родителями за ребенком, либо применением ими воспитательного воздействия (когда ограничивали или сдерживали получение удовольствия).

В раннем дошкольном и старшем дошкольном возрасте достаточно обоснованно принято считать, что проявление агрессивности во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка или особенностями «Эдиповой ситуации» в семье. Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности и формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в двух летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг, и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковые реакцию мальчики больше частью дерутся, а девочки визжат.

По мнению А.А Реана, факторы, влияющие на появление агрессивности, это:

·  стиль воспитания в семье;

·  повсеместная демонстрация сцен насилия;

·  нестабильна социально-экономическая обстановка;

·  индивидуальная особенность человека (сниженная производительность, низкий уровень активного торможения).

Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы детской агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностях регуляции поведения в целом, а также влияние специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка. Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте показывает, что все зависит от направленности и особенностей поведения ребенка, его воспитательной среды. Агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками при нарушении поведения младших школьников.

Одной из причин проявлений агрессивности может быть внутренняя неудовлетворенность ребенком, его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже отвергают его, то агрессия простимулируется обидой ущемление самолюбия, и будет направлена на обидчика, на того или тех кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.

Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональная напряженность и могут стать источником их психического нездоровья. Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно посредством организации профилактической работы.

Таким образом, агрессивность младших школьников как психолого-педагогическую проблему можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем педагогики. В агрессивности заключена общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он ни делал, хотя чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, наших представлений о том, что дети всегда должны быть мирными. Итак, под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе.

1.2 Формы организации досуговой деятельности младших школьников в педагогическом процессе СОШ

Проблема организации досуга не нова, ее издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К.Д.Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность». В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, оно происходит от глагола «достигнуть». В настоящее время под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг – это возможность что–то сделать или чего-то достичь [14,с.225].

В словаре С.И.Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время. Л.Д. Мардахаев определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей [16,с.86]. Свободное время-это время досуга, которым ребенок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых[25,с.220].

Детский досуг осуществляется в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам). Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т.е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга в выходные дни и во время каникул посещение утренников, просмотр спектаклей и телевизионных передач, занятие спортом и туризмом, участие в спортивных мероприятиях [18, с.59].

В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:

1)  отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;

2)  развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);

3)  праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;

4)  самообразование – это чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями;

5)  творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений. Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.

Активный отдых включает в себя:

-общение,

-спортивно - оздоровительную деятельность,

-игры и отдых на природе,

-пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, т.п.),

-интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках и т.п.).

Для детей младшего школьного возраста отдых заключатся в том, чтобы в свободное время учились заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, совершать прогулки, походы и т.д.).

Развлечение имеет компенсаторный характер: позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.

В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях. Особую роль развлечения играют в формировании художественно – эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки на представлениях кукольного и теневого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству. Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов.

К развлечениям относятся:

1.  Аттракционы – это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

2.  Сюрпризы – это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

3.  Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты пользуются специальными довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев.

4.  Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

5.  Шарады – это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

6.  Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Праздники формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Взрослые должны дать выход их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении класса, актового зала и других помещений школы [19, с.67].

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в сфере науки, искусства, культуры и техники, которое учит получать знания посредством наблюдения, проведения экспериментов, чтения, просмотров телепередач и прослушивания радио. Самообразование ребенка происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым. Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т.д.).

Потребность ребенка к самообразованию в полной мере зависит от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям; умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении. К самообразованию, как виду культурно - досуговой деятельности детей, относятся игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование [19,с.11].

Одним из практичных видов самообразования ребенка является коллекционирование. Его результативность зависит, прежде всего, от того, насколько оно ему интересно. При собирании марок, открыток, наклеек, предметов, игрушек интерес возникает в том, случае, если взрослые, руководя коллекционированием, опираются на общепринятые рекомендации и умеют увлекать детей. Коллекционирование начинается с того, что взрослый и ребенок ставят общую цель: что будут собирать, с какой целью, по какому принципу будет собираться материал. Тематический принцип позволяет сосредоточиться на одном направлении и расширять знания в выбранной области.

Одно из любимых детских занятий – коллекционирование марок и открыток на определенную тему (природа, спорт, города, репродукции картин, портреты композиторов, художников и т.д.). Какая бы область ни была выбрана, нужно продумать форму хранения коллекции (альбом для марок, витрина для игрушек, коробочки для семян или камешков и т.д.). Оформлять коллекцию следует красиво, чтобы она выглядела привлекательно и вызывала интерес у других. Любой ребенок испытывает удовольствие от того, что он может рассказать о предмете своей коллекции, проявить свои знания [19,с.27].

Творчество содействует возникновению стремления развивать художественных способностей в пении, рисовании и музицировали. Творчество учит самовыражению, находить новые решение в процессе рисования, лепки, конструировании, моделировании и сочинении мелодий, песен и танцев. Обычно чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения.

Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую проектировочную среду, например, студии при дошкольных учреждениях и в системе дополнительного образования (центры, дома творчества и т.д.). Поддерживать увлечение детей и создать условия для дополнительного обучения в кружках и студиях [19,с.28].

Педагоги и психологи, говоря о том, что бессмысленное времяпровождение многих детей, их пустые, а порой и антигуманные забавы стали обычными явлениями современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок; неразвитость интересов у детей, их увлечений; недоступность посещения досуговых детских центров. Незаметно стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь.

Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и старшими детьми [13,с.3].

По мнению Сухомлинского В.А. «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра - самая благоприятная почва для бурного развития воображения» [1, с.3].

Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение свободы. Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир ребенка и становятся возможными самые необыкновенные превращения[1].

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно – ролевой игре. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведений. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажей. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) сюжетно – ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

А.М. Леонтьев относит игры - драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актерства.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Школьники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируется представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера [25,с.305].

Детям младшего школьного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). На интерес к театрализованным играм влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, декорации, оркестр), о разных жанрах театрального искусства, об истории театра. Наконец, интерес поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности младших школьников, как в семье, так и в образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. В младшем школьном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом театрализованная игра способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка в игре, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.

Глава 2. Проектирование деятельности педагога по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

2.1 Педагогический проект по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

С целью изучения путей профилактики агрессивности детей младшего школьного возраста средствами досуговой деятельности, была проведена опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении, состоящая из трех этапов:

1) констатирующий этап - выявление уровня агрессивности младших школьников;

2) организационно-практический этап - разработка и реализация проекта, содействующего снижению агрессивности младших школьников;

3) контрольно-итоговый этап - подведение итогов и результатов исследования.

Эмпирическая база исследования: 1 А класс МАСОШ № 11 г. Боровичи Новгородской области.

Положенный в основу педагогического проекта системный подход обусловливает логическую взаимосвязь содержания основных направлений и способствует целостному решению проблемы профилактики агрессивного поведения детей путем педагогического воздействия и взаимодействия. Каждый компонент представленного проекта имеет свою структуру и ориентирован на решение специфических задач с помощью системы форм, методов, средств организации работы. Выбор данных приемов — следствие теоретического анализа подходов к профилактике и развитию эмоциональной сферы личности дошкольника в рамках отечественной и зарубежной психологии и педагогики (Н.Г.Аникеева, Э.Аронсон, Л. Ватова, Н.Ежкова, А. В. Запорожец, А. И. Захаров, Н. Л. Кряжева, К. Лоренц и др.).

При разработке содержания системы педагогического проекта основой стало положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний ребенка при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающему, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение.

Аннотация. В данном проекте представлена форма работы с младшими школьниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.

В ходе работы над проектом разработан методический материал: конспекты комплекса занятий по снижению уровня агрессивности младших школьников и развитию коммуникативных способностей; консультации для родителей и педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми и нравственного воспитания; сценарий развлечения «Что посеешь – то и пожнешь»; памятки; стендовая информация. Подобрана методическая литература, составлены картотека игр, видеотека.

Представленный материал поможет педагогам и родителям решать проблемы взаимоотношений в детском коллективе и эффективно работать с детьми, проявляющими агрессивное поведение.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.

Серьезную обеспокоенность педагогов вызывает омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать даже среди дошкольников.

Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства младших школьников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

Агрессивность, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Теоретическая подготовка педагогов к работе с агрессивными детьми, знания учителей приемов саморегуляции эмоциональных состояний часто бывают недостаточны.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности - это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.

Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.

Участники проекта. Дети старшего младшего школьного возраста, родители учеников, учителя СОШ.

Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и снижение уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Задачи проекта:

- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

- формировать эмоциональное осознание своего поведения;

- обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;

- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева;

- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

- повышать уровень компетентности в нравственном воспитании у родителей.

В результате реализации проекта планируется получить следующие результаты:

- проведение своевременной диагностики агрессивного поведения младших школьников;

- повышение компетентности родителей и педагогов по проблемам взаимоотношений младших школьников;

- проведение специальной коррекционно-развивающей работы с детьми;

- взаимодействие семьи и СОШ;

- снижение уровня агрессивности детей.

Принципы внедрения проекта:

1.Ценностно-ориентированный принцип: эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.

2.Принцип активности и свободы самовыражения ребенка - постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3.Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

4.Системность организации психики ребенка: развитие эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон возможно воздействием на другие психические процессы ощущение, мышление, воображение).

5.Опора на возрастные возможности и сенситивные периоды детства — учет интересов детей, определенных их возрастом.

6.Поэтапность педагогической работы: при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.

7.Принцип свободного участия: если упражнения интересные, занимательные, их будут выполнять дети.

8.Принцип взаимного уважения: не допускается унижение ребенка.

9.Принцип осознанности: пока то или иное действие, процесс и т. п. не будут осознаны ребенком, он не сможет реализовать их на практике.

10.Принцип рефлексии: для актуализации полученных знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.

Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, формы учебной деятельности, а также внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение, был применен комплекс методов профилактики агрессивного поведения: игротерапия, рисуночная терапия, музыкотерапия, методы речевого воздействия, и т.д.

Профилактическое направление программы реализуется в организации занятий со всеми детьми 1А класса.

Педагогический проект состоит из цикла занятий, которые разбиты на пять блоков. Проводить занятия рекомендуется один раз в неделю, то есть в течение месяца проводятся 4 занятия.

Занятия строятся на материале близком и доступном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Все занятия имеют четкую структуру:

Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры). Выполняет важную функцию настройки на предстоящую деятельность, позволяет активизировать детей, поднять их настроение, способствует снятию эмоционального возбуждения.

Основное содержание (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Последовательность предъявления упражнений предполагает чередование деятельности; упражнения располагаются в порядке от сложного к простому.

Расслабление. Позволяет снять напряжение детского организма.

Рекомендуется проводить в сочетании с аромотерапией.

Рефлексия (оценка, арт-терапия, беседы). Даются две оценки: эмоциональная (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Проект состоит из пяти взаимосвязанных блоков.

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций детей.

Задачи:

  • снизить эмоциональное напряжение;
  • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
  • развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умения выразить свое;
  • обучить приемам ауторелаксации и саморегуляции, способам выражения эмоций.

Блок 2. Гармонизация противоречивости детской личности.

Задачи:

  • Учить распознавать эмоции по внешним сигналам: выражать эмоции с помощью пантомимики;
  • формировать моральные представления о нормах поведения;
  • тренировать психомоторные функции.

Блок 3. Повышение уровня самостоятельности в решении возникающих проблем. Коррекция зависимости от окружающих.

Задачи:

  • прививать новые, адекватные формы поведения: учить самостоятельно принимать верные решения;
  • продолжатьобучение навыкам саморегуляции, саморасслабления;
  • формировать адекватные формы поведения.

Блок 5. Формирование социально приемлемых способов выражения гнева.

Задачи:

  • снизить возбуждение и аффективные реакции, обогатить опыт детей навыками конструктивного поведения.
  • снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
  • обучить детей эффективным способам общения.
  • сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков.


2.2 Этапы проекта

Этапы

Направленность

Цели этапа

Содержание

Сроки

1.

Вводный

сбор информации по проблеме детской агрессивности

- постановка цели и определение задач проекта;

- изучение педагогической литературы;

- подбор диагностического материала и методик;

- подбор информации для консультаций;

- разработка перспективного плана мероприятий проекта.

август

2.

Основной

Дети

диагностическое

исследование

- диагностика уровня агрессивности детей 1 А класса (экспертная оценка воспитателями и родителями);

- социометрическое исследование;

- формирование коррекционной группы.

сентябрь

коррекционно-развивающая работа

- работа с коррекционной группой (игровые сеансы);

- работа с возрастной группой (занятия по нравственному воспитанию);

- развлечение «Цветик-семицветик»;

- акция «Неделя добрых дел»;

октябрь-

март

январь

Родители

диагностическое

исследование

- исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия;

октябрь

Повышение компетентности по проблемам общения младших школьников и агрессивного поведения у детей

- индивидуальные консультации по запросу и по итогам диагностики;

- клуб для родителей «Давайте жить дружно»;

- памятки: «Как правильно выбрать телевизионные передачи для ребенка», «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей»

- акция «Всем миром»;

- акция «Неделя добрых дел»;

октябрь

ноябрь

сентябрь

декабрь

Педагоги

диагностическое

исследование

Диагностика коммуникативной толерантности (автор В.В. Бойко)

октябрь

Повышение компетентности по проблемам общения младших школьников и агрессивного поведения у детей

- Цикл практикумов для учителей «Эффективное общение» (6 занятий);

- консультация для учителей начальных классов «Как работать с агрессивными детьми»;

- памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры».

- составление картотеки игр, аудио- и видеотеки;

- презентация проекта «Давайте жить дружно!»

сентябрь – февраль

октябрь

январь

3.

Итоговый

Анализ эффективности проектной работы

- контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности, социометрическое исследование);

- оформление проекта;

- выставка рисунков «Мы умеем дружить»

март


2.3 Перспективное планирование проекта

Таблица 1. Перспективное планирование проекта, направленного на коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

План занятий

Основные цели

1. “ЗНАКОМСТВО” сентябрь

1) “Интервью”

2) “ Дракон кусает свой хвост”

3) “Баржа”

4) “Связующая нить”

-создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

- снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

- снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

2. “НАСТРОЕНИЕ” октябрь

1) Сказка “Репка” (инсценировка)

2) Рисование своего настроения

3) “Колокол”

- снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

- упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

3. “МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ” ноябрь

1) “Связующая нить”

2) “Подари улыбку”

3) “Ласковое имя”

4) “Мы тебя любим”

- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

- создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

- создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

- эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

4. “МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ” декабрь

1) “Связующая нить”

2) “Передай сигнал”.

3) Танец “Цветок”

4) “Зеркало”

- сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

- энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”.

- эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

5. “ДРУЖБА” январь

1) “Связующая нить”

2) “Только вместе!”

3) “Обзывалки”

4) Танец свободы и победы “Святой Георгий”

- физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

- снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

- снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.

6. “МЫ ВМЕСТЕ” февраль

1) “Закончи предложение”

2) “Разведчики”

3) “Аэробус”

4) “Доброе животное”

- повышение уверенности в себе, в своих силах.

- развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

- учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие.

- способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

7. “ТУХ-ТИБИ-ДУХ” март

1) “Рубка дров”

2) “Ворвись в круг”

3) “Тух-тиби-дух!”

4) Игра “Газета”

- помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

- снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.

- снять негативные настроения и восстановить силы.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

8. “ВОЛШЕБНАЯ ИГРА”апрель

1) “Бумажные мячики”

2) “Два барана”

3) “Попроси игрушку”

4) “Липучка”

- дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

- снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

- обучить детей эффективным способам общения.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

9. “НАША ДРУЖНАЯ ГРУППА” май

1) “Связующая нить”

2) “Несуществующее животное”

3) Тема рисования: “Наша дружная группа”

4) “Подари камешек”

- сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков.

- влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи.

- Обучить детей эффективным способам общения.

2.4 Реализация проекта и результаты опытно–экспериментальной работы

В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы.

Анализ научной литературы, а также данные диагностических исследований показали, что в настоящее время, для успешной реализации человека в жизни важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения. Проявление же агрессивности как устойчивой формы поведения ведет к снижению продуктивного потенциала, ограничению общения, к появлению нежелательных моделей поведения, в итоге затрудняется личностное развитие ребенка.

Для решения данной проблемы был создан проект «Давайте дружить», в реализации которого приняли участие родители, дети МАСОШ № 11 г. Боровичи.

Была разработана система групповых и индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков детей 1 А класса, воспитание у них нравственных чувств, обучение способам конструктивного взаимодействия.

Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были подготовлены: памятки «Как правильно выбрать телевизионные передачи для ребенка», «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей»; клуб для родителей «Давайте жить дружно», целью которого было повышение уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания дошкольников, влияния СМИ на развитие ребенка. Родители также стали активными участниками акции «Неделя добрых дел».

Для педагогов были проведены: цикл практикумов для учителей «Эффективное общение» (6 занятий); консультация для учителей младших классав «Как работать с агрессивными детьми»; изготовлены памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры»; составлены картотеки игр, аудио- и видеотеки.

Таким образом, реализация проекта «Давайте дружить!» способствовала снижению агрессивности; развитию эмпатии и коммуникативных навыков.

Образовательный проект «Давайте дружить!» способствовал повышению педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

После проведения опытно-экспериментальной работы было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации проекта, содействующего снижению агрессивности младших школьников. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения занятий программы. В результате были получены следующие данные: приведем здесь итоговый уровень выполнения заданий по всем четырем методикам (см. табл.2):

Таблица 2. Оценка уровня агрессивности младших школьников по всем четырём методикам на контрольном этапе эксперимента

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

1

2

3

4

1

Аня Ж.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

2

Арина Ж.

СЛ

СР

СР

СР

СР

3

Вероника П.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

4

Данила А.

СР

СР

СР

СР

СР

5

Дима Ч.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

6

Ваня С.

СР

СЛ

СР

СР

СР

7

Егор П.

СР

СР

СР

СР

СР

8

Катя Е.

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

9

Кира С.

СР

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

10

Кирилл И.

СР

СЛ

СР

СР

СР

11

Настя К.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

12

Рома А.

СР

СР

СР

СР

СР

13

Святослав С.

СР

СР

СЛ

СЛ

СР

14

Слава М.

СР

СР

СР

СЛ

СР

15

Яна О.

СР

СР

СР

СЛ

СР

16

Ярослав Т.

СР

СЛ

СР

СР

СР

По результатам четырёх методик на контрольном этапе эксперимента получены следующие данные:

- 6 детей имеют слабый уровень агрессивности,

- 10 детей - средний,

- высокий и повышенный уровень агрессивности не выявлены.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Кирилл И., Святослав С., Егор П., Настя К., Яна О.), на контрольном этапе показали средний уровень.

Высокий и повышенный уровни агрессивности по результатам четырёх используемых методик на контрольном этапе не были выявлены у детей данной экспериментальной группы.

Можно сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанного проекта, содействующего снижению агрессивности младших школьников.

Таким образом, наша гипотеза о том, что процесс профилактики агрессивности детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если на основе диагностики агрессивности детей будет разработан и реализован проект с целью профилактики их агрессивности, была доказана.

Заключение

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.

Исследования ученых в этой области показывают, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.

На современном этапе особенно важным является изучение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.

В ходе написания курсовой работы была достигнута цель – разработан и реализован проект профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на базе МАДОУ СОШ № 11 г. Боровичи.

Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы:

1. В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к агрессивным действиям в младшем школьном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.

2. Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием  биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.

3. В младшем школьном возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики агрессивного поведения у детей. Методы профилактики агрессивного поведения детей должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.

С целью изучения путей профилактики агрессивности детей младшего школьного возраста средствами проективной деятельности, была проведена опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении, состоящая из трех этапов: констатирующий этап - выявление уровня агрессивности младших школьников; организационно-практический этап - разработка и реализация проекта, содействующего снижению агрессивности младших школьников; контрольно-итоговый этап - подведение итогов и результатов исследования.

По результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 16 детей в особом внимании нуждаются 6 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы, содействующей снижению агрессивности младших школьников.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности, на контрольном этапе показали средний уровень. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанного проекта, содействующего снижению агрессивности младших школьников.

Таким образом, гипотеза о том, что профилактика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста будет осуществляться эффективнее, если использовать разработанный комплекс занятий была доказана.

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья младших школьников.

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.


Список использованной литературы

  1. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2011
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2010
  3. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание.- 2013.- № 6.-с.55-58.
  4. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 2009
  5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2011.
  6. Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.:Академия., 2012.
  7. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 2010. 103 с.
  8. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ// Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
  9. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в детском саду.- 2013.- №1.-с.64-66.
  10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2013.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2010.
  12. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Речь, М.: Сфера, 2012.
  13. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: ВЛАДОС, 2011.(Психология для всех).
  14. Методы психологической диагностики в работе детского психолога.М., 2012. 191 с.
  15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Тривола, 2012.
  16. Пашкевич Т.Д. Ребята давайте жить дружно. // Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2012
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2010.
  18. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2014. № 1. 81 - 87.
  19. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2012.
  20. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети// Дошкольное образование.- 2013.- №5.-с.62-67.
  21. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности// Вопросы психологии.- 2012.- №1.- с.17-26.
  22. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
  23. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.:Просвещение, 2011.
  24. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск.:Литера., 2010
  25. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013.
  26. Чистякова М. И. Психогимнастика /под редакцией И. И. Буянова - М.: Просвещение, 2010.
  27. Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 128с.
  28. Эмоциональное развитие дошкольника/под редакцией Кошелевой А. Д. - М.: Просвещение, 2009.

Проектирование деятельности педагога по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста