СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ
ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ
Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее месте и роли.
Предмет социальной педагогики
Это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
В советское время понятия «социальная педагогика» в педагогической науке не существовало. В Педагогической энциклопедии (М., 1968) определение социальной педагогики дается как «одно из направлений буржуазной педагогики», которая занимается изучением «пограничных социально-педагогических проблем».
Подобная позиция сохранялась до 80-х годов, хотя ученые в России еще до 1917 г. занимались проблемами социальной педагогики, их труды и учебники широко публиковались2.
Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правого воспитания1. Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социальное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом.
Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.
По современным представлениям социальная педагогика это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В.Мудрик].
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основной:
дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, воспитание в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы3.
Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться самостоятельно.
Особенность современной социальной педагогики ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.
Социальная педагогика это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Термины социальной педагогики
Прежде всего надо определить, что такое социальная среда.
Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и,
во-вторых, это непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
Социальное воспитание ~ понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.
Помочь человеку это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.
Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Чтобы добиться успеха, необходимо изучать ребенка, уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние окружающей среды на ребенка.
Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица. Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т.д.
Термин социальная работа означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное положение.
Социально-педагогическая деятельность это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
В современных условиях ребенку требуется поддержка. Психологи зафиксировали постоянную тревожность школьника, которую вызывают учебная нагрузка (перегрузка), двойки, несправедливый учитель, который не в состоянии дойти до каждого ученика, неустроенность семьи, двор, где ребенок попадает «на счетчик» (криминальный прием) или в руки наркоманов, токсикоманов.
Ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддержка противостоять злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей.
Молодому человеку требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика «наука о воспитательном влиянии социальной среды» [В.Д.Семенов].
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества), следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных учреждениях.
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности, религиозное и общественное воспитание.
Например, особенности нашей славянской семьи базируются на традициях православия, идеях добра, терпения, милосердия и соблюдения моральных норм. Поэтому, социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Функции социальной педагогики
Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции?
1.Первостепенной является изучение ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
- Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
- Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
- Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
- Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
- Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
- Одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Таким образом, функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
- воспитательная,
- социально-правовая,
- социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Прикладные задачи социальной педагогики
Одна из прикладных задач педагогики состоит:
Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников.
Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить организовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
Поэтому, прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам о воспитании в семье, заботе государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитанию христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.
Немного истории
В середине XIX в. в отечественной педагогике после публикации трудов К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого усилилось внимание к проблемам влияния на воспитание и развитие ребенка окружающей среды, социализации личности и роли социальной педагогики.
Создание К.Д.Ушинским теории «истинно христианского» народного воспитания воистину огромное событие в истории отечественной педагогики.
Многие ученые-педагоги ХТХ начала XX в. обращаются к проблемам воспитания ребенка: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф.Лесгафт ,Василий Порфирьевич Вахтеров, Петр Федорович Каптерев (18491922).
В 1911 г. вышла на русском языке книга Пауля Наторпа «Социальная педагогика» (СПб., 1911). Его формула, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности стала основой его социальной педагогики.
Он писал, что увеличивается число людей, утверждающих, что семья в результате экономического переворота вырождается, что функции социального воспитания семья теряет и их будет осуществлять школа1.
Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский. Философ, психолог, теоретик и историк образования, с 1912 г. преподавал в Киевском университете. Профессор
Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Среда главный фактор в социализации личности. Это: влияние на ребенка семьи, школы, народных традиций и обычаев, развитие науки, языка, религиозной жизни ребенка.
Много для развития социальной педагогики сделал замечательный русский педагог Станислав Теофилович Шацкий (18871934). Главным в педагогике, считал он, должно быть развитие ребенка не в его генетических задатках, «а в той социальной и экономической среде в которой происходит его формирование и воспитание». Его основной тезис сводился к тому, что в формировании личности главным является «социальная наследственность», т. е. нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение4.
Вопросы и задания
Назовите особенности социальной педагогики как науки.
Каковы функции социальной педагогики?
Дайте характеристику терминам социальной педагогики.
Дискуссии о социальной педагогике.
PAGE 5
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ