«Одиссея» Гомера в 7-м классе, или Как сделать урок литературы значимым для всех


Одно из серьёзных препятствий, стоящих между учеником и классическим текстом, заключается в том, что подростковый возраст весьма субъективен. То, что не имеет никакого отношения к жизни подростка, его проблемам, часто ему неинтересно. Знание должно быть для него “смысложизненно”

Мой путь лежит в далёкие края.

Хоть будет страшно иногда,

Но не беда.

Пьяный ветер в облаках.

Пыль дорог на сапогах.

Я иду туда, где лес,

Где травы в поле до небес,

Ночью песни у огня,

Звёзды, алая вода.

Я решил, что захвачу

Я с собой свой дом родной,

И тогда зимой, весной

Будет мне всегда покой.

Коля И.

Я сегодня потерял себя.

Просто взял и забыл дорогу домой.

Кто-то сбросил ключи со скалы,

И за ними туда...

Мне придётся уйти,

Мне нельзя оставаться.

Я не хочу, чтобы вереск печально качался;

Я не хочу видеть пение птиц;

Не хочу слышать, как падает лист.

Я сегодня потерял себя.

Просто взял и выключил свет.

Дорога... Ведь дом мой погиб.

А он был частицей тебя.

Алиса К.

Мы видим глубоко личностный, индивидуальный характер этих работ. Они необыкновенно разнообразны и по форме, и по чувству, и по заложенным в них идеям.

Ученики не должны были связывать свои работы с «Одиссеей», однако некоторые используют её сюжет и выразительные средства в своих тах, как, например, в этой.

Море и берег

Море

Одиссей плывёт на красивом корабле через море со своими товарищами. От эфиопов меж тем возвращается Земли Колебатель. Издалека с Солимских он гор заприметил, как море переплывал Одиссей на корабле своём быстром. Сильно он был разгневан. И, покачав головой, он воскликнул себе: “Что это значит? Одиссей уже близок к земле Феакийской, где должен избегнуть всех своих несчастий. Но много ещё горя я доставлю ему!” Разом он тучи согнал и море до дна взбудоражил, в руки трезубец схватив. И разом воздвигнул порывы самых различных ветров и тучами землю и море густо окутал. Глубокая ночь спустилась с небес, Евр столкнулись и Нот, огромные волны вздымая. И проясняющий небо Борей и Зефир быстровейный. У Одиссея расслабли колени и милое сердце. В сильном волненье сказал он себе: “Горе несчастному мне! О, чем же всё кончится это?

Берег

На издалека заметной Итаке живу я. Гора там вверх выдаётся Нерит, колеблющий листья. Много там и других красивых островов, близких друг к другу. Зам и Дулихий, покрытый лесами обильный Закинф. Плоская Итака во мраке лежит. Почва её камениста, но юношей крепких питает. Я не знаю страны прекрасней Итаки. Там много красивых лесов. Прекрасна Итака всегда!

Саша В.

Это говорит о том, что интерес к тексту возрос. Заполняя листки самооценки, ученики отметили свой внутренний рост именно на втором-третьем уроках.

Четвёртый урок начинается с чтения творческих работ. Они дают возможность “перекинуть мостик” от предыдущего урока. В творческих работах семиклассников отражены те два полюса — дом и дорога, о которых мы говорили. Теперь посмотрим, каков же герой, находящийся между этими полюсами. Как характеризуется в поэме Одиссей?

Мы предлагаем ученикам послушать фрагменты песен 5 и 24 и выписать характеризующие героя слова. Получается следующая запись. По песни 5: “был добрым, мудрым царём и народ свой любил, как отец благодушный; в бедах постоянный; могучий муж; злополучнейший самый муж; хитрец; ум осторожен; многохитростный муж; благородный; богоравный”. По песни 24: “хитроумный (неоднократно), в испытаниях твёрдый, лучезарный”.

Разберём подробно каждую характеристику, вдумаемся в её смысл. Например, чем ум отличается от хитрости? Хорошее ли качество — хитрость? А что значит слово “хитроумный”? Что, кроме хитроумия, ценит в своём герое автор? (Мы видим, как важно то, что Одиссей “в испытаниях твёрдый”.) Противоречива или цельна фигура Одиссея?

Затем посмотрим, какие поступки героя подтверждают эти авторские характеристики. Какие характеристики семиклассники бы добавили герою?

Поговорим затем о тех испытаниях, которые перенёс Одиссей. Какие из них кажутся ученикам особенно трудными?

Одни ученики называют наиболее трудным испытанием тот момент, когда Одиссей ведёт корабль между Сциллой и Харибдой, зная, что шестеро его товарищей должны погибнуть; другие — его искушение любовью нимфы Калипсо; третьи — то, что он должен притворяться нищим и терпеть унижение от женихов Пенелопы. Выделяются и другие эпизоды, в которых герой проявил себя с разных сторон. Это даёт возможность создать наиболее полное о нём представление и ответить на вопрос: “Что же помогает Одиссею преодолеть все преграды?”, а также выйти к ответу на перспективный вопрос: “Почему Одиссей так долго странствовал?”

ПЯтый урок — урок внеклассного чтения на тему «По следам Одиссея». Это очень важный для нас урок. Он позволяет мотивированно и личностно закрепить теоретико-литературный материал об отличиях лирики и эпоса, а также вывести семиклассников к творческой работе синтезирующего характера.

Говоря о Гомере, мы всё время повторяли, что «Одиссея» — эпос, эпическое произведение. Рассмотрим теперь следующие вопросы.

— Что же такое эпос? Чем он отличается от лирики, об особенностях которой мы говорили при обращении к народным песням?

— Может ли существовать эпический герой в лирическом произведении?

— Что с ним тогда произойдёт? Как вы себе это представляете?

— Каким может быть лирическое произведение, связанное с «Одиссеей»?

Отвечая на два последних вопроса, семиклассники частично предугадывают то, с чем встретятся на уроке. Выявляя и активизируя читательские ожидания, развивая способность к предугадыванию, мы способствуем тому, что дальнейшее восприятие текстов семиклассниками будет более заинтересованным, личностно-мотивированным.

Ученики говорят о том, что эпический герой в лирике преобразится: для автора будет важен прежде всего его внутренний мир, в тексте произойдёт слияние или максимальное сближение между мирами автора и героя (или текст будет написан от лица героя, или это будет не прямое, но ощутимое соединение в несобственно-прямой речи). Возможно также, что в лирическом произведении эпический сюжет, судьба героя дадут автору повод для размышления о себе, своих чувствах и проблемах. Лирическое произведение, связанное с гомеровским эпосом, может быть и просто художественным откликом, реакцией поэта-читателя. В любом случае, говорят семиклассники, автор должен найти в эпическом произведении что-то глубоко личное, близкое ему.

После такой подготовки мы слушаем запись песни А. Городницкого «У Геркулесовых столбов».

У Геркулесовых столбов

Лежит моя дорога,

У Геркулесовых столбов,

Где плавал Одиссей.

Меня оплакать не спеши.

Ты подожди немного,

И чёрных платьев не носи.

И частых слёз не сей.

Ещё под парусом тугим

В чужих морях не спим мы.

Ещё к тебе я доберусь,

Не знаю сам, когда.

У Геркулесовых столбов

Дельфины греют спины

И между двух материков

Огни несут суда.

Ещё над чёрной глубиной

Морочит нас тревога

Вдали от царства твоего,

От царства губ и рук.

Пускай пока моя родня

Тебя не судит строго.

Пускай на стенке повисит

Мой запылённый лук.

У Геркулесовых столбов

Лежит моя дорога.

Пусть южный ветер до утра

В твою стучится дверь.

Ты не спеши меня забыть,

Ты подожди немного.

И вина сладкие не пей.

И женихам не верь!

Спросим: “Какие мотивы «Одиссеи» звучат в песне? Равен или не равен герой песни гомеровскому герою? Что их роднит? Почему упоминаются женихи, запылённый лук? Как преображает героя лирика?”

Семиклассники здесь впервые сталкиваются с такой вещью, как скрытые цитаты, литературные аллюзии. Отсылка к Гомеру в начале стихотворения — открытая и ясная. Но какова её цель, и как дальше развивается она в тексте? Автор в начале песни не отождествляет себя с Одиссеем и даже не сравнивает прямо: он говорит только о совпадении своего маршрута с путём Одиссея (“где плавал Одиссей”)

Грянул гром. Проснулся я

И посмотрел в окно. Душа моя застыла:

Увидел я, как Одиссея корабли

Уносит вдаль подальше от меня.

Я книгу начал вспоминать

Про подвиги различные,

Про слёзы и любовь,

Про то, как ждали

И не ждали Одиссея.

Про поражения, в которых Одиссей

В итоге побеждал...

Рассвет.

Я просыпаюсь и смотрю в окно,

А там — гремящий, жуткий,

Серый город.

Коля И.

В данном случае стихотворение написано о себе, «Одиссея» — толчок; нечто, существующее в противовес действительности.

А вот другая работа, где происходит присоединение автора к герою, что и делает произведение лирическим.

Воспоминания Одиссея

Одиссей стоял на корме своего корабля. Впереди виднелась Итака.

Он перебирал в голове все свои странствия и приключения.

Как он видел дым над развалинами Трои, спалённой собственным хитроумием.

Как они возвращались с нагруженными золотом кораблями.

Как потом сначала тихое море разбушевалось.

Как он был в логове у циклопа.

Как проезжал мимо сирен и слышал самую прекрасную песню в его жизни.

Он вспоминал, что погибли его друзья, когда они проезжали мимо Сциллы и Харибды.

Вся его жизнь прокрутилась у него в голове.

Он думал, как Пенелопа изменилась и сын стал мужчиной.

Одиссей думал о том, как его примут в старом доме, тепло или холодно.

Он ждал встречи с Итакой.

Данила И.

Лиричность данному тексту придают и анафорические повторы, и своеобразная ритмизированность текста.

Есть работы, в которых герой сравнивается с Одиссеем, но автор предрекает ему иную судьбу.

Зачем ушёл ты из дома?

Зачем ты покинул свой кров?

Ушёл ты счастье искать,

Ушёл искать ты любовь.

Любопытство влечёт тебя, как Одиссея,

Но сможешь ли ты избежать

Тех опасностей страшных?

Упрёков я делать не смею,

Но мы не узнаем

Тебя ни средь нищих, ни

Средь богатых и важных.

Придёшь ты домой, но

Поздно уж будет.

Откроют тебе новые люди,

И ты никого не узнаешь,

И никто не узнает тебя.

Яна Ч.

Во всех случаях происходит личностное осмысление прочитанного произведения, при котором первоначальное отторжение преодолевается. Это оставляет надежду на то, что в соответствующем возрасте и расположении духа в будущем наши ученики прочтут «Одиссею» не в пересказе и не в отрывках, а полностью, и с удовольствием.

Таким образом, мы увидели на конкретном примере некоторые возможности построения урока “от ученика”. Ученические творческие работы, работа учащихся на уроке и самооценка после них убеждают нас в эффективности избранного пути.

Примечания