Открытый урок по истории Семь чудес света в 5 классе


Открытый урок «Семь чудес света»

Цели:

- познакомить учащихся с целостной картиной по истории архитектуры Древнего мира, способствовать формированию у учащихся представления об античной культуре, организовать деятельность учащихся совместно с учителем изучения нового материала, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению дополнительных источников, нового материала учебника, интеграция предметов истории, географии, английского языка.

- формирование у учащихся умений составлять рассказ, делать несложные выводы, приобщение их к достижениям информационных технологий.

- содействовать воспитанию уважения к культуре и к традициям Родины на примере уважения к культуре и традициям стран античного мира.

Задачи:

1. Повторение и дополнение знаний учащихся по теме: « Культура Древнего мира». Это касается древней архитектуры, техники строительства. Декоративных элементов оформления.

2. Углубление знаний об исторических событиях, мифах и легендах древности, которые связывались с теми или иными знаменитыми личностями или сооружениями.

3. Расширение кругозора учащихся.

Тип урока: комбинированный, в нем присутствуют элементы повторения и обобщения, а так же изучение нового материала; используются разнообразные задания, охватывающие пройденный материал за курс 5 класса.

Форма урока: урок-«путешествие в прошлое»

Используемые методы, технологии: исследовательский, поисково-проблемный словесный, наглядный, практический; компьютерные технологии

Межпредметные связи: с географией, английским языком, рисованием, трудовым воспитанием.

Место урока в программе: заключительный урок по истории древнего мира за весь учебный год

Оборудование: карта Древнего мира, экран, компьютер, классная доска, литературные источники.

Организационный момент.

Урок начинается со вступительного слова учителя (слайд 1)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно тихонько за партой сидеть,

А можно отправиться –

Чудеса посмотреть

Учитель: Здравствуйте ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы с вами совершим невероятное путешествие во времени и пространстве. А помогут нам в этом необычная машина времени и ее экипаж. Вместе с нами в путешествие отправляются группа экспертов.

Ход урока.

Совсем скоро весенние каникулы. Каникулы - прекрасная пора для путешествий, но не каждый может посетить далекие страны. А отправиться в увлекательное путешествие в прошлое не может никто! Но нам с вами на уроках истории повезло больше всех!

Представьте, что мы находимся на удивительной машине времени под названием " machine of time " который может перенести нас в любую страну и любую эпоху.

Но перед тем как совершить полет нам необходимо вспомнить, что вы знаете о прошлом:

- Какой предмет нам помогает узнать о прошлом? (история)

- Что такое история? (наука изучающая человека в прошлом)

- С какими государствами по истории Древнего мира вы познакомились? (Египет, Вавилон, Сирия, Финикия…)

- У каждого государства есть свои архитектурные памятники, которыми эти государства гордятся, но некоторые из них входят в священное число бога Аполлона. Какое? (7)

- Как называют прославленные в древности сооружения и статуи? (семь чудес света)

- Какие чудеса света вы знаете? (Пирамида Хеопса в Гизе, мавзолей в Галикарнасе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Фаросский маяк в Александрии, Колосс Родосский, статуя Зевса в Олимпии.)

- Как произносится «Семь чудес света на англ. яз кто знает? (Seven wonders of world)

Вы, наверное, уже догадались, куда мы отправимся сегодня и что нам предстоит посетить самые чудесные места в мире. Древние греки и римляне все эти места знали и именно они назвали их чудесами света, а было их всего семь. Вот именно об этом мы сегодня и поговорим, а тема нашего урока будет звучать как «Семь чудес света».

Ну что отправляемся к чудесам? Маршрут теперь мы уже знаем ( на экране показан маршрут), у вас у каждого на столе, как у путешественника, есть также карта на которой мы будем отмечать наш маршрут.

Для путешествия нам понадобятся справочник туриста – учебник, древние источники. Проверьте, пожалуйста, все необходимое. А поможет нам совершить путешествие путеводная карта и ваши карты. В добрый путь друзья!

Закройте на секунду глаза. Слышите, как заводится мотор нашей " machine of time"? (звук мотора) В путь! Ребята откройте скорее глаза. Посмотрите, мы приземляемся. Но, что это? Где мы? Что за странное сооружение? Чтобы это узнать, нам необходимо отгадать загадку. (слайды № _____)

Он был царем.

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон.

Повелевать стал всеми

Конечно это …

(Фараон).

- Где же правил этот царь? (Египет)

Значит наша машина приземляется в государстве....

- Все жители Египта верили в загробную жизнь.

- Какое сооружение фараон приказал строить, чтобы его тело покоилось там?

- А что же такое пирамида? Какая самая высокая пирамида? (147 м)

- Когда была построена пирамида Хеопса? (27 в. до н. э.)

- Кто охраняет пирамиды и как он выгладит?

2. Учитель: Удивительные сооружения, не правда ли ребята? А мы отправляемся дальше, посмотрите на экран нашего бортового компьютера, какая у нас следующая остановка?

- Какое из семи чудес света приходилось поливать? (Висячие сады Семирамиды в Вавилоне.)

Созданы по приказу царя Навуходоносора II в VI в. до н. э. для своей жены царицы Семирамиды. День и ночь сотни рабов вращали колоссальные колеса с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду реки Евфрата.

В этих садах провёл свои последние дни в 323 года до н. э. Александр Македонский. Висячие сады были разрушены рекой Евфрат.

- Как река их разрушила?

3. Учитель: Продолжая наш путь мы останавливаемся у невероятного памятника архитектуры спасший большое количество человеческих жизней. А что это за памятник, для этого давайте мы откроем учебники и самостоятельно прочитаем на стр 198-199 п. 2

(В александрийском порту: На острове Фарос, в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, около 280 г. до н. э. был построен самый большой маяк древности. Высота этой трехъярусной башни достигала 135 м. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет. На ее вершине в открытой каменной беседке пылал костер, указывая путь кораблям. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка. Александрийский маяк, простоял около 1500 лет. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из-за выветривания камня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. Название острова превратилось в символ: “форос” стало означать “маяк” отсюда и современное “фара”).

- По приказу кого был построен Фароский маяк?

- На каком острове он был построен?(Фарос)

- На каких животных поставляли горючее для мояка? (ослы)

-Близ какого города располагался маяк?(Александрия Египетская)

- Если «форос» - это маяк, тогда кто знает или догадался какое современное слово здесь спряталось?(фара)

4. Учитель: Теперь мы знаем историю строительства и принцип работы первого маяка. Продолжим наш путь, нас ждет еще много интересного. Ребята посмотрите на карту, куда мы отправляемся, что это, за государство?

- Кому из олимпийских богов принадлежат данные атрибуты?(Статуя Зевса в Олимпии)

В северо-западной части Греции, в городе Олимпии, на родине Олимпийских игр, в 456 г. до н. э. появился храм, посвященный Зевсу. Храм украшала статуя бога, изваянная великим скульптором Фидием. 12 м Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его лицо, обрамленное бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым. Казалось, что Зевс вот-вот улыбнется, поднимется с трона и расправит могучие плечи.

С победой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426 году она была сожжена по приказу римского императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя Зевса исчезла. О ней известно лишь по свидетельствам древних авторов.

5. Учитель: Удивительное скульптура, не правда ли ребята? А сейчас нам предстоит увидеть что-то совершенно не вероятное, самую большую на свете статую юноши и следующая наша остановка это о. Родос в Эгейском море.

- Из пластин построен великан,

Как ворота в город, он поставлен.

Издали он виден морякам

Чтобы путь домой не забывали. (Колосс Родосский)

Давайте послушаем, что нам расскажет об этом юноше местный житель.

(В III в. до н. э. на остров Родос напали войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Известное под именем Колосса Родосского. На торговой площади между морем и городскими воротами стоял бронзовый юноша ростом 36 м. Его могучие ноги были чуть расставлены, ладонью правой руки он прикрывал глаза, всматриваясь вдаль. Голову его украшал венец в форме расходящихся в стороны лучей солнца. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителем. Но жизнь этой статуи оказалась весьма короткой, но слава прочной. Статуя не простояла и полувека. В 224 году до н. э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю).

- Какая сейчас самая высокая статуя в мире, кто знает или видел? (В Китае, 153 м, Статуя Будды Весеннего Храма)

6. Ребята, что-то мы не движемся дальше и компьютер наш молчит.

Смотрите «КЛЮЧ», а разгадать мы его сможем с помощью древнего документа, он у вас на рабочем столе, ознакомившись с ним, мы узнаем соответственно следующую остановку.

Древний документ: (Приложение 1. В городе Эфесе греки, переселенцы в Малую Азию, возвели храм, посвященный богине Артеми­де. Из-за частых землетрясений, свойственных этой местно­сти, храм построили на болотистом месте, чтобы грунт смяг­чал удары стихии. Фундамент возводился на древесном угле и шерсти животных. Размеры храма - 51 на 105 мет­ров. 127 колонн высотой по 18 метров каждая окружали храм в два ряда. Убранство храма создавали всем миром: эфесцы несли свои украшения из золота на возведение хра­ма. В храме были собраны лучшие картины и скульптуры. В 356 г. до н. э. некто Герострат, желая прославиться, поджег храм. Довершили гибель храма болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание. Десятилетия потребовались археологам и архитекторам, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света).

- Итак, следующая наша остановка город…..(Эфес).

- Это чудо света – Храм. Очень дорог грекам, уничтожил его __Герострат__, чтоб __Известным___ стать человеком. (Храм Артемиды в Эфессе). Этот храм был построен на Болотистом месте, чтобы грунт смягчал удары Землетрясения. Окружали храм 127 колонн.

Физкультминутка: греки серьезно относятся к спорту, давайте соблюдать их обычаи, для этого немного разомнемся нам это сейчас полезно:

На разминку 5 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

7. Учитель: Нам бортовой компьютер подготовил небольшой сюрприз в виде мультфильма и мы как раз поймем нашу следующую остановку.

- Итак, наша остановка – столица Карийского царства? (Галикарнас)

- От имени царя Мавсола и произошло слово «мавзолей».

(В Малой Азии, в столице небольшого Карийского царства - Галикарнасе (ныне - город Бодрум в Турции), находилось пятое чудо - великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой царицей Артемисией в середине IV в. до н. э. Это было величественное сооружение из кирпича, облицованное изнутри и снаружи белым мрамором, высотой 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба. Второй этаж был обнесен снаружи мраморной колоннадой, а третий представлял собой многоступенчатую пирамиду. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников. Девятнадцать веков стоял Мавзолей. Не хватка камня привела к гибели целого ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в Галикарнасе. Гробницу царя, которую немного повредило землетрясение, снесли рыцари - иогонисты, построив из неё каменный монастырь – крепость).

8. Учитель: Молодцы ребята справились со всеми заданиями, мы совершили прекрасное путешествие во времени, но пора возвращаться в школу. Каждое чудо света со временем обрастало своими легендами. Кто заинтересуется этими легендами, может прочитать следующую литературу. (Ведущий делает обзор книжной выставки, посвященной чудесам света)

Закрепление.

Скажите, что вы запомнили из нашего путешествия?

Что вам понравилось больше всего, что не понравилось?

Какие новые чудеса света вы увидели?

А кто-то из вас помнит, как произносятся и пишутся "Семь чудес света" на английском языке? (Seven wonders of world).

Чтобы закрепить свои знания, мы с вами поиграем в игру «Отгадай чудо света». Я буду задавать вам вопросы, чем раньше вы отгадаете чудо света, тем больше баллов вы получите. Выиграет та команда, которая наберет большее количество баллов.

Максимальная оценка — 7 баллов. После каждой под­сказки количество баллов сокращается.

Утверждение 1: Это чудо света находилось в одном из древней­ших и прекраснейших городов мира.

Подсказки:

1. Ученые до сих пор не знают точно, в какой части города ОНО находилось.

2. ОНО названо именем одной царицы.

3. С НИМ связаны последние дни великого полководца древнего мира.

4. Ни крепостные стены, ни семиступенчатая башня этого города не могли сравниться с НИМ по красоте.

5. Воины и купцы, возвращавшиеся в город из дальних странст­вий, старались принести для НЕГО свой подарок.

6. Каждому, видевшему это чудо, казалось, будто ОНО висит в воздухе.

Утверждение 2: Своим появлением ОНО обязано великому полководцу древне­го мира. Подсказки:

1. От названия острова, где ОНО находилось, в русском языке появилось слово "фара".

2. Благодаря этому чуду света было спасено нема­ло человеческих жизней.

3. На верху этого прекрасного здания находилась огромная статуя морского бога Посейдона.

4. ОНО имело сложную систему зеркал.

5. На том месте, где ОНО находилось, сейчас расположена кре­пость Каит-бей.

Утверждение 3: . На том месте, где ОНО находилось, осталось лишь маленькое заболоченное озеро.

Подсказки:

1. ЕГО украшали 127 мраморных колонн.

2. Это чудо света было построено дважды.

3. ОНО было и музеем, и хранилищем сокровищ богатых людей того времени.

4. Оно посвящено богине охоты, луны и плодородия.

5. Человек по имени Герострат прославился тем, что уничто­жил ЕГО.

6. ОНО находилось в городе Эфесе.

Скажите, ребята, а какие чудеса света могут быть еще? (современные чудеса света, чудеса России).

Учитель: История нашей страны неотъемлемо связана с историей других государств. И у нас в стране и даже в нашем крае существовало и существует много архитектурных памятников. И, чтобы закончить, а точнее продолжить наше путешествие в качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмыслить какие "Семь чудес света" у нас в России, а может даже в нашем крае.

До свидания. До новых путешествий в увлекательный мир истории