Урок на тему Архимедова сила


Автор: Шакиров Фаниль Мазитович

Место работы: Кемеш-Кульская Сош Мамадышского района Республики Татарстан

Должность: учитель.

Тема урока: Архимедова сила

Цели урока:

Образовательная: оБнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;

Развивающая: Научить применять закон Архимеда;

Воспитательная: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, систематизировать знания. Привить ученикам интерес к науке.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование (для учителя): Штатив, стеклянный сосуд с отверстием для вытекания воды, динамометр, набор грузов, стакан

Для учащихся: динамометр, нить, набор грузов, сосуды с водой, пластилин, шар.

Демонстрация: Опыт по рис 139 учебника, деревянный брусок, мяч, сосуд с водой.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сообщение о целях урока.

2.Актуализация знаний.

Ответить на вопросы:

1.Как формулируется закон Паскаля?

2.Как вычисляется давление жидкости на дно и стенки сосуда?

3.Подготовка к усвоению нового материала.

Постановка учебных проблем:

а/ действует ли жидкость на погруженное в неё тело?

б/ всегда ли жидкость действует на погруженное тело?

в/ как теоретически объяснить это действие жидкости на погруженное в неё тело?

Обратимся к опыту. Опускаем в воду деревянный брусок. Брусок плавает на поверхности воды. Почему деревянный брусок плавает на воде?

Опускаем мяч в воду и убираем руку. Мяч выпрыгивает на поверхность воды. Почему мяч выпрыгивает из воды?

- В воде на погруженные тела действует выталкивающая сила.

- Всегда ли жидкость действует на погруженное тело? Опущенный в воду цилиндр из металла тонет. Заметно ли действие воды на это тело?

4.Объяснение нового материала:

Проведем опыт. Подвесим цилиндр к динамометру, и наблюдаем растяжение пружины в воздухе, а затем в воде.

1.Опыт по обнаружению выталкивающей силы:

1. Определите вес груза в воздухе Р1.

Р1=. . . . Н.

2. Определите вес груза в воде Р2.

Р2 = . . . . Н.

3.Сравните результаты измерений и сделайте вывод.

Р1 . . . . Р2.

Вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2.

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Ответ: жидкость действует на любое тело, погруженное в неё. Эта сила направленная вертикально вверх.

- А как можно найти величину выталкивающей силы?

Ответ: из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.

Мы пришли к следующему выводу. На тело, погруженное в жидкость, действуют две силы: одна сила – сила тяжести, направленная вниз, другая – выталкивающая, направленная вверх.