Сценарий ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Открытое внеклассное мероприятие по химии
« ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»
Задачи мероприятия: Закрепить полученные знания учащимися
на уроке химии по теме химические символы,
ознакомиться с историей возникновения
названий химических элементов, актуализировать
знания учащихся о химических явлениях.
Оборудование: Карточки с древними символами химических элементов
распечатанные головоломки, распечатанные загадки,
лабораторная посуда для опытов, плакаты с первым, вторым
и третьим периодом периодической таблицы, периодическая
таблица химических элементов.
Сценарий мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Дмитрий Иванович Менделеев. Я - великий русский ученый, энциклопедист, физик, химик, технолог, биолог и даже метеоролог. Я создал современную гидратную теорию растворов, уравнение состояния идеального газа, разработал технологию получения бездымного пороха, открыл периодический закон и предложил периодическую систему химических элементов. Вот именно о химических элементах мы с вами сегодня и поговорим.
И так с чего же всё началось?
Первый ученик: Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово «элемент», и произошло это за пять веков до нашей эры. Правда, элементами у древних греков считались земля, вода, воздух и огонь, а вовсе не железо, кислород, водород, азот и другие элементы сегодняшних химиков.
Второй ученик: В средние века ученые знали 10 химических элементов:
7 металлов (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть) и
3 неметалла (сера, углерод, сурьма).
Первый ученик: Алхимики считали, что химические элементы связаны со звездами и планетами и присваивали им астрологические символы. Золото называлось Солнцем и обозначалось кругом с точкой посередине.( ученик показывает карточку с изображением)
Второй ученик: Медь называлась Венерой. Символом этого металла служило « венерино зеркальце». .( ученик показывает карточку с изображением).
Первый ученик: Железо называлось Марсом, и, как полагается богу войны, обозначение этого металла включало щит и копье. .( ученик показывает карточку с изображением)
Второй ученик: В 18 веке укоренилась система обозначения элементов в виде геометрических фигур – кругов, полуокружностей, треугольников, квадратов. Этот способ изображения химических веществ придумал английский ученый физик и химик Джон Дальтон. Вот примеры дальтоновских символов элементов.( показывает нарисованные символы).
Д. И.Менделеев: Наконец, в 1814 году появились символы и названия химических элементов, которыми химики пользуются по сей день. Шведский химик Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой ( или первой и одной из последующих букв) латинского названия элемента. Со многими элементами вы уже познакомились на уроках химии и сейчас мы проверим ваши знания.
Учитель проводит 1-ый конкурс «Головоломки».
Ребята, давайте попробуем отгадать, какие химические элементы здесь спрятались? ( конкурс « головоломка» в приложении.)
Первый ученик: А откуда же взялись названия химических элементов? Почему их так назвали?
Второй ученик: Многие названия отражают представления о функциях элементов в химических реакциях:
Водород – Н – « рождает воду»;
Кислород – О – « рождает кислоту».
Первый ученик: Есть названия элементов, обязанные собой цвету простых веществ и соединений:
Сера – S – от индийского «сира» - светло-желтый цвет;
Хлор – Cl – от греческого «хлорос» - зеленый;
Йод – I – от греческого « иодес» - фиолетовый.
Второй ученик: Названия «бром» Br и «осмий» Os означают «зловоние», «запах».
Первый ученик: Очень многие элементы имеют названия, происходящие от содержащих их минералов: бор В от «буры», кремний Si от «кремня», бериллий Ве от минерала «берилла», который более известен в виде изумруда или аквамарина, литий Li от «литос» - просто «камень».
Второй ученик: Географическое происхождение у символов натрия Na ( от Натрум – имени соленого озера в Африке, где в древности добывали природную соду, карбонат натрия). Медь Cu ( латинское «купрум» - образовано от названия острова Кипр с его богатыми медными приисками).
Первый ученик: Элементы галлий Ga, германий Ge, скандий Sc, полоний Po, европий Eu, америций Am и многие другие названы в честь стран и частей света, где жили их первооткрыватели, городов и даже деревень, где они были найдены.
Второй ученик: Среди названий элементов можно найти имена богов и городов Древней Греции, которыми назвали элементы титан Ti, ниобий Nb, тантал Ta, прометий Pt, ванадий V в честь скандинавской богини весны Ванадис.
Первый ученик: Названия планет солнечной системы – элементы нептуний Np и плутоний Pu, уран U. Имя Солнца – гелий He от греческого « Гелиос» - солнце.
Второй ученик: Название элемента мышьяка As – забавное. Русское слово мышьяк образовалось от слова мышь: из мышьяка издавна делали отраву, чтобы избавиться от мышей.
Первый ученик: А какое название элемента самое неудачное? Считается, что это азот N. По гречески «а-зоос» означает безжизненный. Но этот газ присутствующий в атмосфере, вовсе не ядовит, он просто не пригоден для дыхания.
Учитель проводит второй конкурс « Загадки»
(в ответах должны быть только химические элементы)
1. Я не горюю, а горю
И воду я вам подарю.
Пусть будет дождь,
И снег, и град-
Я натопить природу рад.
( Водород)
( конкурс «загадки» в приложении)
Д. И.Менделеев: Сейчас существует огромное количество химических элементов. И каждый из них занимает свое определенное место в периодической системе элементов. Это наш химический алфавит.
И так, на сцене парад химических элементов!
Первый ученик: В первом периоде, в первом ряду
Два знаменосца гордо идут:
У водорода – один электрон,
И возглавляет шествие он.
Гелий богаче. К чему слова,
Ведь у него электронов – два.
(Выносится плакат с первым периодом)
Второй ученик: Второй период – восемь персон,
Командует литий, последний неон.
За командиром бериллий и бор,
Углерод, азот, кислород и фтор.
Парад идет по своим законам:
Растет в ряду число электронов.
( Выносится плакат со вторым периодом)
Первый ученик: Стройной колонною на парад
Идут элементы за рядом ряд.
Третий период – почти как второй,
Любой из восьми элементов герой.
За натрием – магний и алюминий,
Кремний, фосфор, сера и хлор, аргон.
А чьи электроны активней? Ясно и так.
О чём разговор.
( выносится плакат с третьим периодом)
Второй ученик: В четвертом периоде – рады стараться!
Кавалеристы. Их восемнадцать.
Рыцари славы, металлы удачи,
Сверкая доспехами, смело скачут.
Калий, кальций, скандий, титан,
Ванадий, хром, марганец…
Кто атаман?
Триада железа, медь и другие,
И неметаллы – друзья боевые:
Мышьяк, селен и бром. А криптон –
На правом фланге последний он.
( выносится вся таблица Д. И.Менделеева)
Первый ученик: Пятый период похож на четвертый,
Идут элементы славной когортой.
Но вот за конными и пехотой
Тяжелых войск подступают роты.
Второй ученик: Период шестой, период седьмой –
По тридцать два танка на мостовой …
Д. И.Менделеев: В мире веществ хаоса нет.
Наука химия все одолеет!
« В каждой клеточке – элемент.
И это закон! – сказал Менделеев.
Учитель: Ребята! Давайте вспомним, что изучает наука химия? (вещества, их свойства, их превращения) Назовите мне все признаки химической реакции
( осадок, газ, тепло, цвет, вкус, запах, свет).
И так, вашему вниманию представляются « волшебные реакции»
( Учитель показывает различные опыты ( в приложении))
Учитель: Ребята, наше представление подходит к концу. Мы видим, что вы знаете, любите химию и хорошо справились с конкурсами. И мы хотели бы принять всех участников нашей встречи в ряды юных химиков.
Я прошу вас всех встать и принять клятву.
Д. И.Менделеев читает клятву:
Клянемся два раза в неделю приходить в химическое царство, находящееся в кабинете № 212. – Клянемся!
Клянемся соблюдать правила техники безопасности при проведении практических и лабораторных работ. – Клянемся!
Клянемся получать по предмету химия оценки отлично
и хорошо. – Клянемся!
Клянемся внимательно слушать учителя химии и выполнять все его указания. – Клянемся!
Клянемся быть дружными и трудолюбивыми – Клянемся!
Приложение.
Конкурс « Головоломки»
Р |
О |
Д |
Н |
И |
Й |
О |
Р |
О |
М |
О |
Конкурс « Загадки»:
Я не горюю, а горю
И воду я вам подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град –
Я натопить природу рад. ( Водород)
Я коварный поджигатель
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель
Если только дров дадите. (Кислород)
Вы со мной уже встречались –
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода
Вместе с ним даю я воду. (Водород)
Я светоносный элемент
Я спичку вам зажгу в момент,
Сожгут меня и под водой
Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)
Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (Азот)
У меня дурная слава
Я известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне, ставят памятник за это
И знают имя моё - … (Медь)
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руку, дождь, тельца, руно,
Сечение и линий середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моём? А встарь
Считали все, что я – металлов царь! (Золото)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Сижу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я …. ( алюминием)
Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад
Я уже пылал в костре,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу, -
То в тетради я пишу.
Такова друзья природа элемента …( Углерода)
Химические опыты.
1 опыт. Темно-серая «змея».
В тарелку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре делают углубления и помещают туда смесь из 2г. питьевой соды и 13г. сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, сода разлагается с выделением углекислого газа. Из массы выползает толстая темно-серая «змея».
2опыт. «Несгораемый платок».
Носовой платок (х/б) надо намочить в воде, слегка отжать, пропитать этиловым спиртом. Взять платок щипцами и поднести к длинной лучине с огнем. Спирт вспыхивает и создается впечатление, что платок горит. Горение скоро прекратится, а платок останется невредим.
3 опыт. Исцеление «раны».
Ученику протирают руку ваткой смоченной в растворе хлорида железа трёхвалентного, затем берут тупой нож, опускают в раствор роданистого калия и проводят по руке, обработанной хлорным железом. В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появится красная полоса, похожая на кровь. Затем тампоном ваты, смоченным в растворе фтористого натрия, проводят по «порезу». «Ранка» исчезает.
4 опыт. Извержение «вулкана».
На асбестовую пластинку горкой насыпают две чайные ложки бихромата аммония. Горку поджигают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением.
5 опыт. Облако из колбы.
В большую колбу насыпают кристаллический карбонат натрия слоем 1-2 см. и осторожно наливают водный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой перекрыл кристаллы на 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливают немного концентрированной соляной кислоты. Из колбы валит густой белый дым и медленно сползает на пол.