Конспект урока «Воздействие музыкальной игры на интеллектуальное развитие детей 5-7 лет»


Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №4 «Берегея»

г. Георгиевска Ставропольского края

Конспект урока

«Воздействие музыкальной игры на интеллектуальное развитие детей 5-7 лет »

музыкальный руководитель

Белоусова Елена Петровна

г. Георгиевск

2015 г

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? По утверждению психологов, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д. Б. Эльконин: «... игра» влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных». В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект — физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту.

Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке,

которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры.

Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

Можно выделить три группы музыкальных игр.

Первая группа — игры на развитие внимания (наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух).

1.Д. И. «Ромашка» ( статическая)

2.М. И.«Земля, воздух, небо» (с движением). Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Вторая группа — игры на развитие памяти (осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти).

1.Д. И. «Дружная пара» » ( статическая)

2.М. И. «Фотоаппарат» (с движением) Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания (Дети делятся на 2 подгруппы, одна сидит, другая запоминает порядок сидящих. Под музыку дети ходят по залу, другие меняются местами.)

Третья группа — игры на развитие мышления (Содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и

синтеза).

1 Д. И. «Четвертый лишний» ( статическая) - сравнение, сопоставление, анализ.

2. М. И. «Шарики летят» с движением. Цель. Учить детей выполнять действие по индивидуальному речевому сигналу (порядковое числительное в пределах 10). Дети запоминают свой порядковый номер. Дети, которых озвучили порядковый номер под музыку бегают, как шарики, к ним присоединяются другие. С окончанием музыки игроки приседают, шарики сдулись.

По форме проведения игры подразделяются на:

— статические (стоя или сидя);

— игры с движением;

— речедвигательные игры;

— игры-шутки;

— игры-песни;

— артикуляционные игры;

— игры-забавы;

— игры-загадки;

— ритмические игры.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

познавательную активность;

устойчивый интерес к действованию;

саморегуляцию и самоконтроль;

внимание, память, мышление;

ориентировку в пространстве.

развитие слухового, зрительного, тактильного

восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,

артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2. Оздоровительные:

укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

развитие «мышечного чувства» (способности снимать

эмоциональное и физическое напряжение);

развитие быстроты двигательной реакции.

3. Образовательные:

обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

развитие музыкальных, творческих, коммуникативных

способностей;

формирование умственных умений и действий.

4. Воспитательные:

воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

эстетическое отношение к окружающему;

развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Рефлексия :

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Использование методической литературы:

1. Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и

Подготовительная группы. Ярославль: Академия развития, 2005.

2.Боброва Г. Искусство грации. Л.: Детская литература, 1986.

3.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка.

М.: Педагогика, 1973.

4.Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология

Органов слуха и речи. М.: Владос, 2000.

5.Основы специальной психологии./ Под ред. Е. А. Стребелевой. М.:

Академия, 2002.

6.Репина Т. А. Деятельность и взаимодействие дошкольников. М.:

Педагогика, 1987.