Литературный салон … мне имя - Марина . Открытое внеклассное мероприятие для учителей постоянно действующего семинара Нижнегорского района



Цели И Задачи мероприятия:

1. Образовательные:

1) сформировать представления у учащихся о жизни и творчестве М. И. Цветаевой;

2) познакомить школьников с интересными фактами из жизни поэта;

3) описать историко-культурную обстановку того времени, расширить культурный кругозор учащихся;

4) посмотреть на автора "глазами" ее современников, рассказать о личности поэта;

5) выявить связь между жизнью и искусством в целом.

2. Развивающие:

1) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

2) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

3) развивать выразительное чтение

3. Воспитательные:

1) воспитывать нравственную, духовную личность;

2) воспитывать эстетический вкус;

3) воспитывать интерес к предмету.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Действующие лица: ведущая, девушки, представляющие разную Цветаеву, М. Петровых и юноши, представляющие С. Эфрона, М. Волошина.

Оформление урока: портрет М. Цветаевой на доске, задрапированный тканью, у портрета цветы в вазе, стоит свеча; надписи на доске: "Литературный салон", "...мне имя - Марина...", посвящается Марине Цветаевой", "120 лет со дня рождения"; портреты, коллажи на сменных стендах на стене; в зале полумрак /окна задрапированы тканью/, двери занавешены шторами, на столах свечи, слева у доски имитация диванчика, на который будет присаживаться исполнительница песен на гитаре, гитара; справа стол с выставкой книг о М. Цветаевой, сборники её стихов, статуэтка А. С. Пушкина, воспоминания Анастасии Цветаевой; с краю сидит ведущая. Компьютер, презентация "...мне имя - Марина..."; аудиозаписи стихов, песен; фрагменты фильма "Гении и злодеи. Цветаева, Эфрон /телерадиокомпания "Цивилизация"./"; видеоролики: "Красною кистью рябина зажглась...",

Учитель встречает посетителей салона:

− Добрый день, младое племя! Сегодня вы пришли в литературный салон, где откроете для себя Марину Цветаеву.

Марина Цветаева! Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но за цветочным именем - израненная душа мытаря, скитающегося в бесконечности страстей.

О себе и о своей жизни она говорила: "Возьмите...стихи - это и есть моя жизнь..." В этих словах вся Марина Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

Учащиеся проходят, рассаживаются, звучит мелодия адажио Альбинони /1 слайд - исполнительница Ольга Павенская/

Ученик во время исполнения зажигает свечи на столах, у Марины Цветаевой...

Ведущая. Марину Цветаеву как-то неловко называть "поэтессой". Она была великим поэтом - женщиной. Сегодня мы попытаемся показать вам разную М. Цветаеву.

Её женская судьба - это счастье и страдание, слитые воедино. Вся ее жизнь - это роман с собственной душой, отраженный в стихах.

Цветаева

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ведущая. В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием:

Цветаева

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Ведущая. Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. /7 слайд/

Марина родилась 26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора московского университета, директора Румянцевского музея, основателя московского музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн, удивительной пианистки, мечтавшей из Марины сделать музыкантшу.

Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полёте

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце,

сквозь каждые сети

пробьётся моё своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена - весёлая пена -

Высокая пена морская!

Цветаева

Пока огнями смеётся бал,

Душа не уснёт в покое.

Но имя Бог Ей иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не моЖет тоски.

Мечты иные Ей подал Бог:

Морские они, морские!...

(Этот монолог, своевольный порыв, резко прерывается иной интонацией, в которой явно ощущается тревожное предвестие судьбы.)

Как билась в своем плену

От скрученности,

И к имени моему - Марина -

Прибавьте - мученица...

(Звучит колокольный звон, благовест).

Ведущая. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает. У нее появилась глубокая страсть - книги. Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, уже огромно по количеству и разнообразию: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой... Немецкие и французские романтики: Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер, пьесы Ростана, Гейне, Гете, книги, связанные с Наполеоном. Впрочем, лучше остановиться...

Еще очень рано она ощутила в себе некий говоря словами Блока "тайный жар", сокрытый двигатель жизни и назвала его любовь. Этим словом "заразил" ее Пушкин, когда она тайком от родителей читала его "Цыган". Когда жарко в груди, в самой грудной клетке и никому не говоришь любовь. Сколько лет ей тогда было? Шесть, в крайнем случае семь, но жар в груди уже пылал "Тайный жар и есть жизнь", - скажет она позднее.

Фрагмент 12 "Поступь лёгкая моя..."

Ведущая. Какой была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета вино­града.

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза

Зеленые - соленые -

Крестьянские глаза.

Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: "Хотите, я вам прочту стихи?"

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

Весело встреть мой "Волшебный фонарь".

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

Ведущая. В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи на собственные средства выпустила Марина первый поэтический сборник "Вечерний альбом". Нужно было иметь огромное мужество, чтобы сделать это. Его заметили.

Первый заметил ее стихи поэт Волошин, встретился с Мариной, Написал статью на ее сборник, а затем стихи.

Вот четверостишие из него:

Волошин. Кто вам дал такую ясность красок?

Кто вам дал такую точность слов,

Смелость все сказать от детских ласок

До весенних новолунных снов?

Ведущая. Есть такие голоса,

Что смолкаешь; им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря.

Ведущая. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными, сначала была безоблачной, но недолго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами.

Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим...

И, наконец, - чтоб было всем известно!

Что ты любим, любим! любим! любим! -

Расписывалась - радугой небесной.

Ведущая. Где-то в начале совместной жизни она сказала: Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно". Он был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.

Ведущая. Однажды сказала Марина Ивановна: "... всю жизнь напролет пролюбила не тех...". Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причины частых и горьких разочарований.

/слайд /

Ведущая Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности-жена, не на бумаге! -

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

Ведущая. Посвящено это стихотворение мужу Марины - Сергею Яковлевичу Эфрону.

Звучит "Милый друг, ушедший дальше, чем

За море"

Ведущая. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк:

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не поплывет под нашими ногами.

Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры М. Минцу.

Учитель. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи. К ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы

Звучит романс М. Таривердиева "Мне нравится" на стихи М. Цветаевой. Раритет вставить

Стихотворение "Молитва". Девушка в чёрном платье стоит у стены, руки скрещены, голова опущена. При чтении последней строфы в ткань композиции врывается горестный голос, несущий предчувствие беды.)

Цветаева

Христос и Бог! Я жажду чуда

(Руки "взлетают" вверх, лицо "обращено

К небу")

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты, мудрый, ты не скажешь строго:

"терпи, еще не кончен срок".

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

(На середине сцены)

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звёздам в чёрной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день.

Люблю и крест, и шёлк, и каски,

Моя душа мгновений след...

(Звучит музыка Альбинони)

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет!

(Накрывается накидкой, опустив голову...)

(Раздаётся сильный удар

Колокола...

Голос (юношеский) издалека окликает героиню: "Марина!..")

Пастернак.

Мне так же трудно до сих пор

Вообразить тебя умершей,

Как скопидомкой, мильонершей

Средь голодающих сестёр...

(Героиня оборачивается, снимает накидку, продолжая свой монолог, встаёт).

Цветаева.

Если душа родилась крылатой -

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей и что - Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца неразрывно - слитых:

Голод голодных и сытость сытых!

Ведущая. 5 сентября 1912 года родилась дочь Аля Ариадна Эфрон, которая станет для матери и ребёнком и подругой, и первым читателем.

Цветаева всегда стремилась дать детям как можно больше души. Несмотря на свой возраст (ей было всего 20 лет), она вкладывала в них

Поэзию, Музыку, Роман (бессмертное произведение)тику, Природу и Любовь.

Ведущая. Особенность Цветаевой с первых ее поэтических книг в том, что каждое возникающее в ней чувство пугающе разрастается, надолго выбивает из пресловутой житейской колеи, потрясает до основания все существо поэта, превращая его в испепеляющую лаву неудержимой страсти.

Звучит песня: "Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..."

Ведущая. Первая мировая война, год 1914.

"В 1914 году Сережа отправляется на фронт с санитарным поездом... в качестве брата милосердия". После Октября Сергей Эфрон был в рядах белой армии А жизнь продолжается...

Ведущая. Ещё один рубец на сердце, ещё одна седая прядь...

В 1921 году Марина Ивановна узнала, что муж её жив - она получила от него первую весть.

С. Эфрон. "Наша встреча с Вами была величайшим чудом, и ещё большим будет наша встреча грядущая. Когда я о ней думаю, сердце замирает: страшно - ведь большей радости и быть не может, чем та, что нас ждёт".

Цветаева. "С сегодняшнего дня - жизнь! Впервые живу",- записала Марина в своем дневнике, и тут же - письмо к Сереже: "Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то - во всяком случае - каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела. Последние вести о Вас: Ваше письмо к Максу, потом пустота. Не знаю, с чего начать. Знаю с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам..." (оборвано).

Ведущая. Уезжает к мужу, к любимому. Рождается сын - Георгий - в семье его будут звать Мур, очень светлый и счастливый период; Из дневника: "Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю, какого-то тоскливого, умиленного, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил...

Буду любить его - каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть.

Мальчиков нужно баловать, - им, может быть, на войну придется".

В это время издаются сборники "Разлука" и "Психея", "Ремесло", "Царь-девица", "К Блоку"; 1928 г. "После России". И - перестали издавать. В эмиграции она, увы, не прижилась - возникает общество "Дружбы с СССР", и муж ее - активный деятель этого союза; на западе их воспринимают чуть ли не как предателей и отступников.

Цветаева. "Сын рос, дочь взрослела. В Париже я никому не нужна. Есть знакомые. Но какой холод я ощущаю постоянно. Все меня выталкивают в Россию, в которую ехать не могу. Здесь я не нужна, там я невозможна".

В огромном городе моем - ночь.

Из дома сонного иду - прочь,

И люди думают: жена, дочь, -

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть.

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому - вслед,

И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,

Ночного листика во рту вкус,

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам - снюсь...

Ведущая. В 1939 г. М. Цветаева вернулась с сыном в Россию, вслед за мужем, за дочерью. Они в России с 1937 г. Цветаеву терзают две боли: боль за сына и боль ее самой за Россию. Сын ее и дитя России ведь - но родины нет, ее предстоит обрес­ти - в стихах глубочайший психологический анализ.

Еще 2 года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата - За что? - непохожесть? Нетерпимость? Неумение приспособляться к чему бы то ни было? За право быть самой собой?

Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую.

Ведущая. Город Елабуга - последнее земное пристанище неукротимой души поэта. 31 августа 1941 года великий русский поэт Марина Цветаева повесилась.

(Звучит "Адажио" Альбинони. Пауза. Минута молчания. На фоне музыки - слова Цветаевой).

Цветаева. Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".

Ведущая. Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет расстрелян, он переживёт Марину на 46 дней, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.

Помолись, дружок, за бессонный дом...

Исполняется песня "Реквием"

Уж сколько их упало в бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос

И золото волос.

И будит жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом

И не было меня.

Изменчивый как дети, в каждой мине

И так недолго злой,

Любивший нас, когда дрова в камине

Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем (что мне, ни в чем не знавшей меры.

Чужие и свои?!)

Я обращаюсь с требованием веры

И с просьбой о любви.

За то, что мне - прямая неизбежность

Прощение обид.

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

Послушайте, еще меня любите

За то, что я умру...

М. Петровых (Из актового зала выходит поэт, читая стихи, идёт к Цветаевой. Присаживается на диванчик)

Не приголубили, не обогрели.

Гибель твою отвратить не сумели.

Неискупаемый смертный грех

Так и остался на всех, на всех.

Господи, как ты была одинока.

Приноровлялась к жизни

жестокой!

Даже твой сын в свой короткий

срок

Как беспощадно он был жесток!

Сил не хватает помнить про это -

Вечно в работе, всегда в нищете,

Вечно в полете.

О путь поэта...

Время не то и люди не те.

М. Петровых

Эфрон: "...Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убило многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник - доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая"!

Ведущая. Без Цветаевой русская поэзия уже немыслима. А в периоды переломных эпох, когда все ищут новую силу, новое слово, поэзия Цветае­вой всегда будет обретать второе дыхание, будет источником энергии для поколений и вдохновением для творцов.

Цветаева и погибла, потому что к этому моменту всю свою душевную и всякую другую энергию отдала творчеству. Энергии на то, чтобы продолжать жить, уже не оставалось.

В двадцать лет Марина писала:

Идешь на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

(Звучит аудиозапись: "Идёшь на меня похожий...")

Учитель. Она представляла себя в могиле - и оттуда говорила с прохожими (хотя людей на кладбище как-то не хочется называть прохожими). Она еще играла в жизнь и в смерть. Как играла в то же самое ранняя Ахматова, молодой Гумилёв, да и многие поэты играют...

Но в этом стихотворении запечатлена такая девическая чистота, такая целомудренность и ласковое, светлое чувство к миру, что его, это стихотворение, хочется считать итоговым, через него хочется воспри­нимать мрачную гибель поэта - душа как бы вылетела из мрака и снова стала душой двадцатилетней Цветаевой.

"Прохожий, остановись!" Все мы - п р о х о ж и е. Но остановиться и открыть для себя мир Марины Цветаевой - это необходимо челове­ку даже в наше супербыстрое и мало поэтическое время.

Учитель дарит коробку-сюрприз "Открой...

Поёт Жанна Бичевская "Молитва"

Звучит "Адажио" Альбинони, фонариком высвечивается портрет М. Цветаевой. Аудио 28

Учитель читает открытое письмо М. Цветаевой, предназначенное для детского журнала на русском языке.

" Милые мои дети!

Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы - люди или нелюди - как и мы. Но говорят, что вы особая порода, ещё поддающаяся воздействию.

Поэтому:

- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.

- Но оттого, что я полью этой воды, ведь он её не получит.

-Не получит, но на свете станет меньше одним бессмысленным преступлением.

- Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближайший забор, ибо есть не только пустыня, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, а не с земли.

Никогда не говорите, что все так делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! Ну, а если вам скажут: "Так никто не делает" ( не одевается, не думает и т. п.) - отвечайте: " А я кто!".

- Не ссылайтесь на "не модно", а только на " не благородно".

- Не слишком сердитесь на своих родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они - родители, для самих себя - я! Не исчерпывайте их - их родительством.

- Увидя на дороге камень - уберите, представьте себе, что вы бежите и расшибёте себе нос; из сочувствия ( хотя бы себе - в другом) уберите.

- Не торжествуйте победу над врагом. Достаточно - сознания.

- Когда вам будут говорить: "Это романтизм", вы спросите: "Что такое романтизм?" - и вы увидите, никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им) - слово, смысл которого они не знают. Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского: "Роман (бессмертное произведение)тизм - это душа" (Письмо Марины Цветаевой - детям, зима 1937-1938г. г.).