Тематическое планирование по предмету «Живопись» 5 класс - скачать бесплатно
Тематическое планирование
По предмету
Живопись
5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (70 ч)
Наименование темы |
Часы |
Содержание теоретического материала |
Практическая работа |
Используемые материалы |
Учебно-универсальные действия |
Домашнее задание |
|
четверть Древние корни народного искусства (18 ч) |
|||||||
1 |
Древние образы в народном искусстве |
2 |
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки. Древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы |
Выполнение живописной работы на тему Образ древа жизни , создание обобщенных изображений на основе традиционных образов |
ГУашь, кисть, бумага, карандаш, ластик |
Познавательные УУД ( самостоятельное создание живописного образа древа жизни, выбор цветовой гаммы) |
Наброски деревьев |
2 |
Убранство русской избы |
2 |
Дом как микрокосмос, словно-символический характер в украшении избы снаружи. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). |
Изображение деревенской избы снаружи по древне - русским традициям с живописным убранством (нарядом) крестьянского дома: охлу пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. |
ГУашь, кисть, бумага, карандаш, ластик |
Регулятивные действия(Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности ) |
Наброски в интерьере |
3 |
Внутренний мир русской избы |
2 |
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. |
Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда). |
Акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик |
Умение сосредоточиться на выполнении задания, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. |
Зарисовки стульев, столов |
4 |
Конструкция и декор предметов народного быта |
2 |
Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь - образ. |
Изображение украшенного предмета русского быта (прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. |
Смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. |
Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. |
Наброски предметов быта |
5 |
Русская народная вышивка |
2 |
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери - земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет). |
Создание эскиза вышитого полотенца, скатерти по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца живописным орнаментом вышивки |
Восковые мелком и акварельная заливка кисть, бумага |
Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные вари-анты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. |
Наброски элементов одежды |
6 |
Народный праздничный костюм |
4 |
Общая цветовая гармония женского праздничного костюма: определенная цветовая гамма (теплая и холодная) как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма. Головной убор. Женский пояс как элемент декоративного оформления костюма. Украшения женского и праздничного костюма: галуны, золотошвейный орнамент, цепочки с подвесками. |
Изображение русской красавицы в народном праздничном костюме. Украшение как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма |
ГУашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик |
Уметь характеризовать своеобразие и отличительные черты художественно-эстетического оформления русского женского костюма (праздничный костюм девушки и замужней женщины). |
Наброски фигур людей на улице |
7 |
Народные праздничные обряды (обобщение темы) |
4 |
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. |
РАскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору) |
ГУашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик |
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства |
Зарисовки групп людей |
2 четверть Связь времен в народном искусстве (16 ч) |
Костюм |
||||||
8 |
Древние образы в современных народных игрушках |
2 |
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). |
Создание своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Учитывать особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. |
ГУашь, кисть, бумага, карандаш, ластик |
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. . |
Наброски мягких и резиновых игрушек |
9 |
Искусство Гжели |
4 |
Значение промысла Гжели для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие посудных форм, единство формы и декора. |
Изображение выразитель-ной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги. Сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с тенями , дающий пятно с игрой тональных переходов — от свет-лого к темному. |
ГУашь, кисть, бумага, карандаш, ластик |
Осознавать нерасторжимую связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — мазка с тенями .Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы |
Наброски цветов |
10 |
Искусство Городца |
4 |
Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи. |
Изображение живописной работы в технике росписи городец на тему Город ,На прогулке и др. с использованием характерных особенностей росписи |
ГУашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически Оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и Гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции |
Наброски зданий, элементов декора домов |
11 |
Хохлома |
2 |
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или травка , — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. |
Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом. |
ГУашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Иметь представление о видах хохломской росписи ( травка , росписьпод фон ,Кудрина ),различать их.Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы |
Зарисовки растений по памяти |
Жостово. Роспись по мелаллу |
2 |
Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. |
Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. |
ГУашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. |
Наброски посуды: чайников, сковород, кружек |
|
12 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
2 |
Выставка работ и беседа на тему Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту |
Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине по народным художественным промыслам |
Карточки с вопросами, карандаш, бумага |
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. |
Создание своей собственной росписи, придумать ей название |
3 четверть Декор - человек, общество, время (20 ч) |
|||||||
13 |
Зачем людям украшения |
4 |
Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. |
Изображение с особенностями декора людей разного статуса и разных стран (Древний Египет, Индия, Русь и др.)Украсить их одежду согласно статусу в обществе |
ГУашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). |
Придумать украшение для себя |
14 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества |
4 |
Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея и др) |
Изображение аксессуара в египетском стиле, поиск выразительной формы, украшение его узором, в котором используются характерные знаки-символы. |
ГУашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы |
Зарисовки египетского орнамента |
15 |
Одежда говорит о человеке |
4 |
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17 в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. |
Выполнение работы Бал во дворце (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах |
ГУашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме Костюм разных социальных групп в разных странах . |
Наброски одежды человека |
16 |
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
4 |
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов разных стран. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. |
Создание по образцу герба Или изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба по выбору |
ГУашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения |
Придумать герб своей семьи, эмблему класса, школы |
17 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) |
4 |
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. |
Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. |
Бумага, карандаш, ластик |
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зри-тельного материала по декоративно - прикладному искусству. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. |
Наброски костюма |
4 четверть Декоративное искусство в современном мире (14 ч) |
|||||||
18 |
Современное выставочное искусство |
7 |
Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. |
Выполнить копию с живописной работы современного художника |
ГУашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли вы-разительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. |
Разработать рамку для своего произведения, сделать паспарту |
19 |
Ты сам - мастер |
7 |
Новые черты современного искусства. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. |
Участие в отчетной выставке работ по изобразительному искусству на тему Украсим школу своими руками . |
ГУашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель |
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу от простого — к сложному . |
Нарисовать эскиз витража, коллажа, наброски людей на выставке |